Шахматы прадеда

Владимир Островитянин
   
          Мой отец Ерофеев Николай Степанович старший в семье моего деда Ерофеева Степана Ивановича и бабушки Александры Семеновны  Буруновой.  Родился  в 1924 году в селе Новотроицкое  Старо Шайговского района ныне республика Мордовия.
     Жили они в доме моего прадеда Ивана Архиповича Ерофеева. Прадед  был хозяином состоятельным.  Хоть и крестьянского происхождения,  но обучен грамоте и письму, а потому при старом режиме, и далее при советской власти был писарем  волостного управления.
    Попросту исполнял обязанности  делопроизводителя. Но с окончанием эпохи НЭПа и началом коллективизации, все его недвижимое имущество постепенно было утрачено и семья жила его ремеслом. А  мог он делать сложную мебель и даже гармошки.
    Но, время от времени, его арестовывали, а затем отпускали. Уж очень он подходил под антисоциалистический элемент.
    И вот однажды в самый разгар коллективизации его вызвали в районный  отдел НКВД. Возвратился он оттуда в большой задумчивости.  И через какое-то короткое время посоветовал своим двум взрослым сыновьям,  ради сохранения их семей отказаться от него как от чуждого элемента и уехать из села навсегда.
 
  Так оно и случилось. Семьи  братьев уехали в Саранск, где и осели.  Мой дед Степан Иванович Ерофеев  купил дом с обширным садом на улице Пролетарская. Он стоял на месте левой колонны  здания нынешнего музыкально-драматического театра и был снесен весной 1956 года при начале строительства того огромного сооружения.

     А  прадед был действительно вскоре арестован и осужден. Много позднее выяснилось, что это  произошло по тайному доносу кого-то из дальней родни, которые завидовали его достатку. Об этом моему отцу уже в 80-х рассказала его дальняя родственница и повинилась за  ту  ябеду своих предков.
   А я уже в наши времена нашел в архивах ФСБ вот это:
  .      
  Ерофеев Иван Архипович (1879)
• Дата рождения: 1879 г.
• Место рождения: Мордовия, Старошайговский р-н, с. Новотроицкое
• Пол: мужчина
• Профессия / место работы: крестьянин
• Место проживания: Мордовия, Старошайговский р-н, с. Новотроицкое
________________________________________
• Обвинение: по ст. 58-10 УК РСФСР
• Осуждение: 25 февраля 1930 г.
• Осудивший орган: тройка при ПП ОГПУ по Средне-Волжскому краю
• Статья: 58, п. 10 УК РСФСР
• Приговор: 5 годам заключения в концлагерь

Только вот те первые  пять лет концлагеря превратились в  почти полные 25. А это и неудивительно. В 1935 году  пошло  сильное давление  на всех  осужденных по 58–й статье  после убийства С.М. Кирова. А потом добавки по пятерке-десятке в 37-38 гг., и полное отсутствие освобождений  после отбытия сроков во время войны по соответствующим постановлениям.  Как, впрочем,  и в  послевоенные годы.
 
     Но вот в 1954 году в семью деда из НКГБ  пришло извещение, что Ерофеев Иван Архипович скончался в интернате в Больших-Березниках (туда переводили из Потьминских лагерей  (Дубравлаг) безнадежно больных престарелых заключенных) и предложили забрать его документы и личные вещи.

    Собрался семейный совет. И в той атмосфере всеобщего страха и желания сохранения  семьи,  а было уже шестеро братьев и сестер, было принято непростое решение – сделать вид, что никакого извещения не было и родственника в интернате тоже.

    Отец объяснял мне это так: « Ну что нам оставалось? Я офицер-фронтовик, орденоносец, член обкома комсомола. Сестры мои студентки сельхозинститута и признание нами родственника врага-народа могло поставить крест на моем будущем и будущем моих братьев и сестер».

       А вот мой дед Степан Иванович этого не перенес. И ранее крепкий и здоровый человек тяжело заболел и скончался менее чем через год. Мне в то время было семь лет и я помню деда до болезни и во время ее совершенно исхудавшего, когда нас с братом  привели к нему перед самой его кончиной. Ему было всего 52 года.
    Помню его большой сад и даже арбузы, которые он там выращивал.

      А уже где-то в 60-х моего отца нашли товарищи моего прадеда, что отбывали с ним в тех лагерях свои сроки и подарили отцу в память о его дедушке самодельные шахматы. Сказали, что он вот такие же делал. И что в лагере, занимаясь эдакими поделками  совершенно ослеп, а потому и был отправлен в интернат.
 
   Эти шахматы сейчас у меня.
   А  хранились они (шахматы) в нашей семье почти 60 лет. И совсем недавно во время похорон известного певца Вилли Токарева я услышал следующее:
    В начале 60-х  певец тяжело болел и нуждался в средствах на сложную операцию. Надо было 40 тыс долларов. Сумма по тем временам фантастическая. Ее ему   дал взаймы художник Никас Сафронов. И на похоронах  певца он вспомнил, что Токарев, кроме возврата долга,  презентовал ему  самодельные  шахматы, что ему передали поклонники его таланта с одной из лагерных зон России. И как сказал,  Никас,  что только недавно он узнал истинную цену этих шахмат. А она очень большая!

 Я  задумался!  А что же у меня-то  хранится?

   Вот намечается у меня  поездка по маршруту Москва – Зубова Поляна – Явас – Саранск. Это как раз по тому островку Гулага о чем у меня написано ранее. Как говорят, там вдоль дороги есть еще небольшая торговля тем самым уникумом. И я хочу определиться – а что же у меня в коллекции?

     Побывал. Посмотрел. Определился. Сейчас там продаются  массовые поделки местных вольных умельцев. Причем не ручного, а станочного изготовления. Но один из  торговцев мне сказал, что если нужны шахматы ручной работы из зоны, то можно, но только на заказ. И цена на них будет начинаться минимум  от, 10-ти тыс. ре. А если еще и доска с картиной на шпоне, то  цена будет значительно выше.

  На фото те самые шахматы.
 
   Примечание: Уже после опубликования этого текста я добавляю, что мой прадед все правильно сделал. Ценой своего личного благополучия он дал путёвку в жизнь семьям своих детей и последующим потомкам. А жизнь данная человеку Всевышним единственная и неповторимая при всех социальных формациях!