Святой

Сергей Чухонцев
Памяти старшего помощника командира подводного крейсера К-433 капитана первого ранга Анатолия Владимировича Малашевского.


Камчатка. Над пирсом, чёрной скалой, нависла громадина ракетного горба подводной лодки проэкта 667 БДР (он же Кальмар - по русски, Delta -III по не русски).
Красное лицо, канадка, драная в лоскуты, как будто её владелец недавно погостил в берлоге "хозяина тайги". На ногах ботинки без шнурков, превращенные в подобие шлепанцев, так удобней надевать их по тревоге, на затылке военно-морская шапка, без краба, с мехом красно-рыжего цвета, когда то очень давно она была черной.
Кто же это ? Кто страстно пророчит перед замершим строем подводников? Это наш "дядя Толя" - капитан первого ранга Анатолий Владимирович, вечный старпом, лучшего на флоте, атомного подводного крейсера.
Он живет на подводной лодке, не сходя на берег, он принадлежит железу как неотъемлемая часть. Он построил родной экипаж и рассказывает об ужасном беспорядке, обнаруженным им в 21.00 по местному времени, в отсеках подводной лодке.
А это означает, что сходу дробь и париться всем ещё часа три устраняя неустранимые замечания в своих заведованиях.
Мы ненавидели и любили тебя дядя Толя. Потому, что хотелось после всех входов и выходов просто отдохнуть, а не участвовать в бесконечных авралах, тренировках, учениях по борьбе с огнём, водой и в приборках от заката до рассвета. Потому что хотелось иногда жить с женами и детьми, а не с железом и матросами.
Потому, что "кишка у нас была тонка" а ”гонора – что у Жучки блох”, - как ты любил повторять.
Потому, что не могли мы считать себя настоящими подводниками, как бы многие не пыжились.
А ты мог и был им.
Если подводная служба - религия, как об этом любят повторять господа офицеры, по поводу и без повода имеющие честь свою и чужую,  Дядя Толя - ты был бы канонизирован как святой подводной церкви.
Анатолий Владимирович умер в 1993 году, инсульт убил его.
Спи спокойно, земля пухом. Твой подводный ракетоносец К -433  - "Святой Великомученник Георгий Победоносец " тридцать лет находился в боевом строю среди немногих оставшихся от Великого Флота кораблей, в этом твоя заслуга.