Тканные реликвии немецкого Корнелимюнстера

Анатолий Гурьевич Холодюк
Фото:Демонстрация тканных реликвий в  Корнелимюнстере

Корнелимюнстер (Kornelimuenster) это  небольшое местечко у реки Инд в  земле Мюнстер, расположенной в юго-восточной части  немецкого города Аахен (ныне – округ Корнелимюнстер/Вальхайм).

Сюда, в  Корнелимюнстер, в дни традиционного «Ахенского паломничества» стекаются тысячи паломников не только из Германии, но и сопредельных с нею государств Западной Европы. История Корнелимюнстера, названного в честь святого  Корнeлия, Папы Римского  († 253; Cornelius - Bischof von Rom), начинается в глубокой древности (I-e столетие), когда поселение в долине реки Инд имело стратегический пункт на пересечении военных дорог между городами Ахеном и Триром, Кельном и Динантом. Церковь и монастырские строения появились здесь в эпоху империи Каролингов (814 – 817 гг.). Их основание связано с именем сына Карла Великого – императора Людовика Благочестивого ( 814 – 840) и святого Бенедикта Анианского (ок. 745/ 750  – 821).

Монастырь основан в 814 г. и  освящен в 817 г. Первоначально  он назывался «Monasterium Sankti Salvatoris ad Indam» или Инденским. Монастырь получал от императора ряд привилегий и дорогих подарков. Бенедиктинский устав стал основой монашеского уклада жизни. Организация монашества осуществлялась здесь по римскому образцу, вводились римско-литургические и церковно-правовые обычаи. Особое значение придавалось здесь и почитанию святых и реликвий.

Монастырь дважды (881 и 892 гг.) подвергался нападению норманнов и был сильно разрушен, но в нем чудом сохранились его великие святыни, называемые здесь   «тканными» или «библейскими». По преданию, эти христианские реликвии , происхождение которых в Иерусалиме не до конца выяснено, в 798 –799 гг. были доставлены из Святой Земли сначала в Ахен. Далее  Карл Великий подарил их местному Кафедральному собору. Более пятнадцати лет они хранились вместе с другими ценными реликвиями в сокровищнице собора. Император Людовик Благочестивый в 817 г. распорядился передать монастырю Корнелимюнстера три святыни, связанные с земной жизнью Иисуса Христа.

С IХ-го столетия тканные реликвии хранятся в специальном реликварии, изготовленном из дубового дерева.  В описи ризницы церкви Св. Корнeлия их название пишется сначала на латинском и затем –  на немецком языке.

I. "Linteum domini" ( das Schuerztuch) – т. е. убрус (полотенце), которым препоясался и умыл ноги ученикам Иисус Христос ( Иоанн, 13; 5–6). Научные исследования  этой полотняной ткани (длинa составляет примерно 2,30 м, а ширина различна: 68 см – узкая часть, а самая широкая – 1,28 м ), cвидетельствуют, что в разные годы от убруса отрезали маленькие фрагменты, используемые в дальнейшем как ценные подарки и реликвии. В средней части полотенца имеется темное пятно. В 1468 г. в нем можно было различить подобие некоей стопы, поэтому в Корнелимюнстере существовала когда-то легенда о так называемом «следе Иуды» на этой реликвии.

II. "Sindom munda" ( das Grabtuch) – погребальное покрывало, которым накрыли Тело Иисуса Христа после Его распятия на Кресте.  Это искусно сотканное льнянное полотно с декоративно-художественным рисунком (размеры покрывала: ширинa – примерно 1,80 м и длинa –1,05 м) использовалось в соответствии с традицией при погребении  Спасителя. Погребальное покрывало в Корнелимюнстере не следует  путать с Туринской Плащаницей. Первоначально погребальное покрывало было вдвое больше. Недостающая половина в 875 г. была передана в качестве обмена на другие реликвии Карлу II Лысому (823–877) – королю Западно-Франкского королевства Франции, младшему сыну Людовику I Благочестивому для основания монастыря в Компьенье ( Компьен, Франция).

Монастырские хроники рассказывают, что в 875 г. произошел обмен реликвиями, в результате чего Компьенье (сегодня – Компинье) получил половину покрывала, а взамен  он передал мощи (главу и десницу) cвятого Корнeлия , папы Римского († 253)и мощи (плечевая кость) священномученика Киприана, епископа Карфагенского († 258).

Погребальное полотно после его демонстрации паломникам надежно упаковывается в шелковую ткань красного цвета.

III. "Sudarium domini" (das Schweisstuch) – т.е. плат (сударь), который, по преданию, закрывал главу  мертвого Иисуса Христа при погребении ( Иоанн, 20;7).    Плат (размеры: 4 х 6 м) складывают в 16 раз и хранят его в шелковом пакете красного цвета. Этот плат, имеющий ныне красную шелковую подкладку, изготовлен из так называемого «морского шёлка» (виссон), сотканного из длинных биссусных нитей средиземноморских пинн. Тонкая золотистая ткань,  иначе  виссон, использовалась для обёртывания мумий при погребении.

Плат (также – сударь) из  драгоценной ткани виссон, как это было принято в еврейской традиции, покрывал голову мертвого человека. Через такую тончайшую ткань можно было видеть черты лица покойника.

Учитывая "скорбное" предназначение этих трех тканных святынь, монастырь в Корнелимюнстере стал издавна центром паломничества в дни Великого поста, особенно в Страстную неделю, о чем свидетельствует изданная в Ахене справочная литература.

В честь святого Корнeлия с 1028 г. монастырь стал называться «Monasterium sankti Cornelii ad Imdam». В Х-м столетии из бельгийского аббатства Ставло (Stavelot) в Корнелимюнстер доставили так называемый «рог Корнелия», из которого, по преданию пил святой. В ХV-ХVI столетиях этот большой рог украсили серебром, и ныне эта реликвия находится в церкви Св. Корнeлия. В 1360 г. для мощей  (глава) святого Корнeлия изготовили из серебра и  золота величественный  бюст-реликварий, украшенный драгоценными камнями.

К этому святому верующие христиане в Германии обращаются за помощью в тех случаях, когда необходимо помолиться о выздоровлении нервнобольных людей, особенно тех, кто страдает эпилепсией. День  памяти святого Корнелия отмечают 14 (16) сентября, и этот праздник при большом стечении паломников продолжается в Корнелимюнстере целую неделю.


(Из книги А.Г. Холодюка " Христианские святыни Германии: от Ахена – до Эберсберга. – Киев : АДЕФ -Украина, 2015. – 271 с. : ил.)