Цикл. Уникальные женщины мира. Орхидея Сингапура

Анжела Конн
Орхидея Сингапура

Агнес Джоаким

1. Она не представляла себе жизни без цветов. 
С первого вздоха, параллельно с молоком матери, впитывала их аромат, уверенная в том, что это - нативное состояние самого воздуха. А с первых шагов, однажды попав в семейный сад, поняла, что дивный запах, исходящий от моря цветов, и их удивительная красота не что иное, как плод рукотворного деяния её матери Урелии, одержимой садоводством.   
 В один прекрасный день Агнес вошла в этот роскошный сад и осталась там душой и сердцем до конца дней своих. Как и её младшие сестрёнки, которым мать семейства прививала любовь к природе с детства. 
Она и рожала их словно для того, чтобы одарить дочерей восприятием гармонии, нежности и любви к миниатюрным разноцветным лепесткам - трепетно подрагивающим, привлекающим к себе со скрытым намёком на обещание обнажить однажды свою тайну, известную им одним, суля то ли открыться, то ли ещё больше закрыться затейливостью и непостижимостью устроения цветочного мира. Как же велико искушение дойти до сути! И девочки не останавливались...
Каждая из них внесла свою лепту в триумф Агнес, однако благодаря настойчивости, исследовательской жилке и стремлению достичь цели, слава заслуженно выбрала её.  Агнес Джоаким (Ашхен Овакимян) родилась в Сингапуре в армянской семье в 1854 году и, оставив свой след в мировом садоводстве, спустя сорок пять лет, навсегда покинула цветочный рай и своих родных в 1899 году.

2. У моего дотошного читателя может возникнуть закономерный вопрос, каким образом эта девчушка, отдавшая себя разведению и выращиванию редких сортов орхидей, оказалась в стране, расположенной на нескольких островах в юго-восточной Азии?  История следующая... Ещё с середины 17 века там стали появляться первые армянские поселения, а активное освоение островного государства пришлось на начало 19 века. Основатель Сингапура Стемфорд Раффлз пригласил иностранцев к сотрудничеству; из Малайзии, Индии, Новой Джуги потянулись армяне, прельщённые беспошлинным вывозом-ввозом товаров. Благодаря сплочённости, армянские предприниматели создали этническое сообщество, построили церковь, освятив её в 1835 году в честь первого Патриарха Армянской Апостольской Церкви святого Григория Просветителя.
 
  Перед этой церковью - уже в наше время - стоял поэт и писатель Олег Шестинский. Позднее в своём очерке "Познать Армению" он напишет: "Сколько можно привести примеров деятельного участия армян в жизни других народов, доброго, полезного участия! Даже в Сингапуре стоял я, ошеломлённый, в центре города у армянской церкви, возле могил армян с датами смерти начала 19 века,  - и они, эти армяне, созидали Сингапур!"
 
 Новое место проживания обязывало переселенцев работать не покладая рук. Физический труд наряду с приобретёнными знаниями увенчались успехом.  Овладев английским языком и снискав высокую репутацию, армяне удостаивались престижной работы в юридических конторах, муниципальных комитетах, законодательных собраниях. Деловые качества новых поселенцев позволили им развернуть строительство зданий, магазинов, всевозможных сооружений, гостиниц; способствовали расцвету искусства и торговли и, конечно, торгового флота с фамильными гербами на бортах судов"Арарат", "Армения", "Григор Армен", приписанных к "свободному порту" на пересечении морских путей из Европы в Африку и Азию.
 
О переселенцах, глубоко и детально, рассказывает книга австралийки Нади Райт "Именитые граждане: "История армян в Сингапуре и Малайзии", над которой она работала в течение восемнадцати лет, скрупулёзно собирая материалы, и которую посвятила своей матери "одинокой изгнаннице", разделившей судьбу многих соотечественников.
   
  Семья, в которой посчастливилось родиться Агнес, была большой и состоятельной. Глава семейства Барсег - коммерческий и торговый агент -  был известным в Сингапуре филантропом, владел внушительной собственностью и инвестициями и был членом попечительского совета Ботанического сада. Его жена Урелия - заядлая садовница, дочь Исаи Захария, одного из первых членов Сингапурской торговой палаты, а также главы армянской общины. В семье росло одиннадцать детей, в сытости и благополучии. Девочки, как и мать, увлекались садоводством, участвовали в  ежегодных конкурсах, представляя вниманию жюри цветы, которые они получали путём скрещивания.

3. Агнес очень нравились орхидеи. День-деньской она проводила в саду, подбирая всё новые и новые варианты для получения необычного сорта. Более сорока призов она получила за свою работу, из них двадцать семь первых мест и пятнадцать - вторых. Это за период с 1893 по 1895 год...
 Но однажды случилось то, что подняло её на вершину цветочного искусства...Не о славе она мечтала, а о том, что, наконец, сумеет вывести цветок, который восхитит её!
Симбиоз бирманской Vanda teres и малайской Vanda hookeriana, однажды распустившийся на её клумбе пурпурным цветом, доставил Агнес такую радость, что она не задумываясь, назвала его именем младшей сестрёнки Жозефины...Цветок был передан директору Ботанического сада в Сингапуре для оценки, но прежде чем он заслужил внимание специалистов, прошли годы.
 И только в 1897 году на королевской выставке цветов в Лондоне уникальный цветок, не имеющий аналогов, получил восторженное признание жюри и публики. Счастью Агнес и её близких не было предела.
К сожалению, это не спасло её от преждевременного печального конца. Вскоре она умирает не узнав, что выведенный ею сорт орхидеи в дальнейшем будет признан национальным цветком государства и символом стойкости и способности его жителей выстоять в трудные времена.   
   Цветок "Ванда мисс Джоаким" названный именем своей создательницы, стал одним из первых орхидейных гибридов, впервые в мире выращенный женщиной. Он обладает жизнестойкостью и цветёт круглый год. Это очень нежный экзотический цветок, диаметром в шесть сантиметров с розово-фиолетовыми лепестками, напоминающий  яркую бабочку в полёте, от которой трудно оторвать взгляд. Наверно, таким он и представлялся в мечтах Агнес...
   Кстати, к нынешнему времени скрещивание сорта "Ванда мисс Джоаким" дало уже свыше 440 цветков-гибридов по всему миру. Если бы Агнес могла предвидеть такое продолжение её детища! А впрочем...как знать!

4. Что двигало ею в выращивании именно орхидей? Ведь в мире столько прекрасных цветов, которые не уступают, а порой лидируют по красоте и аромату...Мне кажется, она не только как садовод-учёный, но и как женщина, почувствовала притягательность и трепетность этого цветка. Он очень женственен!  С древних пор орхидея считается символом чистоты, непорочности и совершенства. Орхидея дарит привлекательность, усиливает женские качества и подчёркивает черты характера. Этот цветок подходит женщинам, которые хотят оттенить свою индивидуальность, обратить внимание окружающих на особые свойства, развить свои таланты и защитить от негатива. Знала ли об этом Агнес? Стремилась ли к этому? Скорее всего, да. 
   Будучи не совсем здоровым человеком и оттого немного замкнутым, она находила покой и радость в общении с этими цветами. Они продлевали ей молодость, заряжали энергией и создавали творческую атмосферу... Ах, как она расцветала среди них...Да она сама была одной из них! Ашхен Овакимян (по-армянски) - Агнес Джоаким (по-сингапурски) - Орхидея Сингапура (в мировом масштабе).

 Спустя век, уже в третьем тысячелетии, в честь национального цветка перед садом Ашхен-Агнес был воздвигнут павильон "Ванда мисс Джоаким", который открыл свои двери для широкой публики. Благословенно имя твоё, женщина, творящая красоту...Вот она, перед тобой, мой читатель...   
    Фотография одной из уникальных женщин 19 столетия не может обойтись без цветов, выращенных ею, поэтому автор взял на себя смелость поместить лик Агнес в окаймлении удивительно трепетных и нежных созданий, украшающих нашу жизнь...   
И напоследок, моё пожелание: если читатель этой истории мужчина - дарите орхидеи девушкам и женщинам любого возраста, они говорят о чистоте ваших помыслов; если женщина - принимайте орхидеи с любовью и благодарностью; в этих цветах таится знак восхищения вами...