Обзор на книгу Повелитель мух

Кэтрин Санна
«Он лежал во тьме и знал, что он отщепенец.
 – Потому что я еще что-то соображаю».
(с) «Повелитель мух», У. Голдинг

Утопия Голдинга стала для меня одним из тех произведений, над которыми ломаешь голову ещё долгое время после прочтения. Причём процесс этой «головоломки» доставляет огромную радость. Именно потому, что всё в романе нетривиально и непредсказуемо.

Меня развеселил отзыв читательницы с одного популярного сайта. Женщина была раздражена действиями героев, обвинив британца в неумении дать чёткую мотивацию поступкам персонажей. «Чтение было в тягость», – ругала она писателя на чём свет стоит. А добило меня последнее высказывание в этой рецензии: автор отзыва, можно сказать, рекомендовала книгу к прочтению (Господи, прости!) именно детям. Потому что она восприняла роман только как подтверждение идеи, что дети невероятно жестоки, если не уделять внимания их воспитанию.

Правильно. Зачем копать глубже, если можно уцепиться за первую попавшуюся мысль? И если книга не такая простая, как бульварный детективчик, то это плохая и неправильная книга! В комментарии к её рецензии я попыталась открыть глаза читательнице на основную задумку Голдинга. Но не уверена, что женщину посетит инсайт и что она осознает всю прелесть «Повелителя мух».

Соглашусь, роман местами читается медленно. Ты возвращаешься к ранее написанному, размышляешь, строишь догадки, сводишь воедино имеющиеся там мысли. Но он уж никак не скучен.

Автору удалось в маленький объём произведения уместить целую модель поведения человечества. И блестящей идеей, на мой взгляд, стало то, что на примере детей, попавших на необитаемый остров и пытающихся там выжить и построить своё общество, показаны ошибки взрослых. Ведь взрослые – по сути те же дети, только считающие себя поумневшими.