Lutecia Parisorium 1990

Альфред Сааков
“Настоящие француженки всегда хороши в любое время года и со всех сторон!”   
 
Лютеция Паризориум - древнее название Парижа. Не знаю человека, кто бы не мечтал побывать в самой элегантной столице мира. Мне жe удалось туда попасть во второй части своего путешествия по Франции, первая, как вы помните, прошла в центральной ее части, в краях королей Ангулемской ветви династии Валуа. Решив, что мне хватит бродить по замкам и охотничьим угодьям в самом лесистом 41-ом по счету департаменте страны галлов, мои гостеприимные друзья решили устроить себе и соответственно мне недельную вылазку в метрополию. 

Погрузившись в дизельное Пежо 406 с дрессированным львенком на решетке мы двинули в сторону столицы.   Кстати вспомнился рассказ преподавательницы по-французскому, которaя лихо отлавливала врунов, горлопанящях о том, как они побывали в Париже. У нее был заготовлен простенький вопросик:  ”А вы ходили на площадь Бастилии, и как вам понравилась крепость?” Tот, кто не был и плохо знает историю, сразу захлебывался от эпитетов, что крепость мол такая красивая и величественная, аха, если учесть, что ее там нет, так как несчастная была разрушена жирондистами с якобинцами в конце 18 века и вместо нее установлена табличка “Отныне здесь танцуют”.   

Неделькой раньше еще   в Шереметьевском аэропорту в зоне посадки на французский авионет я почувствовал веяние Парижа. Я увидел ее, никогда в жизни не видел красивее и стильнее ее, она была в коротком золотистом облегающем полу-вязанном платье, в таких же золотистых туфельках, с широким поясом в цвет и чудо-шляпкe. На руках у нее спряталась миниатюрная собачка со смешной мордашкой. Kогда она вдруг неожиданно села рядом со мной (хотя свободных мест было много) меня окутал обезоруживающий аромат парфюма, не иначе как Channel.
 
Вдруг женщина вынула из сумочки мундштук и ловко вдела в него длинную тоненькую сигаретку, слегка краешком глаза посмотрела на меня, зажигалка сама выпрыгнула из моего кармана.  Я дал ей прикурить в самом прямом значении этого выражения, весь ее вид показывал, что мнe не нужно даже пытаться рта открывать. Все что ей нужно было от меня, это огня.  Эту женщину я еще вспомню, когда окажусь в квартале, куда считает своим долгом сходить любой уважающий себя мужчина. 
 
Домчав до Парижа мы поселились в студии родственника моих друзей. Аскетическая обстановка студента - одиночки, который к тому же и работал ночью, но зато близко к центру. И началась моя культурная программа с обязательным посещением всех достопримечательностей французской столицы. 
 
Смешной случай произошел с нами на площади Согласия. Парижские таксисты, скажу я вам, ушлый народ и гоняют без правил, так и норовят подрезать, никакого уважения. Так вот въехав на круглую площадь с многополосным круговым движением не так то легко было выйти из этого круга в нужном месте. Крайне неосторожно заняв левую беговую дорожку после первого витка нам не удалось еe покинуть из-за этих магрибских бомбил. Так и катались как ослик по кругу, пока нам не позволили свернуть на нужную улицу. Все время кружения воздух сотрясал гневный восклик Кристиана, он так бесхитростно ругался, произнося самое емкое французское ругательство - "Merde!"   

Поразила воздушность конструкции Эйфелевой башни, я отказался подниматься в лифте и заставил всех идти наверх своими ножками, с каждым пролетом панорамнее становился город, молодежь внизу на роликах становилась микроскопической, ветерок гнал группки людей все выше и выше, как связки разноцветных воздушных шариков. Остановившись на смотровой площадке я искренне удивился геометрии, нет даже тригонометрии парижских улиц, они как бы исходили лучами из центральной точки.
По мере восхождения наблюдал за сценками из истории строительств башни, между пролетами можно было увидеть строителей-манекенов в касках, которые клепали, варили, закрепляли узлы, мимо проносились скоростные лифты с очередной партией туристов-ленивцев, башня жила своею жизнью, она радушно принимала людей, дарила , поила, кормила туристов. Hа верхотуре вообще страшновато было, взору открылся бескрайний Париж - на 360 градусов раскинулся самый романтичный город в мире.

Парочка эпизодов:   
Еще до поездки во Францию я поставил себе стратегическую цель - встретится там с французскими армянами из диаспоры. Тогда это было неизвестным явлением для меня. Сейчас я сам   - диаспора, да и родители науськивали, объясню почему, дело в том что ранее мне уже приходилось встречаться с одной представительницей французской диаспоры, даже есть фотка с ее автографом, и все потому, что она была известная во Франции певица Рози Армен и к тому же приходиласЬ племянницей соседке моей бабушки. Она приезжала в Грузию с визитом, помню хорошо переполох в армянском квартале.

Так вот в один прекрасный день я объявил моим друзьям, хочу увидеть соотечественников, но не знаю как и где их найти. Каким-то макаром Сильви узнала адрес Дома Армении и мы поехали прямиком к ним. Нужно отметить, что   подготовился к визиту я должным образом. Сейчас-то мне смешно, но со мною было: бутылка коньяка Ахтамар, в комплекте сигареты с одноименным названием и с коричневым фильтром, ну и как полагается кассета TDK-90 с записями родных мотивов. Я так себе рисовал встречу, буду в компании молодых французских армян, мы откупорим коньячок, я поставлю музычку, закурим по одной и этого будет достаточно, не надо будет слов, я-то в силу русского образования особо не лопотал на армянском, но все понимал, а уж потом дома бы рассказал в красках.   
Мы приехали в какой-то студенческий, как мне показалось, городок, в котором одно из зданий действительно называлось “La Maison de l'Armenie”. Ну думаю, сейчас увижу собратьев. Каково же было мое изумление, когда на вахте я обнаружил девушку-дежурную.  Я понимаю, что армяне смуглые в основной массе, но настолько. На вахте сидела негритянка, наверное с Берега Слоновой Кости.
 
Я заволновался, туда ли попал, стал ходить выискивать армян, ситуация нелепая, никого не знаю,   a вот тaк вот уйти ни с чем не хочется, что дома буду рассказывать. Но вот поднимаясь на второй этаж я громким приветствием остановил сильно разогнавшегося паренька моих лет, который как мне показалось по чайным глазам и черной аккуратной чертовской бородке не мог не быть из потомков Урарту. 
Он очень удивился, когда после вежливого “Comment allez-vous?” я торжественно выпалил уже на родном ему языке: 
- Я из Советского Союза! 
- Я тоже! - обрадовался, как оказалось, аспирант архитектурного факультета из Еревана. 
- Не может быть - говорю, -  а где же французские армяне? 
- A тут их нет, здесь учатся студенты из других стран.
Да, не совсем туда меня привезли мои французские товарищи. Ну не мог я же я им сказать: везите меня к мануфактурщику-миллиардеру Аллену Манукяну   или очочному магнату Алану Микли.

Аспирант пригласил зайти к нему в комнату. Там уже мы перешли на русский, чем повергли в недоумение моих французов. Выпили коньяка по стограмульке, послушали музыку. Аспирант под конец уже уговаривал остаться и через неделю отвезти меня на TGV (train a grande vitesse)  в Марсель, где живет   крупный предприниматель с двумя дочками на выданье и мечтает о зяте с исторической Родины. Заманчиво, подумал я, но заметил, что вообще-то я из Грузии и к тому же таким уж авантюристом я не был.   
   
A как-то утром после завтрака Кристиан стал мне заговорщицки подмигивать, поедем, говорит, на Восточный вокзал, уезжаем что-ли? Hет, говорит, пройдем от него по Сан-Дени до площади Пигаль, но перед этим проедем мимо Булонского леса. Я так подумал, маршрут стремный, лес - вокзал - площадь, я ожидал что- нибудь вроде Версаль – Помпиду - Монмартр, куда интереснее.
 
Булонский лесок на самом деле оказался скопищем трансвеститов и проституток, ну думаю, как так в лесу-то, землянки у них что ли вырыты, из машины не выходили, в свете фар дорогу перебегали непонятные персонажи, странно, а ведь днем там парк аттракционов со зверинцем, а вечером вот такая резкая смена декораций. 
 
Дальше поехали к вокзалу, припарковали пежошку и пошли по Сан Дени. Сильви застеснялась идти с нами, поэтому мы только мужской компанией.  Да-с - улочка интересная, по обе стороны в небольших домах с геранью на балконах на первых этажах размещались пип-шоу, стриптиз-бары и просто нумера, около каждого подъезда стояли дамочки на любой вкус. Мне было интересно посмотреть на эту галерею. Отметил, что молоденьких не видать, в основном 35+, но разного цвета, наряды стилизованные, проходя мимо одного подъезда я замешкался и отстал от моего проводника. Меня, оставленного без присмотра, тут же узрела одна из девушек, не церемонясь подошла ко мне, тянет за рукав и говорит фразу, которую можно перевести так:   "Пойдем касатик, я тебе покажу одну штучку!"  Я, как завороженный,  позволил ей меня увлечь в черную дыру подъезда, под ложечкой заныло, сейчас обесчестят. B реальность вернул окрик моего французского друга. Oн подбежал и стал отдирать меня от девушки, сказав при этом, что я советский турист и никогда в жизни не видел проституток и что Коммунистическая партия запрещает советским людям ходить к ним. Я говорю Кристианy -  Коммунистической партии небось уж нет в СССР.

Девушки вокруг так и прыснули со смеху.   Уведя меня от девиц, Кристиан все-таки решил загладить свою вину и завел меня в одно из пип-шоу. Я не знал, что это такое, поэтому задавал глупые вопросы. Заплатив за вход 10 франков и вложив монетки в мою ладонь, мой друг затолкал меня в какую-то капсулу и ничего не сказав, захлопнул дверь. Севши на стул, я обнаружил прорези для монет над каждой было описание предлагаемого шоу, цена росла соответственно разнузданности заказанного, я решил по ленинскому принципу, лучше меньше да лучше  и бросил 10 франков. Стремительно раскрылась шторка, заиграла музыка, через секунду появилась девушка в бикини, блондинка с совершенным телом, она начала танцевальные телодвижения, я от увиденного ахнул и прибалдел, в какой-то момент она меня поманила и я поддался вперед, но мой лоб больно встретило прочное стекло, как оказалось потом, все мои жалкие потуги общения с девушками были абсурдны, так как с другой стороны не было видно ничего.  Ошарашенный я вышел из кабинки и увидел, что мой друг, воспользовавшись отсутствием невесты, тоже как бы насладился зрелищем. Мы вышли на улицу и тут я задал глупейший вопрос, видимо мозги перегрелись, я спросил: - A девушки то настоящие, не куклы? Последовали раскаты смеха, вот только пальцем у виска не крутили.
 
И вдруг я остановился как вкопанный, я увидел очень стильную девушку, всю в черном,платье, туфельки, чулки, шляпка, сумочка, мундштук с сигаретой и маленькая собачка на поводке, неужели та, что в Шереметьеве прикурила. Я даже собачку позвал: - Фьють, Фьють, Шарик, Шарик! Hо собачка меня не узнала. Я попытался заглянуть ей в лицо, но оно было скрыто под вуалью, но похожа была невероятно на ту - в аэропорту.   

Выйдя к площади мы зашли в Мулен Руж. Очень красиво, четко стройно плясали девицы, там же забежали посмотреть фойе   Лидо и конечно Крейзи Хорс. День был богат на впечатления, уснуть я долго не мог. Уже возвращаясь на периферию я вернулся мыслями на Эйфелеву башню и окинул взглядом Париж -  это пожалуй самое яркое мое впечатление от Франции.

1990 год.