продолжение статьи "Город Зеро, которого нет":
http://www.proza.ru/2019/08/10/497
Ранее мы говорили о городе Зеро, которого на карте нет. Но вообще-то этот город очень даже есть.
О чем фильм? О чем может быть фильм такого режиссера как Шахназаров?
Натурально, о России! Однако…о России было много фильмом в различных жанрах, а это кинематографический миф. Поэтому он не совсем о России, то есть конечно о ней, и причем даже в исторической перспективе, но он о России, так сказать, описательной.
И в этом смысле похож на пушкинское "Лукоморье" - образ России сказочный, мифотворческий.
Это, говоря попроще, описательная реальность об описательной реальности России. Миф о мифах. И потому в «предбаннике» директора Механического завода находится совершенно голая секретарша, что директор конечно не один раз буквально раздевал её глазами. По невинному взгляду это девушки понятно: она попросту не знает, что обнажена.
Отчего же так? Оттого что описательная реальность накладывается на подлинную реальность России.
О какой странной гоп-компании в городе Зеро, где тон задаёт фанатичный фанат рок-н-рола писатель Чугунов, говорит автор фильма?
О целой компании людей, притом многие из них есть люди во власти, а потому от них зависит и судьба города и судьба засохшего «дуба власти», которые давно, еще с тех советских лет, когда нынешний повар Николаев., а тогда милиционер, впервые в городе станцевал рон-н-рол.
Все эти люди, члены клуба любителей рок-н-рола, уже очень давно, немало лет, живут в своей придуманной реальности, лелеют и бережно сохраняют свои странные ценности, ничего не имеющие с подлинной жизнью и заботами страны.
Мудрено ли, что директор завода, активный член этой престранной компании, даже не знает что выпускает его предприятие и был не в курсе о смерти главного инженера?
А подлинная Россия в своей вечной истории?
Её впервые, и этим-то завершается фильм, открывает для себя приезжий командировочный инженер Варакин, сбежав от зловещей компании странных чудаков и оказавшись в лодке посреди озера. Окруженный со всеех сторон плещущейся волдой и громоздящимися облаками.
Ради этого ему стоило поехать в таинственный город Зеро, быть втянутым в загадочную историю очень странных людей
Странные люди у власти в этом городе. Вот прокурор, который еще с советских лет преследует любителей рок-н рода как ценность чуждой западной ценности. И он в отчаянии, потому что есть часть этого заколдованного сюжета в архетипе описательной реальности, и изменить он ничего не может.
Прокурор велит Варакину: «Бегите отсюда!» (и тон тотчас бежит), а самому-то бежать некуда. И то сказать: Варакин - представитель внешнего мира Большой Земли – России, которого втянули в детективную историю с самоубийством повара Николаева, выдав за сына покойного
Прокурор города Зеро – единственный человек, который не бросается вместе с другими персонажами ломать сухую ветку легендарного «дуба власти» на сувениры…
Для него это всерьёз. Но беда в том, что и прокурор живет в мире придуманных им фантазий о российской государственности. Только безумец мог бы вообразить. Что России угрожает рок-н-рол. Но он не более безумен чем те, кто уверен, что в возможности танцевать американский танец и заключается так желанная людьми свобода….
Но самый замечательный эпизод фильма о городе Зеро, который есть: посещение Варакиным исторического музея, который находится километров за пятнадцать от города в глубокой шахте и затем эпизод с мальчиком –пророком, которого инженер встретил в семье, согласившейся приютить его на одну ночь.
Музей, смотрителя которого с обычным блеском сыграл Е. Евстигнеев, и где людей-манекенов исполняют живые артисты, замершие неподвижно, есть уникальный музей мифической, легендарной России. Кто мастерил композиции этого музея и сочинял им историческую и археологическую реальность, все всерьез. И у персонажей исторической эпопеи, которую изображают восковые манекены, тоже все было всерьез, и речь шла об их жизнях, о судьбах их и страны.
Но в целом композиция музея оказывается в пределе несерьезной. Ибо миф, обозначающий мультиверс сугубо описательной реальности, буквально лезет, нахально выпирая своей абсурдностью, из всех щелей монументальных композиций этой легендарной истории музея
Символическое окончание фильма: смотритель экспозиции тушит свет у каждой композиции –экспоната. Живые люди больше не воплощены в манекенах, они и были живыми только потому, что их «оживлял» взгляд зрителя этого фильма.
И последняя загадка этого фильма совершенно не абсурдного, а чрезвычайно трезвого (с точки зрения человека своего времени, а ведь фильм был создан в 1988 году, то есть в преддверии «развала» некогда самой могущественной мировой державы)
Речь о мальчике пророке, всё знающем о Варакине и предсказавшем, что он никогда не уедет из города Зеро, предсказавший самый год его смерти.
Чтобы понять подоплёку этого эпизода, нужно вспомнить что годы так называемой советской перестройки, когда и возник фильм, были пробуждением острого интереса к экстрасенсам, а среди всяческих удивительных «сенсов2 конечно наибольшее внимание привлекали вундеркинды…
Мальчик-пророк. Конечно, житель Российского будущего…Кому в описательной реальности фильма известна будущая судьба Варакина как ни ему
Сценарист «немножко» ошибся – на 12 лет…Он предсказал Варакину смерть в 2015 году, а Филатов, сыгравший эту роль, скончался в 2003 году.
Остаётся только один вопрос: прав этот чудесный отрок и Варакину город Зеро уже покинуть не удалось, или инженер всё-таки сумел сбежать?
Ответ на этот вопрос лежит вне мифологической реальности этого фильма, он зависит о тебя, зритель фильма и читатель этих строк.
Почему это так? Потому что ты относишься к описательной реальности России как зрелая личность, ты и есть в известном смысле Варакин, и от тебя зависит, сумеешь ли ты вырваться в подлинную реальность своей страны из всевозможных описательных мультиверсов, создаваемых СМИ, и политиками, и различными, артефактами культуры, включая учебники истории, и досужими мнениями, и твоими собственными заблуждениями…