Абзац 131. проигрыватель

Николай Проценко
 Не знаю, что было причиной слуха о том, что у Килькинова работают классные специалисты. Что правда, то правда, от конструкторов мы не получали ни одной претензии. Думаю, что появлению такого слуха, способствовал калым начальника нашего цеха и метод его отбора специалистов. Время и точность при выполнении задания - это было его критерием для принятия на работу. Остальные человеческие качества его не интересовали. Когда мы, по его примеру, стали калымить после работы, он на это не обращал внимания. Володька, для разработки платы, подключил меня. Надо было компактно разместить радиолампы, конденсаторы и сопротивленя, поместив всё это в коробку. Я сделал чертёж. Володька показал его соседу. Придя на работу, Володька сообщил мне: - Еврейчик дал добро. Будем делать. Любителей слушать Голос Америки и Би-би си оказалось много. Так мы стали пособниками англосаксонских фашистов в информационной войне против СССР. У меня радиоприёмника не было. В это время на нашей улице прокладывали канализацию и водопровод. У нас, пока ещё, не было электричества. О полёте Юрия Гагарина я узнал на заводе. Поэтому, о чём болтали голоса, я не знаю. Я и Володька задерживались после смены, а Толик уходил. Однажды, Толик ушёл и минут через 15 возвращается в цех с каким-то аппаратом. Рассказывает: - Выхожу. Охранник останавливает меня и ведёт из проходной, к стоящей у обочины тротуара Волге. В автомобиле, с опущенным стеклом, за рулём сидит мужик. Охранник говорит ему: - Вот, кого, ты, хотел увидеть. Мужик открывает дверцу с другой стороны и говорит мне: - Иди садись! Я сажусь. Спрашивает: - Ты, у Килькинова работаешь? - Да. Отвечаю. - Слесарь? - Слесарь. Он с заднего  сидения достаёт эту бандуру, показывает на аппарат и спрашивает: - Такую сделать сможете? Я её беру и спрашиваю: - Это, что такое? - Патефон для машины.  Друг из Голландии привёз. Тебя, как зовут? - Толик. - А меня Джемал. - Это же надо разобрать и посмотреть. Говорю я. Он говорит: - Вай мэ! Какой разговор? Забирай, разбирай, смотри. Приеду через неделю. Дашь ответ. Вот, Студент, разбирай, смотри и говори, сможем мы сделать такую штуку или нет? Эта штука лежала в сумке. Володька достал её и поставил на мой стол. Я выкрутил винты с задней крышки. Мы заглянули внутрь. - В принципе, механика не сложная, а где мы  будем брать двигатель и электрику? - Спросил я. Володька понянчил её на руках и говорит: - Килограмма два весит. Про электрику можно у Еврейчика спросить. Толик: - Бери и неси Еврейчику. У нас неделя сроку. Володька сумку с патефоном унёс домой. На следующий день мы узнали. Володькин сосед про электрику сказал: - Мелочь. Цацку надо показать Грише Когану.- Гриша, это кто? - спросил я. - Гриша - это ГОЛОВА! говорит сосед. Ч отдпл ему сумку с аппаратом. Он покажет цацку Грише. Завтра узнаете ответ. Пока не наступило завтра, придётся рассказать о вчера. Затуливетровы были эвакуированы в Тбилиси из Таганрога вместе с оборудованием завода. Юра Самодуров - молокан. Родился в Тбилиси. Его предков переселили в Закавказье в царские времена. Мои родители завербовались на работу в Грузию в 1932 году. В период коллективизации. В 1927 году Сталин приказал правительству Грузии превратить Колхидскую низменность в чайную житницу для СССР. Однако, все процессы естественные и неестественные (человеческие) имеют три стадии: подготовительную, основную и заключительную. Прежде чем появиться на белом  свете, после осеменения, ребёнка, проходит двеять месяцев. Вулкан тоже не взрывается сразу. Урагану тоже надо созреть. Приказ Сталин издал. Но, надо было провести исследования, соствить проект, назначить начальников, обустроить место для проживания рабсилы. Для этого нужно время. Проведя подготовку, начальство этого проекта разослало вербовщиков за рабсилой в Краснодарский и Ставропольский края. В 1932 году в Пелагиаде началось раскулачивание с коллективизацией. Старики приказали молодёжи вербоваться на работу в Грузию. "Там, хоть с голоду не подохните!" Молодые, от пятьнадцати лет и старше, на станции Пелагиада завербовались. Приехали на поезде в Новороссийск. Оттуда пароходом в Батуми. Из Батуми в Озургети. Там их поместили в бараках. Они, под лай шакалов по ночам, сажали чайные плантации. После, гурийские женщины, собирали чайный лист, становились Героями социалистического труда. Из Озургети, когда закончились работы на плантациях, пелагиадцы дружно переехали в Тбилиси на строительство электровозного ДПО. Когда весной 1961 года, по заданию преподавателя, читал "Капитал", по своей учебной обязанности, то уже имел две профессии: Механика самолёта и слесаря. Как механик самолёта я знал его устройство. У самолёта был каркас (скелет) покрытый обшивкой (кожей), а внутри находились системы: Двигатель (сердце), ёмкости для горючего (желудок), система питания (трубопроводы). Трансформатор (преобразоатель энергии вращения в электрическую). Система электроснабжения, гидросистема, пневмосистема, механическая система управления самолётом, навигационная система (приборы), голова с глазами и ушами, начиная от насекомых, змей, животных, зверей и людей. Управляющий (командир) сидел в кабине. В моём воображении возникла страна с её границами и  экипажем (государством). С её системами. Без командира (князя ли, царя ли. императора ли, генсека ли, президента ли) ни  как нельзя. А вот, как слесарь, я знал, что все системы состоят из деталей. Я детали изготавливал. Для изготовления деталалей нужен инструмент, в том числе, контрольный. "Капитал" - второе философское произведение после библии, которое я прочитал. ТРУД И КАПИТАЛ в моём воображении были не абстрактными терминами, а олицетворёнными. Я видел человека - пролетария и человека - капиталиста с набором их профессиональных знаний и умений. Когда я услышел, что Гриша - это ГОЛОВА, мне стали интересны его поступки. Когда завтра, превратилось в сегодня, мы узнали, что сказал Гриша. Гриша сказал: - Игрушка интересная. Пусть ребята познакомят меня с Джемалом. Если Джемал вложится в дело, тогда я поговорю с ребятами. Мы сказали Толику: - Ты будешь нашим доверенным в этих переговорах. Если говорить в масштабах человечества, то в США, на Западе и в Японии начиналась эра индивидуальной автомобилизации населения. В Тбилиси после амнистирования политзаключённых, как сорняки, стали появляться: пивнушки, хашные с чачой, винные подвальчики, забегаловки, рыгаловки, даже ресторанчики с музыкантами. У этих злачных мест стали кучковаться воришки. Наступила эра игроманов и стиляг. Очко и тринька стали вытеснять нарды. Появились кодлы трамвайных воров. Появились крышеватели. Появились валютчики и поговорка: "Долар - он и в Африке долар!" Стали асфальтировать дорогу от Переходного моста на Тбилисское море, а на берегу Тбилисского водохранилеща строили ресторан. В районе Глдани возводили Тбилисские Черёмушки. Людей из коммуналок переселяли в этот район. Строили электровозостроительный завод и метро. В парке на горе Мтацминда возводили телевизионную вышку. В книжных магазинах появились дорогие перьевые ручки, ленинградского завода "Союз". Стали появляться первые шариковые ручки. Тбилиси разрастался численно. Окрестные сёла богатели. Когда приехал Джемал, Толик и Володька поехали с ним к Еврейчику. Еврейчик с Джемалом уехали к Грише Когану. Продолжение следует.
 18 августа 2019 года.