Обзор на книгу Гордость и предубеждение

Кэтрин Санна
«Что мужчины в сравнении с камнями и скалами?»
(с) «Гордость и предубеждение», Дж. Остин

Меня поразило то, что самый известный роман Джейн Остин «Гордость и предубеждение», написанный ею в 21 год, издатели поначалу безжалостно отвергли. Лишь спустя 15 лет, уже после успешного издания «Разума и чувств», история о семействе Беннет, основательно отредактированная самой писательницей, наконец увидела свет.

Увидела свет, чтобы тронуть сердца не одного поколения своим добрым юмором, лёгкостью слога, убедительными персонажами и, конечно же, нетривиальной историей взаимоотношений молодых людей. И, само собой, чтобы покорить и моё сердце.

Когда я слышу мнения о том, что Джейн Остин писала «мыло», мне становится немного обидно за такую оценку. Но потом я понимаю, что большинство людей привыкло думать, будто автор творит сейчас и поэтому может следовать веяниям настоящего времени. Никто не делает скидку на то, что романистка жила и занималась творчеством более двухсот лет назад, когда нравы были другими, а литература создавалась по совсем иным законам.

Для рубежа XVIII и XIX веков этот роман, как, впрочем и другие произведения автора, был чем-то новым, необычным, одной из «первых пташек» реализма.

Книга читается на одном дыхании. То, как естественно писательница выражает свои мысли и идеи, подкупает немилосердно. С чувством юмора у Остин не просто всё в порядке: думаю, живи она в наше время, то легко могла бы составить конкуренцию лучшим стендап-комикам. А проработанность главных и второстепенных героев, чёткая передача их эмоциональных состояний выдаёт в авторе знатока человеческих душ.

Добавлю только, что мне редко хочется перечитывать книги. Однако этот роман я хочу прочесть ещё раз.