Гербы, вырубленные в туфе

Аркадий Кузнецов 2
 Гербы городов Армении

    Хотя города Армении - одни из древнейших в Кавказском регионе, долгие века не выделялись их постоянные символы - они совпадали с символами различных армянских государств. Кроме того, Армения пережила многочисленные полосы внешних завоеваний, не способствовавших закреплению местной символики.
    Официальное утверждение гербов городов Армении началось после 1828 г., когда земли Восточной Армении (Ереванского и Нахичеванского ханств) вошли в состав Российской империи.
    Ереван, официально называвшийся Эривань, вначале (с 1841 г.)стал центром уезда Грузино-Имеретинской губернии. И в 1843 г. вместе с другими городами Закавказья он получил герб:"Щит разделен на две половины: в верхней половине щита, в золотом поле, часть герба Грузино-Имеретинской губернии; в нижней, в зеленом поле, Эчмиадзинская серебряная церковь, с золотыми главами и крестами". Изображение Эчмиадзинского собора показывает,что этот герб был скорее не городским, а земельным.
    В 1849 г. была образована Эриванская губерния, и городу понадобился иной герб. Он был составлен в 1858 г., совпадая с губернским, появившимся в 1878 г.:"В лазоревом щите серебряная скала, увенчанная золотым русским крестом. Щит увенчан золотой башенной короной, окружен золотыми колосьями, соединенными Александровской лентой." Только обозначением окраины Российской империи можно объяснить русский, а не армянский крест.
    Гербы получили В XIX веке ещё два города на современной территории Республики Армения - центры уездов. Гюмри ( с 1840 г. - Александрополь), герб 1843 г.:"Щит разделен на две половины: в верхней половине щита, в золотом поле, часть герба Грузино-Имеретинского; в нижней, в зеленом поле, наклоненная серебряная лестница, в знак того, что с учреждением города и нового управления жителям даны способы возвысить свое благосостояние; с правой стороны лестницы изображен крест, а с левой полумесяц, обращенный рогами вниз, в знак того, что город населен большею частью вышедшими из Турции христианами".
    Нор-Баязет(Новобаязет), герб 1857 г.:"В золотом щите на зеленой горе червленый монастырь с 3 зелеными куполами, увенчанный такими же крестами. На всем поле лазурная перевязь вправо. В вольной части щита герб Эриванской губернии, щит увенчан серебряной башенной короной и окружен золотыми виноградными лозами, соединенными Александровской лентой."

    Следующий период городского герботворчества в Армении начался с 1960-ых годов.
    13 марта 1964 года - когда только дебатировался возрождённый герб Пензы и готовился конкурс проектов герба Москвы, был утверждён герб Ленинакана. Правда, несовершенный как герб, поэтому его назвали "герб-медаль":
    "Герб-медаль города представляет собой круг. В центральной части круга показана гора "Арагац" в солнечных лучах вечно покрытая снегом. На подножии Арагаца показаны силуэты города и завода. На переднем плане показан памятник В.И.Ленину и вечный огонь павшим бойцам за коммунизм. В верхней части круга имеется надпись на армянском языке "ЛЕНИНАКАН". Рисунок герба изображает расцвет города после установления советской власти в Армении."

    С 1968 года, когда отмечалось 2750-летие Еревана, широкое распространение получили эмблемы и значки с фигурой крылатого льва со скипетром на фоне древней башни, иногда - с "колесом жизни" на груди или с человеческим лицом в короне. Его называют "царь-лев Эребуни". Такие статуэтки и изображения на рельефах времён царства Урарту в крепости Эребуни на холме Арин-Берд символизируют царскую власть.
    В последние советские десятилетия также иногда изображалась эмблема Еревана с изображением памятника Давиду Сасунскому. Этот памятник, творение скульптора Ерванда Кочара и архитектора Микаэла Мазманяна, открытый в 1959 году (впервые - в 1939 году, до ареста скульптора) на Привокзальной площади, действительно, стал самым известным скульптурным символом столицы Армении.
    ...1976 год. Финал Кубка СССР по футболу. В Москве играют "Арарат" и тбилисское "Динамо". Журналистский анекдот из газеты:
    - Все болельщики поехали на матч?
    - Только Шота Руставели и Давид Сасунский остались стоять на пьедесталах...
    Давид Сасунский - центральный персонаж армянского эпоса, восходящего к X-XI векам. Памятник изображает героя верхом на богатырском коньке Джалали с чудесным мечом в руках. Так же, как и лев Арин-Берда, витязь часто был товарным знаком ереванской продукции (больше всего известно его изображение на коньячной наклейке). 1982 год. На марке Мадагаскара, посвящённой побратимским связям Антананариву и Еревана, также изображён щит с армянским старинным орнаментом, на котором - фигура памятника Давиду Сасунскому на фоне двуглавого Арарата.
    И всё-таки в споре за гербовый символ Еревана победу одержал крылатый лев.
    С советских времён сохранилась эмблема города Раздан - круг с лучами солнца, вышки и провода Разданской ТЭС, здания города с трубой цементного завода на фоне гор.
    В 1986 г. был утверждён герб Кировакана(бывш.Караклис). Его автор - Эдуард Боджукян. "Силуэт герба представляет собой щит, который венчается ритмичным рисунком гор, напоминающим корону. (Кировакан является современным центром исторической области Гугарк. На территории города находится древнейшее поселение "Тагаворанист", что в переводе с армянского означает "царский престол"). Щит и горы составляют единое целое. В центре щита присущая армянской архитектуре арка составляет окружность вместе с зубчатым колесом. (Развитие Кировакана как города произошло благодаря бурному росту промышленности) полуокружность зубчатого колеса прерывается символом науки. (Кировакан является также сосредоточением научно-исследовательских институтов, высших и средних учебных заведений.) В центре окружности ветвь (Кировакан расположен в лесистой местности с богатой и разнообразной растительностью). В нижней части щита надпись на армянском языке "КИРОВАКАН". Надпись и символы выполнены серебром на сине-зеленом фоне щита (сине-зеленый цвет символизирует природу Кировакана, серебристый - прохладный климат)."
    Герб, несмотря на некоторую схематичность, по тем временам был свободен от каких-либо идеологических символов и весьма оригинален в ряде решений - горы в навершии, арка. Поэтому он без изменений используется до сих пор городом, ставшим с 1993 г. Ванадзором, соответственно - другая надпись внизу.
    В следующем, 1987 г. был утверждён герб города-курорта Джермук."Джермук - всесоюзная курортная здравница с красивым ландшафтом, богатая источниками минеральной воды. Ежегодно здесь лечатся и отдыхают тысячи людей со всех концов страны. Поэтому на гербе города изображен источник минеральной воды. Герб имеет форму круглого щита, в центре которого на голубом фоне, символизирующем чистое небо, изображена бронзовая ваза обилия минеральной воды. Щит окаймлен каймой темно-коричневого цвета, в верхней части которой золотом нанесены надписи названия города на русском и английском языках. На нижнюю часть каймы наложена лента золотистого цвета с надписью названия города на армянском языке темно-коричневым цветом."
    Но этим и закончилась поздняя советская городская геральдика Армении. Уже с первых лет независимости Армении появились городские символы, разработанные прежде всего с учётом исторических атрибутов и изображений.

    Современный герб Еревана был утверждён 26 апреля 1995 г. Автор - Альберт Сохикян.
    "На пьедестале с надписью "Ереван" изображен лев со скипетром, являющимся символом власти. Над головой льва корона в виде "древа жизни", на груди символ вечности и изображение горы Арарат. Герб окружен голубой каймой. Использованы абрикосово-бронзовые цвета".
    Цвет современного герба Еревана не случайно определён как "абрикосовый". Абрикос армянский - национальный плод, его выращивали в Араратской долине ещё 3 тысячи лет назад. Абрикосовой называют и одну из полосок флага Армении - это самый её отличительный цвет.

    И верю я — настанет день, когда
    Границ не будет — только арки радуг,
    Исчезнут в мире злоба и вражда
    И я прижмусь щекою к Арарату.
    А если нет — лишь бы хватило сил ! —
    Пусть надорвусь, пусть мой хребет дробится, —
    Я Арарат на плечи бы взвалил
    И перенес его через границу…
                Евгений Евтушенко
                1966 г.
    Аревахач -"Колесо жизни" - винтообразный круг, похожий на солнце, - с раннего средневековья встречается в Армении на рельефах монастырей, на хачкарах - памятных плитах с крестами. Это - символ вечной жизни, вечного движения вперёд. В 1967 году, когда повсюду в СССР господствовали серп и молот, в Ереване удалось сделать священное для народа колесо символом монумента "Возрождённая Армения". Монумент венчает другой исторический символ - корона с ростком и бутоном цветка - "древом жизни". Именно такая корона - у льва в гербе Еревана,её же воспроизводит и скипетр в правой передней лапе зверя.

    Далёкие по времени памятники, оставившие запечатлёнными в туфе построек царские и владельческие эмблемы древней и средневековой Армении, становятся в наши дни основой некоторых городских гербов. Символом Великой Армении - царства IV века до.н.э. - IV века н.э. было изображение двух птиц и звезды или солнца между ними. Эта красивая реликвия истории запечатлена как главный элемент современного герба Арташата - одной из столиц царства, основанной Арташесом I в 189 г.до н.э., наряду со стеной с башнями. Барс, овал и крест Григория Просветителя - крестителя армян - были символом царства Багратидов, возникшего в Армении в IX веке. Этот знак ныне - верхняя часть герба второго по величине города Армении Гюмри ( в составе Российской империи  - Александрополь, в советское время - Ленинакан). Окрестная область Ширак - исконные владения Багратидов, ветвь которых стала царской династией Багратиони близкой Грузии.  Два идущих барса с другой известной эмблемы Багратидов, в рукопожатии на мосту через реку Агстев, на обоих берегах которой лежит город Иджеван, изображены в его гербе. Лежащий лев - символ Ташир-Дзорагетского царства Кюрикидов, возникшего в северо-восточной части Армении в Х веке, изображён на эмблеме Ахталы, основанной в это время как сторожевая крепость. Крепость стала монастырём Ахтала - поэтому лев держит крест. Наконец, эмблема Мамиконянов, правителей (марзпанов) Армении в IV-VIII в.в., прекрасно отображённая на капители колонны в Звартноце - орёл, раскинувший крылья, украшает герб другого северного города страны - Алаверди.
   Священный город Эчмиадзин, центр Армянской апостольской церкви, также восстановивший с 1992 г. историческое название Вагаршапат, принял круглый герб со стилизованным изображением Армянского креста - Цветущего животворящего креста с растительными орнаментами. Священный крест хранится в Кафедральном соборе, заложенном в 303 году, после крещения Армении. Форму креста имеет и сам собор, крест в гербе Эчмиадзина напоминает вид храма сверху. В синем центральном круге армянский инициал Э. В синей окружности (лимбе) - название города, вокруг - золотая виноградная лоза, в навершии - трёхбашенная корона.
   Армавир, названный так по одной из древних столиц Армении (бывший Сардарапат, Октемберян), развалины которой находятся вблизи города. Главный же символ городского герба связан с недавним временем - это колокол монументальной усыпальницы-колокольни, части мемориала "Сардарапат" в память павших и в честь победы в мае 1918 г. в Сардарапатской битве армянских войск над турецкой армией. Оранжевое солнце национального абрикосового цвета символизирует жаркую Араратскую долину и новую жизнь, двуглавый Арарат, видимый из города, обозначает Армению, кисть винограда напоминает о лучших сортах, выращиваемых здесь.
   А современный герб Аштарака напоминает классические стихи, ставшие в Армении народной песней:
Цицернак, цицернак,
Гость пернатых ватаг,
Ты куда же летишь,
За зигзагом зигзаг?
Чрез поля, чрез овраг
Мчись в родной Аштарак,
И под кровлей родной
Свей гнездо, цицернак!
   (Геворг Додохян. "Цицернак(Ласточка)" 1854 г. Перевод В.Брюсова)
   В гербе города - ласточка, вьющаяся около человеческого жилья, вестница богов в древней армянской мифологии, а также храм Кармравор VII века и кисть винограда ( в городе - винный завод)... На заднем плане - контуры ущелья реки Касах. Ещё раньше стилизованная ласточка стала фирменным знаком молочной компании "Аштарак".
   Ласточка несёт в небе надежду и в гербе Степанавана, города, сильно пострадавшего от землетрясения 1988 года. Ниже изображено урочище Джалал-оглы и арка памятника руководителю большевиков, имя которого до сих пор носит Степанаван - Степану Шаумяну; внизу, под названием города - "колесо жизни". По ободку круга ещё два символа - золотой колос и дубовая ветвь.
   В декабре 1988 г. весь мир узнал о городе Спитак, полностью разрушенном землетрясением. Спитак отстраивали силами многих стран мира. В круглом современном гербе города - строгий монумент жертвам катастрофы, по его сторонам - два орла со щитами. Щит белый - название Спитак и означает "белый".
   Города Армении с историей, уходящей в тысячелетия, выбирают для своих современных гербов древние сюжеты. Так, Гавар (бывший Нор-Баязет, в глубокой древности - крепость Халди) символизирует верховный урартский бог Халди с ногой, занесённой на голову льва, и с Древом Жизни в деснице. Он изображён на фоне кладки древних крепостных стен, на фоне гор, из-за которых поднимается солнце. Внизу - колосья и бело-розовый цветок.
   Известный горный минералогический курорт - Дилижан в первые постсоветские годы использовал, как символ, изображение орла, сидящего на горе c источником минеральной воды, а с конца 2000-ых годов - герб с изображением белой смотровой башни санатория "Горная Армения" в зелёном поле, обозначающем окрестные леса. В новом гербе (2015 г.) к тому же изображению добавились крылатый барс и традиционный символ солнца.
   Современный герб Капана(Кафана), центра горной Сюникской области - круглый щит с башнями с зубцами крепости князей Дзагикян - средневековой твердыни, остатки стен которой сохранились в городе. Над ними - двойная вершина горы Хуступ - высшей точки Сюника и восходящее солнце. Символ близкого к Капану Каджарана - медведь с медными ключами в пасти, означающими медно-молибденовый комбинат (скульптура медведя с ключом во рту стоит на отвесной скале на горной дороге Кафан-Каджаран). Над зверем также изображены вершины Зангезурского хребта.
   В гербе Егварда изображены руины церкви Зоравар VII века.
   Есть в Армении города, названные именами поэтов - Туманян и Чаренцаван. Герб Чаренцавана полностью отсылает к образам поэзии Егише Чаренца. Юноша, воздевающий руки к небу, подпрыгивающий к нему вверх - это ипостась самого поэта, псевдоним которого истолковывают как "шалун, озорник", и он - весь в движении в своих стихах. Солнце , изображённое рядом - любимый образ Чаренца, которого называют поэтом  Солнца  и Пути.
    Я привкус солнца в языке
    Армении родной люблю...
               (Перевод М.Павловой)
  О, как я желал, чтобы солнечный зной
  Луну победил и расправил мне плечи,
  И чудо высокое утренней речи
  В лучах и сиянье взошло надо мной.
                (Перевод А.Тарковского)
Третий образ герба - крыло Поэзии, стилизованное под традиционное армянское изображение, с щитом, на котором - "колесо жизни". На чёрном поле щита - точки звёзд, они заставляют вспомнить ещё одно самоопределение поэта как "вечного скитальца на Млечном Пути". В лимбе круглого герба - армянская надпись:"Армения, марз Котайк, Чаренцаван" и год основания города - 1947.