Прага. Вокруг Кафки. Часть 3

Борис Готман
  Продолжение. Предыдущая часть - http://www.proza.ru/2019/08/15/1313

  Если от музея Кафки провести условную прямую линию через правую береговую опору Манишева моста, то на пересечении этой линии с улицей Визенска (Vеzenska, произносится "Вьезенська" в переводе с чешского - "тюремная"), у Испанской синагоги мы обнаружим памятник Кафке и его творчеству работы известного чешского скульптора Ярослава Рона.
   
  К этому памятнику, на другой берег Влтавы, мы мысленно и перенесёмся на несколько минут, прежде чем войти в экзистенциальное пространство музея Кафки.

  Скульптура Ярослава Рона установлена в родном районе знаменитого писателя. Как выглядел этот район во времена детства и юности Франца, мы увидим в оригинальном кинозале музея.
   
  Скульптура явно "не для простых умов":  что может означать фигура элегантного  господина, сидящего на загривке пустого костюма гигантского размера?!

  Официальная, если можно так выразиться, версия объясняет, что это призыв Кафки-философа к человечеству выбраться из оков повседневности, отрешиться от бесконечных мелочных забот и взглянуть на происходящее в мире сверху - глобально, как теперь модно говорить.
 
  К версии призыва "взглянуть сверху" хотелось бы добавить, что многие писатели  не смогли вовремя принять меры даже для того, чтобы защитить себя и своих близких от стремительно надвигавшегося нацизма.
 
  Все сёстры Кафки погибли в гитлеровских концлагерях. Погибла в лагере и Милена, хотя она не была еврейкой, но стала коммунисткой и активной участницей Сопротивления.

  Распространено мнение, что скульптура Ярослава Рона создана под влиянием фантастического рассказа Кафки  "Описание одной борьбы". Подробнее об этом можно прочесть  в публикации Татьяны Виноградовой (http://www.proza.ru/2016/05/05/145).

  На мой взгляд, многие приведенные именно в этом рассказе Кафки детали не соответствуют внешнему виду скульптуры.

  Скорее это только  некоторое внешнее сходство.  В данном случае,  поместив личность над "толпой", Кафка   исследует  взаимовлияние личности и общества, которому эта личность вроде бы собирается "служить".
 
  В частности, мне эта скульптура напомнила строки Франца Кафки из его первого романа "Америка", известного также под названием "Пропавший без вести".

  Речь о фрагменте, описывающем как главный герой, молодой немец по имени Карл, попавший в Америку в начале прошлого века, наблюдает с верхнего балкона многоэтажки за разворачивающимся внизу предвыборным митингом.

  История  о том, как и почему Карл попал на этот балкон,  заслуживает отдельного внимания. Надеюсь, читатель найдёт в себе силы "продраться" сквозь некоторые сложности языка Кафки и прочтёт этот рассказ сам.
 
  Дело в описываемом отрывке происходит поздно вечером,  когда большинство жителей района уже отошли ко сну.
 
  Вдруг, как пишет Кафка:  "…откуда-то издали, из глубины переулка послышалось ритмичное буханье барабанов и заливистое пение труб.
 
  Отдельные выкрики, стремительно приближаясь, переросли в единый всеобщий рев.
 
  Карл обернулся — на все балконы вокруг снова высыпали люди.
 
  Наконец из темноты появились трубачи и барабанщики, они выползали широкой колонной, за рядом ряд…

  Тем временем внизу вслед за музыкантами на улицу вползла главная часть шествия.
 
  На плечах у здоровенного детины важно восседал некий господин, — отсюда, с высоты, можно было разглядеть только его отсвечивающую лысину, над которой он приветственно помахивал цилиндром".

  Как оказалось, завтра в этом округе должны выбирать судью, и господин, которого несут, является одним из кандидатов на этот пост.
 
  Далее Кафка очень убедительно описывает, как по мере нарастания толпы и подогрева её алкоголем за счёт кандидата последний из центра внимания и поклонения превращается в игрушку этой дикой массы и уже толпа решает, куда направит она свою энергию.

  А человек "над толпой" должен выбрать, пытаться ли противостоять дикой силе, рискуя быть сметённым ею, или слиться с ней и использовать её необузданную мощь в своих сугубо личных целях.

  Эти две темы – человека и толпы с одной стороны и необходимости постоянно вглядываться в себя сверху с другой стороны - присутствуют и в других произведениях Франца Кафки, в частности, в упомянутом выше "Описании одной борьбы", – он считал это действенным средством искоренения присущих человеку слабостей.

  Вот так. Чем не марксистское толкование буржуазной демократии?!

  Но советским литературоведам этого показалось недостаточно.

  В предисловии к сборнику  "Из дневников. Письмо  отцу", Москва "Известия" 1988, написано: "Советские литературоведы и некоторые литературоведы социалистических стран немало сделали для того, чтобы развеять миф о Кафке (как о пророке нашего времени – Б. Г.), дать подлинно марксистское истолкование его сложного и противоречивого творчества".

  И вот спустя тридцать лет после этих слов можно констатировать, что Кафка-пророк продолжает завоёвывать умы и души людей, а "марксистское истолкование" куда-то бесследно исчезло…

  А что же всё-таки конкретно изображает скульптура Ярослава Рона, которую читатель видит на моих снимках?

  Для ответа надо читать Франца Кафку, по крайней мере упомянутые выше произведения.

  Хотя намёк содержится в моей заметке.
 
  Мы заходим в музей Кафки. Лучшей публикацией о нём, по-моему, является работа настоящего литератора Татьяны Виноградовой (http://www.proza.ru/2016/05/05/145).

 К  этой же публикации, но ещё и с великолепными фотографиями читатель может перейти по следующим ключевым словам: 

  Татьяна ВИНОГРАДОВА МУЗЕЙ КАФКИ В ПРАГЕ
 
  Продолжение следует…