2. Сравнение Луки с параллельными местами

Сергей Михальчук
Иллюстрация: «Искушение Христа» (клеймо иконы Спас Вседержитель, 1682 год). 

«Искушение Иисуса Христа в пустыне»

(Антропологические аспекты аскетики Евангелия)

II. Сравнение рассказа Луки с параллельными местами из других канонических Евангелий и ветхозаветных текстов.

Некоторые важные, в той или иной мере, подробности, дополняющие и проясняющие рассказ евангелиста Луки, содержатся в текстах других евангелистов, и повествованиях библейских авторов, на которых ссылаются издатели Библии. Рассмотрим параллельные места интересующего нас эпизода Евангелия от Луки.
Евангелист Матфей, например, дополняя рассказ Луки (4.1), говорит о том, что Дух не просто так повёл Иисусу в пустыню, а повёл для искушения от диавола (Мф.4.1). И, что Он не только не ел ничего все эти 40-ок дней, как это сказано у Луки (4.2), а постился сорок дней и сорок ночей (Мф. 4.2). А когда Иисус взалкал на сороковой день, то диавол не просто обратился к Нему, как находим мы у Луки (4.3), а: «… приступил к Нему искуситель и сказал… (Мф. 4.3)».
Далее у евангелиста Матфея следует рассказ о трёх искушениях, предложенных сатаной Спасителю. Но их порядок, в изложении Матфея, несколько отличен от того, какой мы находим у Луки. После искушения плоти, предложением обратить камни в хлеба (Мф. 4.4),[1] диавол берёт Его в Иерусалим, и поставляет на крыле (крыше) храма, предлагая броситься вниз, и полететь на крыльях ангелов, искушая душу Его тщеславием (Мф. 4. 5-7). И лишь затем возводит Его на высокую гору, искушая гордыней дух Спасителя, предлагая Ему все царства мира и всю славу их, если Он, павши, поклонится князю мира сего.

[1] Напомню, что у Луки предложенный диаволом Христу камень был в единственном числе (Лк. 4,3), что, конечно же, не существенно, в том контексте понимания евангельского рассказа, который мы обсуждаем.

После преодоления Иисусом третьего, и последнего, наивысшего (Мф. 4. 8-10), искушения евангелист Матфей не ограничивается, как Лука (4.13), рассказом о том, что диавол оставляет Иисуса, а добавляет, что: «… и Ангелы приступили и служили Ему».
Евангелист Марк уделяет этому эпизоду из жизни Спасителя всего два стиха (Мк. 1. 12- 13), из которых, в контексте наших размышлений, нам может быть интересен стих 13-ый. В нём апостол Марк говорит, что Господь 40-ок дней в пустыне, искушаемы сатаной, пребывал вместе со зверями; и Ангелы служили Ему.
В Евангелии от Иоанна приводится очень интересное осмысление факта Крещения Спасителя, сущего без греха, в покаяние (Ин. 1. 26-39), в котором нам особенно интересен стих 29-ый: «… вот Агнец Божий, который берёт на Себя грех мира». Но рассказ об искушении в пустыне полностью отсутствует.
Обращение к ветхозаветным текстам, для размышления о рассматриваемом нами евангельском эпизоде, необходимо для того, чтобы полнее, яснее и чётче, понять смысл и обстоятельства тех искушений, которые претерпевал Иисус в пустыне, и не пропустить всех смысловых тонкостей диалога, который состоялся у Спасителя с сатаной, когда он приступил к Сыну Человеческому вплотную. То есть заметить, по возможности, те движения мыслей и чувств, в которых пребывала личность-лицо - Господь Иисус, в этот момент, используя для этого все те, наималейшие, возможности, каковые предоставляют нам библейские тексты.
Из ветхозаветной части Библии, рассматриваемое нами повествование Луки перекликается с двумя книгами: «Второзаконием» и «Псалтирью»:
- [4.4] Втор. 8,3: «Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты, и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живёт человек, но всяким [словом], исходящим из уст Господа, живёт человек».
- [4.8] Втор.10,20: «Господа, Бога твоего, бойся, и Ему одному служи, и к Нему прилепись, и Его именем клянись (Втор. 6,13)».[2]

[2] Втор. 10,20 - представляет собой полное, дословное, повторение стиха 6,13: «Господ, Бога твоего, бойся, и Ему [одному] служи, [и к Нему прилепись], и Его именем клянись».

- [4.11] Пс. 90,11-12: «[11] … ибо Ангелам Своим заповедает о тебе - охранять тебя на всех путях твоих: [12] на руках понесут тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею».
- [4.12] Втор. 6,16: «Не искушайте Господа, Бога вашего, как вы искушали Его в Массе (Исх. 17,2 и Чис. 21,5)».
Для полного представления об обстоятельствах, упоминаемых в книге Втор. 6,16, обратимся к указанным ссылкам, книге «Исход» и книге «Числа»:
- [4.12] Исх. 17,2: «И укорял народ Моисея, и говорили: дайте нам воды пить. И сказал им Моисей: -  Что вы укоряете меня? Что искушаете Господа?»[3]

[3] Книга «Исход» (17, 1-7) повествует, в этом месте своего рассказа об известном событии истечения воды из камня, произошедшем при выходе народа израильского из пустыни Син, когда они разбили свой стан в Рефидиме, и не оказалось ни у кого и нигде вокруг источника воды. Народ жаждал и роптал на Моисея, укоряя его в том, что он вывел народ из Египта, чтобы умирать пустыне. И возопил Моисей к Господу, говоря, что ещё немного и пробьют его камнями. И Господь сказал ему: «И вот, стану Я пред тобою на скале в Хориве, и ты ударишь в скалу, [жезлом твоим, которым ты ударил по воде], и пойдёт из неё вода, и будет пить народ». И Моисей нарёк месту этому имя Масса и Мевира, что означает искушение и укорение, потому что искушал народ Израилев Господа, Бога своего, и укорял Моисея, говоря: есть ли Господь среди нас, или нет?»

- [4.12] Чис. 21,5: «… и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтобы умереть нам в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища».[4]

[4] В книге «Числа» (21, 4-9), рассказывается о том, что от горы Ор, народ Израилев отправился путём Чермного моря, мимо Едомской земли. То есть берегом Красного моря. Этот путь был таким тяжёлым, что они стали малодушествовать. И тогда послал Господь на народ ядовитых змеев, которые жалили людей, и многие умерли. И раскаялся народ, и пришёл к Моисею с покаянием, и просил у него прощения за то, что укорял Моисея. И просил с мольбою о молитве его к Господу, чтобы удалил Он от них змеев. Господь сказал Моисею, чтобы сделал он медного змея и водрузил его на знамя, для того чтобы каждый, кого ужалит змея, взглянув на этого медного змея, оставался бы жив. Так и сделал Моисей.

Все эти подробности очень важны для понимания того евангельского текста, который мы собрались рассмотреть. Что и будет показано ниже.