Покаянные годы иеромонаха Никона. Сцена пятая

Дмитрий Немельштейн
Сцена пятая

Пустынный каменистый берег. Видна выброшенная на берег лодка со сломленной мачтой. В некотором отдалении от неё стоит чудом спасшийся Никон.

Н и к о н
Немало дней по морю нас носило.
Не знали мы, подчас, где день, где ночь.
На вёслах – я, Сысой держал кормило…
То чудо, как смогли мы превозмочь
Разгневанный простор. Молились оба.
Я непрестанно Бога призывал…
Николу Мирликийского – особо,
Кто бедствующих на море спасал…
Не чаяли уже, что живы будем:
Еды не стало, и воды чуть-чуть…
Но промысл Божий в каждом деле чуден –
Кому-то – жить, кому-то –  (вздыхает) утонуть.
Один остался я. Сысой заради
Меня свою младую жизнь сгубил…
В пучине сгинул. Для чего мне даден
Сей грех, о, Боже! Он как сын мне был…
Духовный сын.(смотрит в небо) Прими же его душу
И в Царствие Небесное введи! (снова опускает голову)
Уже почти добрались мы до суши,
Уже был виден берег впереди,
Как нашу лодку злой волной накрыло. 
Молясь, я в борт вцепился, что есть сил,
А он внезапно выпустил кормило,
Могучий вал, беднягу, подхватил
И прочь унёс в разгневанную бездну…
О, Боже! Для чего меня ты спас?!
Неужли, чтоб и мне вослед исчезнуть
Средь диких скал… Ужель мой пробил час?
Ужель Господь кончину мне назначил
На сем пустынном диком берегу?…

Опять воздевает руки и голову к небу

Я грешен, Боже, грешен наипаче
Всех грешников. Куда, зачем бегу?
Куда бегу? Не от себя ли, Боже!?
Не от неправд ли, вечных меж людьми!?
Но от Тебя, о, Господи!, не может
Ничто сокрыться. Господи!!!, прими
Молитву Твоего раба.(падает на колени) Спаси мя!
Не тело… Душу, Господи, спаси!
От адова спаси меня полымя!
Дай мне Тебя узреть на Небеси!
О, Господи! Успею ль оправдаться?
О, Боже сил! простишь ли ты меня?
Как я посмел Тебя не убояться,
Смирение и кротость прочь гоня:
Перечить стал в сердцах Елеазару,
Не внял совету брата своего,
Сысоя улестил ладьёю старой
Идти по морю бурному. Того
Ли ждал Господь от сирого монаха?
Прости меня, о, Боже! Не оставь!
Сысой не ведал перед бурей страха,
И взят Тобою. Я же, быв лукав,
По воле ли Твоей творил обиды
Пасущим мя? Зачем  оставлен жить?
Не ведает никто своей планиды…
Мя вразуми, позволь мне разрешить
Сию загадку. Это ль испытанье?
Позволь понять: простил ли Ты меня?
Найдётся ль в мире глубже покаянье,
Чем скорбь моя? Любовь к Тебе храня,
Паду я ниц на хладные каменья,
И отлетит душа моя… К Тебе ль?
В Раю ль найдёт она отдохновенье,
Когда свою покинет колыбель –
Моё вконец измученное тело?..
Неужли, Боже, ты меня извлёк
Из вод кипящих и оставил целым
К тому, что жизнь моя – земной залог
Для тяжких мук и новых испытаний?

Слышен шум осыпающейся гальки. Встрепенувшись, Никон поворачивает голову

Н и к о н
Зачем, мой Бог, спасаешь ты меня
И возвращаешь в мир людских страданий,
Заботами привычными маня?

Из-за большого валуна появляются двое и застывают от неожиданной встречи с невесть откуда взявшимся монахом. За поясом у каждого – топор. По всему – солевары, или рыбаки. Они начинают осторожно приближаться к Никону. Он медленно поднимается с колен. Радость от встречи с людьми в этом глухом краю смешивается с чувством опаски.

1-й
Откель ты взялся в сем краю, монаше?
Нас не пужайся. Молви. Не таись.

2-й 
Мы рыбари. Наш промысел не страшен.

Н и к о н (успокаиваясь)
То было б диво, тать здесь окажись.
Иду же я по своему хотенью.
Иду в Кожеезерский монастырь…
Да думал, здесь конец моим стремленьям –
На сих камнях оставлю этот мир.
Держал же путь по морю от Анзера…

2-й  р ы б а к
Тот путь и по погоде, мних, на прост.
По непогоде ж…

Н и к о н
Поводырь мой – вера.
Она любой построит к правде мост.

1-й  р ы б а к
А где ладья?

Н и к о н
Разбило о каменья.
Товарищ мой погиб, а я вот жив.

2-й  р ы б а к (толкая плечом 1-го)
Гляди… Ладья.Да вон же… В отдаленье.

1-й  р ы б а к
Выходит, твой рассказ, монах, не лжив.
Так ты был не один?

Н и к о н
Нас было двое.

Рыбаки переглядываются

1-й  р ы б а к
Не твоего ль товарища нашли
Мы поутру под елью вековою
И в стан наш незатейливый свели.

Н и к о н
Хвала Тебе, о Боже милосердный!
Хвала Тебе! Выходит, жив Сысой!

2-й  р ы б а к
Скалечен малость… Жить ему, наверно,
Лет сто, коль пожалела та, с косой,
Что жатву неустанно собирает…

Н и к о н
Сведите меня, братие, к нему.

1-й  р ы б а к
Сведём, небось… Да он не помирает.
Тебя, от, поминает, по всему.
Ты Никон, чай?

Н и к о н
Попить бы мне.

2-й  р ы б а к
Конечно.
Пей сколько хошь. Здесь родники сладки.

Достаёт из-под полы баклажку. Никон берёт баклажку и с жадностью начинает пить.

1-й  р ы б а к
Чай, и не сыт ты, мних? Возьми, сердечный.(протягивает ему ломоть хлеба)
Да сразу весь не ешь. То не с руки.

Н и к о н
Век буду я за вас молиться, братья!
Как звать вас?

1-й  р ы б а к
Энтот – Стёпка. Я – Захар.

Н и к о н
Дозвольте заключить мне вас в объятья…

2-й  р ы б а к
Твоё поминовенье – лучший дар.

Никон благословляет и обнимает рыбаков

Н и к о н
Поведайте же мне об этом месте,
Куда Господь сподобил мя привесть?

1-й  р ы б а к
Се остров Кий; он мал, да всем известен
Богатой ловлей: рыбы здесь не счесть.

2-й  р ы б а к
Матёрая земля, считай что, рядом;
Погожим днём её отсель видать.
По малой по волне свезём тя ладом,
А там… дай Бог с дорогой совладать.
Кожеезерский монастырь далече…
Дён двадцать, по;вдоль моря топотать.
Лихих там нет… Зато, медведь навстречу
Явиться может…

Н и к о н
Ну, медведь – не тать.

1-й  р ы б а к
Сподручней – по воде, да непогода…
Тебе бы наперёд набраться сил,
Допрежь такого дальнего похода.

2-й  р ы б а к
Живи у нас… А там бы и сходил.
За речкою вдовица есть – Авдотья…
Она хотя и в скудости живёт,
Но праведна, одета не в лохмотья…
Коль спросишь, то и примет, и поймёт.
Иди на полдень – и дойдёшь со светом.
Село за речкой… Кликни позвончей.
Там перевозчик – сын вдовицы этой.
Он и свезёт тя без пустых речей.
А как Сысой поправится, туда же
Его свезём дён, эдак, через пять.

Н и к о н
Храни вас Бог!

1-й  р ы б а к
Те Стёпка путь покажет,
Да и проводит, чтобы не петлять.
Как раз сквозь наш нехитрый стан пройдёте.
Там и обнимешь своего дружка.
Порадуетесь, и ходи к Авдотье.
До сумерек дойдёшь наверняка.

Никон со Стёпкой уходят в одну сторону, Захар – в другую