Уделка - гордость Санкт-Петербурга

Римма Ефимкина
«Уделка» - блошиный рынок внутри рынка на Удельной в Санкт-Петербурге. Мы с дочерью и внучкой поехали туда на метро в последний день нашего недельного пребывания в Питере, в субботу. День выдался солнечный и тёплый, и опасение попасть в сырость и грязь, о которых пишут в интернете, не подтвердилось. Наоборот хотелось в тень, и кому из продавцов она досталась - тому сегодня повезло.
 
Уделке сто лет. Если верить Википедии, подержанными вещами здесь торгуют с 20-х годов XX века. Место славится еще и тем, что в августе 1917 отсюда, со станции Удельная, скрываясь от Временного правительства, нелегально уезжал в Финляндию В. И. Ленин. Сегодня Удельный рынок входит в десятку самых известных блошиных рынков мира по версии журнала Forbes – наравне с рынками Токио, Парижа, Лондона и Амстердама.
 
Я была на рынках Портобелло (Portobello Road Market) и Камден (Camden Market) в Лондоне, а в Японии посещала рынки в Токио и Киото. Они прекрасны, но наш лучше. Почему? Потому что говорят здесь на русском, расплачиваются рублями, а вещи на развалах понятны россиянину и вызывают ностальгию по старым добрым временам. Чем торгуют? Как и везде, всем; ежедневно на продажу выставляют миллион предметов. Я растрогалась, увидев игрушечную жестяную сумочку-сундучок 60-х годов в виде сплющенного цилиндра с откидной дверкой. В моем детстве они были разных расцветок, моя - с Айболитом на чёрном фоне. Я складывала в нее пупсика, ножницы, нитки с иголкой и тряпочки и отправлялась в летний дневной лагерь. Там, подальше от организованных отрядных мероприятий, на скамейке, укрытой кустами сирени, мы вместе с подружкой кроили и шили пупсику наряды. Точно такая же сумочка продавалась на Уделке за 1000 рублей, и я чуть было не купила ее от избытка чувств.

Была еще среди развалов заводная пестрая металлическая курочка, как у меня 50 лет назад. Куклы-негритята, как у дочери Ани в детском саду. Фаянсовая тарелка с нарисованным вручную корабликом, как у нас дома. Елочные игрушки всех времен, в том числе собранные из стекляруса, какие я еще застала в младенчестве. А внучка Маша, обожающая бумагу во всех ее проявлениях, накупила старинных книжек с картинками и открыток ("открытых писем") 50-х годов с городскими видами по десять рублей каждая.

Протяженность торговых рядов на Уделке 2 км, мы намотали 5 км; остались бы и на подольше, если б не вечерний рейс. Мой интерес на блошиных рынках неизменно связан с украшениями. Поскольку я их собираю, то в идеале это те, что предназначены на разбор. Таких умных, как я, здесь много, это перекупщики, которые ещё поутру пробегаются по рядам и по дешевке скупают все винтажно-антикварное, целое, готовое к перепродаже. Но, к моему изумлению и радости, здесь продают и тот самый «неликвид», который нужен именно мне!

Собирательный образ моего любимого продавца - дедушка-вдовец, не считающий бижутерию за товар, а потому отдающий ее за бесценок.  Таких дедушек по выходным здесь десятки, у каждого на расстеленном покрывале помимо основного "серьезного" товара с краешку горстка украшений на разбор. Это рассыпавшиеся бусы, серьги без пары, винтажные кулоны без цепочки, браслеты на растянутой резинке, вышедшее из моды старьё, которое для меня как раз ценно тем, что запускает импульс к творческому вдохновению. Я обожаю разобрать украшение и собрать по-своему, обновив новой фурнитурой. И продавцу копейка,  и мне счастье, главное -- брать с собой наличку мелкими купюрами и монетами.

Вот мой сегодняшний улов с Уделки: во-первых, индийские резные костяные бусы. Не хватает висюльки, а потому пожилая хозяйка отдает дешево, ведь восстановить не из чего. Но это ей не из чего, а я профессионал, у меня эта проблема наоборот вызывает азарт. Обе ликуем: я от предвкушения творчества, а женщина от того, что сплавила поломанную вещь и даже заработала.

Для сравнения: похожее костяное ожерелье нахожу у перекупщика дальше по ряду. Но молодой человек строгим голосом называет десятикратную цену. Ясно, иду дальше. Еще одно похожее! Продавец (женщина за пятьдесят, укрывшая голову от палящего солнца коробкой из-под товара) небрежно называет еще большую цену, прибавив: «Слоновая кость!» «Ага, ещё скажи мамонтовая!» -- усмехаюсь я про себя, и ясно, что она либо набивает цену, либо не смыслит в бижутерии (это кость буйвола). Зато она смыслит в продажах, это я осознаю, как осознаю и то, что мое колье после чистки и переделки будет стоить не меньше.

Вторая моя покупка -- браслет из кошачьего глаза. Это не бог знает какой дефицит, всего лишь стеклянные бусины с оптическим эффектом, но очень красивый синий цвет плюс кроме круглых бусин в браслете есть подвеска и центральный винтажный элемент в виде удлиненного овала. Резинка вытянута, узлы торчат наружу, металлические шляпки потертые, их золотистый цвет не совпадает с серебристым цветом бейла для подвески. Когда я заменю резинку на новую силиконовую нить и поставлю новую фурнитуру, браслет захочется оставить себе -- так он будет красив.

Третье приобретение -- винтажная брошь из пластмассы: голова африканской женщины в профиль. Я таких не видела раньше, поэтому глаз мгновенно выхватил из фона. Я еще не решила, останется она брошью или превратится в серьгу, вес позволяет, а подобрать пару не проблема, получатся асимметричные серьги в единственном экземпляре, без повтора.

И покупка под занавес - костяной индийский кулон с вырезанным вручную слоном. У меня есть резные бусины-слоны, которые как будто дожидаются этого кулона. Теоретически они должны встать вместе в колье, но не факт, что теория совпадет с практикой. Когда я покупаю что-то на блошином рынке, то руководствуюсь скорее чувством, а не расчетом. Понравилось - значит надо брать, потом разберусь, что сделаю с этой покупкой. Кстати, это и есть самый верный расчет, ведь рано или поздно украшения, которые мне нравятся, собираются вместе в законченные комплекты, вызывая восторг от обретения целостности.

Жарко, ноги устали, пора покидать рынок. Вернувшись в центр города, занимаем столик в кафе и в ожидании заказа раскладываем на столе свои сокровища. Я тут же фотографирую, делаю коллаж и выкладываю в Сеть, чтобы похвастаться перед теми, кто занимается тем же, что и я. Уделка – еще одно место, где моей душе было хорошо, и я сюда вернусь для нового творческого свидания.

18.08.2019