Эра Святого Духа

Ангелина Кныш
Догмат о троичной природе Бога – альфа и омега христианского учения. Однако в Ветхом Завете много говорится о Боге Отце и очень мало и прикровенно упоминается об Иисусе Христе и Святом Духе – связано это с НЕГОТОВНОСТЬЮ избранного еврейского народа в те времена «вместить» суть духовной составляющей в познании Бога.

Революционность Нового Завета состоит не только в том, что Христос явился в мир НЕ в славе и могуществе, установив ожидаемое евреями господство их над всеми народами, и в итоге был распят, как последний разбойник; но, в частности, в том, что Он дал людям откровение о Боге Троице и раскрыл им смысл духовных законов, подготавливая верных к вечной жизни в Царствии Небесном.

Мы постоянно повторяем в молитвах: «Во имя Отца, и Сына и Святого Духа» и знаем, что Бог един по существу и троичен в лицах, однако своим земным сознанием нам по-прежнему сложно это представить и принять.

Православные богословы (в частности, кандидат богословия Вадим Леонов) для понимания троичной сущности Бога советуют рассмотреть аналогии из окружающей нас жизни, сравнивая Бога Троицу, например, с Солнцем: само Солнце – Бог Отец, его свет – Иисус Христос, излучаемое им тепло – Святой Дух.

Святой Дух, или третья божественная ипостась – это и есть Бог, поэтому в Евангелии утверждается, что хула на Духа Святого не простится вовек (Мф.12:32).
 
Одним из многих имен Бога является, в частности, ОТЕЦ ДУХОВ (Евр.12:9).

Характерно, что обычные духи-ангелы по поручению Бога в Священном Писании всегда выполняют только ОДНО какое-то задание (благовестие Марии, Захарии, пастухов на Рождество и т.д.).

В то же время верховная триада в духовной иерархии имеет множество функций:

Бог Отец – Творец всего сущего, Вседержитель, Судья, Вселенский разум, Отец духов, Любовь и т.д.

Бог Сын – Свет миру, Слово истины, Учитель, Искупитель, Спаситель, Основатель и Глава христианской Церкви и т.д.

Святой Дух – Утешитель, который вселяется в людей, испытывает, вразумляет, дает понимание истины и духовные дары, очищает, дает веру, помогает во всем, готовит к вечной жизни верующих христиан и т.д.

Пребывая в земном служении, Иисус Христос в беседе с Никодимом озвучил важнейшее для христианства положение: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин.3:5).
 
Это значит, что никто не спасется, если на него не снизойдет Святой Дух и не вселится в его тело, поскольку Господь Бог сотворил человека как храм для Святого Духа: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа?» (1Кор.6:19).
 
Происходит это посредством КРЕЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА СВЯТЫМ ДУХОМ. Крещение водой и Духом в Евангелии не являются неразрывно и автоматически связанными. Иоанн Креститель крестил людей в воде в знак ПОКАЯНИЯ ВО ГРЕХАХ и при этом говорил, что следом идет Сильнейший его, который будет крестить их Духом Святым (Мк.1:7-8).
 
Крещение Святым Духом, или стяжание Святого Духа, имеет совсем другой смысл – это крещение ВО ИМЯ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА, залог УСЫНОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА БОГОМ, спасения его души, оно неприметным и чудесным образом нисходит на человека (далеко не на всякого!) СВЫШЕ, от Бога. «Бог послал Сына Своего Единородного…, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына своего, вопиющего: «Авва, Отче!» (Гал.4:4-6).

Святой Дух снисходил на отдельных людей и до пришествия Христа – на библейских пророков, Богоматерь, Елизавету и т.д. Тогда это осуществлялось только по воле Бога, а вот со времен Иоанна Крестителя схождение Святого Духа и, соответственно, достижение Царства Небесного стало возможным ПОСРЕДСТВОМ ИСКУПИТЕЛЬНОЙ ЖЕРТВЫ ХРИСТА и лишь после определенных УСИЛИЙ со стороны самого человека. «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силой берется, и употребляющие усилие, восхищают его» (Мф. 11:12).

В Евангелии описан случай, когда Святой Дух сходил на людей уже после крещения их  водой путем МОЛИТВ И НАЛОЖЕНИЯ РУК ТЕХ, КТО САМ ИМЕЛ СВЯТОГО ДУХА - АПОСТОЛОВ. "Апостолы, услышавши, что самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые пришедши помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого, ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса; тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого" (Деян.8:14-17).

То есть, крещение человека в его нынешнем варианте вовсе не означает автоматического схождения на него Святого Духа, ведь крестят зачастую несмышленых младенцев или же далеких от истинной веры, то есть, не принявших достаточных усилий для стяжания Святого Духа, людей. К тому же, нет сейчас среди нас людей, равных апостолам и способных наделять Святым Духом окружающих.
 
Схождение Святого Духа на человека обнаруживается по обретенным ним дарам (пусть и не ярко поначалу выраженным) и по тому, что человек отныне становится «водимым» Духом, который вразумляет его на правильные поступки, оберегает от опасностей, бесовских козней, просвещает в духовных вопросах и т.д.

Основными дарами Святого Духа являются: дар мудрости, знания, веры, исцеления, чудотворения, пророчества, различения духов, знания языков, ходатайства, увещевания, учительства и наивысший дар – любви.

Протоиерей Андрей Ткачев утверждает, что признаком обретения человеком Святого Духа является победа его над страстью похоти и обретение способности прощать других и ровно относиться ко всем людям. А протоиерей Олег Стеняев подчеркивает, что быть крещенным Святым Духом – значит стяжать его плоды, о которых сказано: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22-23).

В Свое первое пришествие Христос Сам был для людей источником благодати и истины, поэтому В ПОЛНОЙ МЕРЕ ЭРА СВЯТОГО ДУХА наступила только после Воскресения Господа. О грядущем пришествии в мир Святого Духа Христос говорил апостолам на тайной вечере: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди, и Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами ВОВЕК, Духа истины» (Ин.14:15-17).

В первое время, особенно в ходе миссионерской деятельности апостолов Христа по распространению христианства, Святой Дух В МАССОВОМ ПОРЯДКЕ снисходил на людей даже без их явных усилий, о чем неоднократно упоминается в Деяниях апостолов.
 
«Петр же сказал им: покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, –  и получите дар Святого Духа. Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось их в тот день душ около трех тысяч». (Деян.2:38,41). «И когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать» (Деян.19:6). Происходило это благодаря благодати, полученной апостолами после СХОЖДЕНИЯ НА НИХ САМИХ СВЯТОГО ДУХА, отмечаемого доныне, как праздник Святой Троицы.

Активно сходил Святой Дух также на христиан-мучеников в первые века гонений за веру, внушая им настолько мудрые слова перед своими мучителями,  что те теряли дар речи, а многие присутствующие становились потом христианами.
 
Однако в дальнейшем, и особенно в наше время, когда люди все больше Богу предпочитают золотого тельца, схождение Святого Духа на людей с обретением соответствующих даров – явление отнюдь не массовое (зависящее от благочестивой жизни самого человека), хотя нам и твердят упорно об апостольской преемственности. Где явные множественные плоды этой преемственности среди народа?

Потому и слышим зачастую такие утверждения, что при крещении человек получает лишь ЗЕРНЫШКО Святого Духа, которое он в дальнейшем должен взращивать праведной жизнью, а если не получилось – сам виноват (профессор А. Осипов). А священники говорят, что благодать Святого Духа человек получает при достойном причащении, но вскоре утрачивает ее из-за последующих грехов (то есть, опять-таки, сам виноват).

Извините, но в Евангелии нет прецедентов, чтобы люди, на которых снизошел Святой Дух, вдруг теряли его и вновь затем получали. Более того, там говорится, что Святой Дух пребывает с ними ВОВЕК (Ин.14:15-17), а апостол Иоанн уточняет, что такой человек уже не может (боится) грешить: «Всякий, рожденный от Бога, НЕ ГРЕШИТ; но рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему» (1Ин. 5:18).

Получается, что священники стараются НЕ ЗАОСТРЯТЬ внимание паствы на непростом и тернистом пути обретения Святого Духа из опасения, что в результате многие махнут рукой и перестанут ходить в церковь.

Как в реальности обрести Святого Духа? От священников можно получить стандартный на все случаи жизни и ни к чему не обязывающий ответ: «Молитесь».

При этом вряд ли вы услышите от них, что молитвы грешных, не предпринимающих усилия для борьбы со своими грехами людей, просто НЕ ДОХОДЯТ ДО ГОСПОДА. В Евангелии сказано: «Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф.7:21).

А воля Божья такова: «Соблюдите Мои заповеди, и Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами ВОВЕК, Духа истины» (Ин.14:15-17).

Новый Завет подсказывает, как подступиться к исполнению этой, казалось бы, неподъемной для обычных людей задачи.

В первом послании к Коринфянам апостол Павел утверждает, что основным препятствием для вселения в человека Святого Духа есть совершаемый ним БЛУД: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом, а совокупляющийся с блудницею СТАНОВИТСЯ ОДНО ТЕЛО С НЕЮ. Бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа?» (1Кор.6:15-19).

Таким образом, если в жизни человека присутствует блуд, нужно прежде всего любыми путями постараться с корнем вырвать из себя эту страсть, одну из самых ненавидимых Богом (Откр. 2:14-15,20), ибо это вопрос жизни и смерти.

При этом важно знать, что Господь, видя действительно решительные шаги человека в этом направлении, НАЧНЕТ АКТИВНО ЕМУ ПОМОГАТЬ.

Если блудной страсти у человека нет, надо начинать РАДИКАЛЬНО бороться с какой-нибудь другой, ОСНОВНОЙ своей страстью – главное, НАЧАТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ В БОРЬБЕ С ГРЕХАМИ, а также постоянно читать Евангелие, и помощь от Господа в дальнейшем обязательно придет.
 
Важно также постоянно давать милостыню (невзирая на личность просящего, ведь Судья у нас один) и совершать другие добрые дела по отношению к ближним. Очень сильный шаг для получения благоволения от Господа – усыновление сироты. В Евангелии о таких людях сказано: «Кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» (Мф. 18:5). Впрочем, даже оказанное милосердие со стороны человека, приютившего бездомного котенка или собаку, не останется без награды своей.

Если человек годами ходит в церковь, а в его духовной жизни, как это часто можно слышать, ничего не меняется – это ненормально. Необходимо ПОСТОЯННОЕ, шаг за шагом движение вперед в преодолении своих грехов, очищении себя, познании Бога, совершении добрых дел, и тогда настойчивые усилия человека непременно будут вознаграждены.