Жар-птица как звезда, дух, благая весть...

Елена Шувалова
   Характерно то, что Ивану всё равно, какую из Жар-Птиц хватать. Они для него все – равны. Вероятно, как были приблизительно равны для Пушкина и красавицы, в которых он влюблялся. Все, кроме одной…  Как в «Евгении Онегине»:

У ночи много звезд прелестных,
Красавиц много на Москве.
Но ярче всех подруг небесных
Луна в воздушной синеве.
Но та, которую не смею
Тревожить лирою моею,
Как величавая луна,
Средь жен и дев блестит одна.
С какою гордостью небесной
Земли касается она!
Как негой грудь ее полна!
Как томен взор ее чудесный!.. (Глава VII. Строфа LI)I.

  Эта «Одна», подобная Луне, подобна и Богине. В Христианстве с Луной связывали Деву Марию, - что косвенно так же отражено в «Евгении Онегине»:

В чертах у Ольги жизни нет.
Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне:
Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна…

  Но Луны в сцене поимки птиц нет. А жары-птички наши – это ведь звёздочки…
  Луны нет, но Богородица, может быть, присутствует, - только не в своём человеческом образе, а символически – в виде Горы из чистого сребра. Серебро ведь – металл Богородицы (лунный металл), а Гора – одно из наименований Её (Гора Тучная; Гора Нерукосечная). Интересно и то, что Конёк забирается на эту гору по косогору, - то есть, - по косе горы. А потом Иван схватит за косу уже Царь-Девицу…  К тому же, гора эта «на верхах свечой горит», что соответствует у Царевны-Лебеди: «И во лбу звезда горит». Да и «коса», и Луна, и звезда, - всё это здесь есть:

Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.

  И неудивительно, поскольку первое (черновое) название «Сказки о Царе Салтане» - «Царь-Девица». Но подробный разговор о Царь-Девице у нас впереди. А сейчас продолжим о птичках. Или – о звёздочках. Характерно, что птицы прилетают до восхода зарницы, - а зарница в пушкинское время – это  среди прочего одно из наименований звезды Венеры.*

   Звезда Венера – в Христианстве  - Звезда Девы Марии.

   Птицы прилетают ДО восхода Венеры. Прилетают «из ручья воды попить». Вместо этого они находят на поляне два корыта, поставленные Иваном, - с вином и с белояровым пшеном, и начинают пить вино и клевать пшено. Это напоминает евхаристию. (Хотя, примерно так же, как птички, только немного разнообразнее, питался и Кавказский пленник:

Черкешенка, тропой тенистой,
Приносит пленнику вино,
Кумыс, и ульев сот душистый,
И белоснежное пшено;…).

   Но ТОЛЬКО вино и пшено, – это действительно напоминает Евхаристию, или Причастие. Основное христианское богослужение. Похоже, что наши птички – звёздочки – барышни – Музы просто на бегу (и не лету) становятся христианками…

   Есть ещё в неканонических Библиях сюжет с Девой Марией, которая возле ручья встречает архангела Гавриила с его Благой Вестью.

  И Жар-Птица наша, - та, что поймана Иваном, - она, похоже, сама Благая Весть, - то есть, - Евангелие…

  К мысли о необходимости просвещения народов Кавказа через Евангелие приходит, находясь в этом походе, Пушкин. « Есть наконец средство более сильное, более нравственное, более сообразное с просвещением нашего века, - пишет Поэт, - но этим средством Россия небрежет: проповедание Евангелия. Терпимость сама по себе вещь хорошая, но разве апостольство с нею несовместно? Разве истина дана для того, чтобы скрывать ее под спудом?». Последнее предложение – цитата из Евангелия от Матфея: «И, зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме».

 То есть, Пушкин привёз из Арзрума мысль о Просвещении (в христианском смысле), как Иван – Жар-Птицу.  Таким образом, Жар-Птица, - это Мысль. Мысль, Евангелие, Дух…

  Поскольку эта мысль, - старая, - может, поэтому Иван и говорит ей: «Ну-ка, бабушка…», а поскольку она знаменует собой Дух, - то присовокупляет: - «пошёл»!..

  Интересно в связи с этим отметить, что Пушкин в том же «Путешествии в Арзрум» ошибается (конечно, нарочно) насчёт голубя, вылетевшего из Ковчега Завета. Он называет его «голубицей». Голубь – это сам Святой Дух, - в Новом Завете. Говоря «голубица», Пушкин имеет в виду, видимо, Богородицу, и намекает на Третий Завет, - Завет Святого Духа (Завет с Богородицей).




   

   

*2. Утренняя или вечерняя звезда; Венера. Зв;зда вечерняя зорница. РГЛ 65. Венера или зарница им;ет цв;т б;лой и чистой, и св;т вс;х зв;зд ясн;е. Величиною из вс;х зв;зд первая. Календ. 1754. Утренняя зв;зда, зарница. ЛВ1 I 930. | Поэт. Роза вс;м кустам царица, Ароматов сладких мать; Бисером своим зарница Розу любит окроплять. Држ. Соч. III 137. / "Словарь русского языка XVIII в.". http://feb-web.ru/feb/sl18/slov-abc/08/sl807812.htm


Продолжение: http://www.proza.ru/2019/08/21/1128


Иллюстрация - Голубь (Св. Дух) купола Св. Петра в Риме. Взята из интернета.