Продолжение. Предыдущая часть - http://www.proza.ru/2019/08/15/1313
Если от музея Кафки провести условную прямую линию через правую береговую опору Манишева моста, то на пересечении этой линии с улицей Визенска (Vеzenska, произносится "Вьезенська" в переводе с чешского - "тюремная"), у Испанской синагоги мы обнаружим памятник Кафке и его творчеству работы известного чешского скульптора Ярослава Рона.
К этому памятнику, на другой берег Влтавы, мы мысленно и перенесёмся на несколько минут, прежде чем войти в экзистенциальное пространство музея Кафки.
Скульптура Ярослава Рона установлена в родном районе знаменитого писателя. Как выглядел этот район во времена детства и юности Франца, мы увидим в оригинальном кинозале музея.
Скульптура явно "не для простых умов": что может означать фигура элегантного господина, сидящего на загривке пустого костюма гигантского размера?!
Официальная, если можно так выразиться, версия объясняет, что это призыв Кафки-философа к человечеству выбраться из оков повседневности, отрешиться от бесконечных мелочных забот и взглянуть на происходящее в мире сверху - глобально, как теперь модно говорить.
К версии призыва "взглянуть сверху" хотелось бы добавить, что многие писатели не смогли вовремя принять меры даже для того, чтобы защитить себя и своих близких от стремительно надвигавшегося нацизма.
Все сёстры Кафки погибли в гитлеровских концлагерях. Погибла в лагере и Милена, хотя она не была еврейкой, но стала коммунисткой и активной участницей Сопротивления.
Распространено мнение, что скульптура Ярослава Рона создана под влиянием фантастического рассказа Кафки "Описание одной борьбы". Подробнее об этом можно прочесть в публикации Татьяны Виноградовой (http://www.proza.ru/2016/05/05/145).
На мой взгляд, многие приведенные именно в этом рассказе Кафки детали не соответствуют внешнему виду скульптуры.
Скорее это только некоторое внешнее сходство. В данном случае, поместив личность над "толпой", Кафка исследует взаимовлияние личности и общества, которому эта личность вроде бы собирается "служить".
В частности, мне эта скульптура напомнила строки Франца Кафки из его первого романа "Америка", известного также под названием "Пропавший без вести".
Речь о фрагменте, описывающем как главный герой, молодой немец по имени Карл, попавший в Америку в начале прошлого века, наблюдает с верхнего балкона многоэтажки за разворачивающимся внизу предвыборным митингом.
История о том, как и почему Карл попал на этот балкон, заслуживает отдельного внимания. Надеюсь, читатель найдёт в себе силы "продраться" сквозь некоторые сложности языка Кафки и прочтёт этот рассказ сам.
Дело в описываемом отрывке происходит поздно вечером, когда большинство жителей района уже отошли ко сну.
Вдруг, как пишет Кафка: "…откуда-то издали, из глубины переулка послышалось ритмичное буханье барабанов и заливистое пение труб.
Отдельные выкрики, стремительно приближаясь, переросли в единый всеобщий рев.
Карл обернулся — на все балконы вокруг снова высыпали люди.
Наконец из темноты появились трубачи и барабанщики, они выползали широкой колонной, за рядом ряд…
Тем временем внизу вслед за музыкантами на улицу вползла главная часть шествия.
На плечах у здоровенного детины важно восседал некий господин, — отсюда, с высоты, можно было разглядеть только его отсвечивающую лысину, над которой он приветственно помахивал цилиндром".
Как оказалось, завтра в этом округе должны выбирать судью, и господин, которого несут, является одним из кандидатов на этот пост.
Далее Кафка очень убедительно описывает, как по мере нарастания толпы и подогрева её алкоголем за счёт кандидата последний из центра внимания и поклонения превращается в игрушку этой дикой массы и уже толпа решает, куда направит она свою энергию.
А человек "над толпой" должен выбрать, пытаться ли противостоять дикой силе, рискуя быть сметённым ею, или слиться с ней и использовать её необузданную мощь в своих сугубо личных целях.
Эти две темы – человека и толпы с одной стороны и необходимости постоянно вглядываться в себя сверху с другой стороны - присутствуют и в других произведениях Франца Кафки, в частности, в упомянутом выше "Описании одной борьбы", – он считал это действенным средством искоренения присущих человеку слабостей.
Вот так. Чем не марксистское толкование буржуазной демократии?!
Но советским литературоведам этого показалось недостаточно.
В предисловии к сборнику "Из дневников. Письмо отцу", Москва "Известия" 1988, написано: "Советские литературоведы и некоторые литературоведы социалистических стран немало сделали для того, чтобы развеять миф о Кафке (как о пророке нашего времени – Б. Г.), дать подлинно марксистское истолкование его сложного и противоречивого творчества".
И вот спустя тридцать лет после этих слов можно констатировать, что Кафка-пророк продолжает завоёвывать умы и души людей, а "марксистское истолкование" куда-то бесследно исчезло…
А что же всё-таки конкретно изображает скульптура Ярослава Рона, которую читатель видит на моих снимках?
Для ответа надо читать Франца Кафку, по крайней мере упомянутые выше произведения.
Хотя намёк содержится в моей заметке.
Мы заходим в музей Кафки. Лучшей публикацией о нём, по-моему, является работа настоящего литератора Татьяны Виноградовой (http://www.proza.ru/2016/05/05/145).
К этой же публикации, но ещё и с великолепными фотографиями читатель может перейти по следующим ключевым словам:
Татьяна ВИНОГРАДОВА МУЗЕЙ КАФКИ В ПРАГЕ
Продолжение следует…