Хибины. Искали сапфиры - нашли платину

Андрей Павлович Костебелов
   Пару месяцев назад ко мне приехала группа ребят из Вологодской области. Познакомиться, посмотреть мою не богатую коллекцию минералов и просто поговорить.
   Мы пообщались, съездили на интересный карьер, набрали им на анализ материала, вернулись домой, выпили по две-три стопочки моей сурьи, а потом они мне задают вопрос:-"Палыч, а где можно, найти что-то конкретное?". Отвечаю"-"Есть одно место на Кольском в Хибинах, где можно попытаться намыть самые лучшие в мире сапфиры, но вы туда не попадёте. Я за четыре года ездил туда три раза но, попасть на это место так и не смог. Маленькая речушка, дорог нет, связи нет и очень много медведя. Если туда добираться, нужно тридцать километров нести всё на себе - инструмент, продукты, палатку, тёплые вещи и т. д.. Можно заказать вертолёт из Мурманска, но это вам обойдётся примерно 400 тыс. рубликов". Они мне ответили:-"Мы доберёмся!".
   Дело в том, что самые красивые и дорогие в мире сапфиры считались Кашмирские, но, это совсем маленькое месторождение на границе Индии и Пакистана выбрано уже больше ста лет назад и на Земле, на сегодняшний день, не осталось ни одного необработанного кристалла с этого месторождения, а все обработанные имеют самые богатые люди планеты. Но есть ещё одно место на Земле, где сапфиры ещё красивее и дороже (один карат начинается от трёх нолей в долларах) - это Хибины. Добраться в это место очень и очень  сложно, но кое-кто всё-таки добирается. Говорят, после этого многие бесследно исчезают. Может быть убивают при продаже, может продают за огромные деньги эти красивейшие камни, становятся богатыми и перестают общаться с друзьями и знакомыми... кто его знает.
   И вот ребята всё-таки поехали. Доехав до Хибин, они не могли попасть на ту точку, которую я им указал на карте, несколько дней. Два раза они чуть было не погибли и возвращались назад. Мы поддерживали телефонную связь пока она была, потом связь исчезла и я понял, что они или, всё-таки, добрались до места, или что-то "пошло не так" и произошло страшное. Через несколько дней раздался долгожданный звонок... они вернулись живые.
   Надо сказать, что ребята эти очень далеки от геологии - у них нет ни знаний, ни опыта, они ни разу в жизни не держали в руках лоток и сито. Всё, что я мог им рассказать - рассказал, прекрасно понимая, что всё это полнейшая ерунда и они ничего не найдут. В общем-то так и получилось.
   На обратном пути из Хибин они ночью заехали ко мне в Петрозаводск. Привезли десятка два обыкновенных камней и две чайные ложки сомнительного чёрного материала (шлиха). Отдали и поехали дальше - к себе в Вологодскую область. Утром я начал работать с этим материалом.
   Первое, что я сделал, это разделил магнитом весь материал на две части - магнитный и не магнитный. Не магнитного получилось 10% от общего объёма. Дальше обработал эти 10% слабой азотной кислотой, промыл, высушил и стал смотреть в бинокуляр. Что я увидел в этом песочке? Ни одного голубого или синего кристаллика, ни одной золотинки. Было немного розоватого хромшпинелида, зёрна жёлтого топаза, цитрина ярко лимонного цвета, три-четыре кристаллика ярко-зелёного изумруда, зёрна жадеита и ... несколько зёрен чистейшей самородной ПЛАТИНЫ! Зёрна серебристо-серого цвета, окатанные. Я сразу понял, что этот ручей несёт в себе довольно много самородной платины.
   Затем я загрузил в разбавленную азотную кислоту магнитный материал. Минут через десять раствор стал ярко-жёлтого цвета - то-есть начали  отходить сера, окислы железа, никеля и другой "дряни". За двое суток я прогнал этот материал через азотку три раза, пока раствор почти полностью перестал окрашиваться. Промыл на несколько раз этот материал, высушил и опять стал изучать в бинокуляр. Здесь зёрен самородной платины было уже больше. Но было очень много зёрен минералов не самородной платины, по-видимому никеля, магнетита, хрома и чего-то другого.
   Звоню ребятам, рассказываю результат. Они обескуражены, что нет ни одного кристаллика синего или голубого цвета. А про платину сказали, что мы эти "цементные" серые бесформенные комочки и пластины размером до трёх-четырёх миллиметров выкидывали, они никак не хотели смываться. Я им сказал, что они выкидывали самородную платину.
   Вот такая у ребят получилась экспедиция.

                17.08.2019