Запад нам больше не авангард!

Максим Оленев
Приход к власти нового императора Александра II  и заключение позорного для России Парижского мира вызвало тектонические сдвиги практически во всех сферах жизнедеятельности огромной государственной машины. Начались беспрецедентные по масштабу разного рода реформы, которые, по замыслу их организаторов, должны были решить ряд давно наболевших социально-экономических проблем.
Во главу угла, естественно, были поставлены интересы армии – самой мощной и влиятельной части российского общества. Собственно, и реформы-то все и начались с реформирования армии, ибо считалось, что проиграли войну военные (а не какие-то там крестьяне из Вологодской губернии, или псковские купцы или мещане, которые не внесли должную сумму).
Если быть точнее, то генералы посчитали, что война была проиграна потому, что не хватило обученных солдат, пусть и находящихся в этот момент дома. Причем не хватило не просто ВСЕХ подряд, а лишь ИЗБРАННЫХ!
Однако на деле проблемы оказались гораздо серьезнее…

****

Парижский мирный договор, завершивший Восточную кампанию, был подписан 18 марта 1856 года, а уже спустя 5 месяцев, 23 августа того же года, вышло «Положение о переформировании пехоты 1, 2, 3, 4, 5 и 6-го армейских корпусов» , ключевым моментом которого была ликвидация Постоянного росписания для отпускных нижних чинов армейской пехоты по губерниям.

ОЧЕНЬ БЫСТРО!

Отныне отпускных больше не разделяли «по отчетам, как в гарнизонных батальонах, так и в Инспекторском Департаменте на категории, с причислением к каждой категории особых губерний» (§34).
Таким образом, если ранее отставные нижние чины некоторых губернии на западных окраинах, сразу «латали дыры», призываясь на укомплектование действующих войск (и, соответственно, гибли также в первую очередь), то теперь такая система была признана неудовлетворительной.
Прежняя эшелонированная система пополнения рядов действующей армии («особые губернии») в какой-то степени благоволила к уроженцам центральных, исконно великорусских, территорий, зачисляя их по возможности не в первую, а во вторую очередь, и то лишь на пополнение резервов.
Так, например, армейские отпускные Рязанской губернии при мобилизации зачислялись в резервные батальоны 3-го пехотного корпуса,  Тамбовской – 5-го корпуса, а Ярославской – 1-го.
В то время, как в войска 1-го корпуса сразу поступали отпускные из Курляндской и Эстляндской губерний, 5-го – Херсонской и Таврической, а 3-го – Волынской и Подольской.
Эту систему можно было смело охарактеризовать тремя словами:

Запад – Авангард;
Центр – Резерв;
Восток – Запас

В основу этой старой, эшелонированной системы, был положен темп, быстрота, мобильность укомплектования. Пока еще отпускные с тамбовщины подтянутся к частям 5-го корпуса, дислоцированным у побережья Черного моря! А это время! Скорее можно пополнить эти же войска уроженцами Херсонской и Таврической губерний.

А ВОТ ЭТО – ОЧЕНЬ ВАЖНО!
СМОТРИТЕ!

****

Вместо этого Положением 23 августа 1856 года были введены 2 разряда:
I разряд - комплектных отпускных нижних чинов,
II разряд - сверхкомплектных отпускных (§35).
К I разряду отнесли отпускных старших сроков службы, которые должны «входить в штатное число действующих и резервных частей по военному времени».
Старшие сроки – это от 15-ти до 20-ти лет нахождения в войсках.
Ко II разряду отнесли отпускных младших сроков службы, «которые в виде временной меры, будут оставаться в губерниях сверх вышеозначенной потребности, и будут подлежать обращению:
а) на пополнение, в мирное время, убыли от обыкновенных причин в действующих и резервных частях, равно;
б) на пополнение в первом разряде отпускных некомплекта, который будет происходить от увольнения людей, за выслугу лет, в отставку, и вообще от обыкновенной убыли» (§36).
Младшие сроки – это менее 15-ти лет нахождения в войсках.
Сбор отпускных нижних чинов II разряда на действительную службу отныне будет производился «по особым Росписаниям Инспекторского Департамента, которые будут представляемы предварительно на Высочайшее утверждение Государя Императора» (§37).
Таким образом, от строго эшелонированной системы власти решили перейти к смешанной системе пополнения резервами. Однако центр тяжести в этой новой системе был смещен в пользу уроженцев великорусских губерний!
Так, если во времена Венгерской кампании в 1848 году отпускные Могилевской, Черниговской и Киевской на 100% пополняли некомплект в войсках 4-го пехотного корпуса, то в 1859 году 77% отпускных, направленных в части этого корпуса составили уроженцы центральных и поволжских губерний (Рязанской, Воронежской, Тульской, Костромской, Саратовской, Пензенской, Тамбовской и Курской).
С момента окончания Крымской войны прошло всего лишь 3 года. За этот короткий срок железнодорожная сеть, призванная решить проблему ускорения мобилизации в стране, не успела построиться в нужном объеме. А вся система комплектования была в итоге полностью изменена!
Получается, что составители нового плана мобилизации решили даже пожертвовать сроками, но коренным образом изменить национальный состав полков?

****

Да, во многом этому способствовала минувшая война.
Еще за несколько лет до ее начала, в конце 40-х годов выпускниками Военной академии Генерального Штаба, состоящими в войсках на должностях дивизионных квартирмейстеров, были подготовлены уникальные документы – военно-статистические описания губерний и областей Российской империи. В течение 10 лет, эти офицеры день за днем объезжали все эти местности практически с одной единственной целью – собрать данные, которые бы легли в основу системы комплектования русской армии.
Основной вопрос – как правильно, и в какой пропорции, стоит «варить» коктейль из разных народностей, чтобы получить максимальную отдачу – воинственную, боеспособную, умную армию, на которую можно было положиться во всех случаях жизни.
«Военно-статистические обозрения» начали выходить в 1848 году, некоторые вышли прямо накануне Крымской войны, а уже самые последние описания увидали свет уже по окончании кампании, в 1858 году.
Возможно, высшее армейское руководство просто не обратило внимания на предупреждения, которые выносились в этих обозрениях относительно национальных меньшинств. Не было времени и повода – только-только победоносно завершилась наступательная кампания по «усмирению Венгрии и Трансильвании». Война-то эта шла на территории чужого государства!
А задуматься пришлось только тогда, когда напрямую столкнулись с вражеской агрессией, и не в глубоком тылу, а на самых окраинах, которые были населены разнородным населением, пришедшим из разных мест (в том числе и из самой Западной Европы). И вообще – эти местности вошли в состав империи всего лишь несколько десятков лет назад.