Об экологии коммуникации

Константин Челлини
Ознакомился в сети Интернет со статьей доктора филологических наук, профессора департамента медиа НИУ ВШЭ Дзялошинского  И.М.«Экология коммуникаций, становление новой науки». Автор в своих рассуждениях отталкивается от высказанного как-то академиком Д.С.Лихачевым тезиса, что «заботы экологов должны распространяться не только на условия, в которых живет человек в природе, но и на условия, в которых человек существует в создаваемой им культуре». Автор согласен с д.филос. наук Э.В. Барковой,  что ответы природы на вмешательство человека вызваны более глобальными антропогенными загрязнениями, не только в пространстве отношений человек-природа, но и в пространстве культуры. На основании результатов исследований российских и иностранных специалистов, автор отмечает,  что «культура и коммуникация – две стороны одной медали.» Исследования по экологии коммуникаций развиваются в рамках нескольких дискурсивных направлений: философского, психологического, культурологического, социологического.

Вскользь упомянув о медиаэкологии, популярном ныне направлении исследований, которое обычно определяется как рассмотрение предметов человеческой культуры (артефактов) по отношению к их коммуникативной значимости (Википедия), автор рассматривает «коммуникативную экологию». Это «концептуальная модель, используемая в области исследования СМИ и коммуникаций, ориентированная на анализ связи между социальными взаимодействиями и коммуникационными технологиями в физических и цифровых средах», а также разрабатываемые некоторыми исследованиями направления экологии коммуникаций и экологии социокультурных коммуникаций.

Эти направления позволяют включить  в область исследований также проблематику образования и мировоззренческие аспекты проблемы. Речь идет , как пишет кандидат философских наук О.М. Бузская, об «обеспечении в философии приоритета человекоразмерного начала», об «актуализации проблемы регуляции пространства социокультурных коммуникаций, необходимой для их экологизации на основе космопланетарного мировоззрения», без которых « проблематизация бытия социокультурных коммуникаций не завершена». При этом приоритет отдается социально-гуманитарным технологиям в качестве основных средств такой регуляции.

По мнению д.филос. наук, профессора Э.В. Барковой,   отталкиваясь от гуманистических ценностей и идей холизма,  «экология коммуникаций…рассматривается как условие сохранения ноосферы и альтернативная модель глобализации. В ней сохраняется не снимаемый статус Истины, Добра и Красоты и утверждается мировидение, в соответствии с которым ноосфера получает импульс развития на основе не только науки, но и всей мировой классической Культуры как органической целостности».
Дзялошинский также знакомит читателей с понятием « «экология медиапространства», в рамках данного дискурса предлагается «отказаться от представления, согласно которому медиа есть некая искусственно созданная человеком сфера, которая в силу каких-то причин иногда выходит из под контроля и тем самым наносит ущерб некоторым индивидам, не умеющим эффективно использовать медийные инструменты». По мнению автора, стоить поставить вопрос несколько иначе: «не пора ли защищать медиапространство от людей?», поскольку  это пространство, как и природа не терпит неразумного вмешательства, но многие «не осознают, что нарушают объективные законы протекания медийных процессов и что эти нарушения вызывают нежелательные последствия не только во взаимодействии людей с медиасферой, но и в осуществлении других социальных процессов: экономических, политических, демографических и пр.».
Далее исследователь прочерчивает основные направления, по которым могут развиваться исследования по дисциплине «экологии коммуникаций»  в дальнейшем - в рамках первого варианта предполагается выделение технологического, социального, дискурсивного слоя (идей и тем коммуникаций)
Второе направление предполагает выделение разделов
 • экологии внутриличностной коммуникации;   межличностной коммуникации; групповой коммуникации; публичной коммуникации;  политической коммуникации; я бизнес-коммуникации;  массовой коммуникации; наконец, медиаэкологии.

А углубиться в эти исследования меня лично подтолкнула фраза в Интернете о степени «экологии коммуникаций» в политическом дискурсе президента США Дональда Трампа.