Вино и уксус политической партии

Григорий Спичак
После дефолта 1998 года и с началом Второй войны на Кавказе в августе 1999-го, когда все это происходило ещё и на фоне превращения Российской Федерации в Конфедерацию (с появлением Таможенных служб и постов на границах областей и республик), стало понятно, что дальше проиграют уже все... Взрываются дома, поезда, уже падают от терактов пассажирские самолеты и становится ясно, что момент, когда они направленно начнут падать на атомные реакторы или на Кремль — всего лишь вопрос времени. Небольшого времени — 2-3 месяца, полгода... Ещё чуть чуть и появиться новый Махно с ракетами и танковыми полками, ещё чуть-чуть и контролировать даже приграничные районы будет некому. Флот вообще стоял и ржавел у причалов, а стратегические бомбардировщики и истребительная авиация получала пополнение кадров с «опытом» налетов молодых пилотов в 26 часов...Ну, при хорошей борзоте курсанта — 32-34 часа.
Тогда в недрах российского истеблишмента, как военного, так и гражданского, вызрел запрос на создание политических сил центростремительного характера. (Тогда о «вертикали власти» говорить можно было только в философском смысле да и то — с интонациями разве что саркастического фельетона). Сейчас полстраны пищит «какую страну проср...ли!», вспоминая про СССР. К сегодняшнему дню могло быть хуже — могли бы вспоминать и проср... Россию...

В Москве появляется партия «Отечество». Синхронно (почти) появляется партия «Единство». Само по себе два вихра на голове — это уже признак того, что даже из «глубинного народа», из недр спецслужб, влиятельных группировок в Кремле, в войсках, в кругах олигархата — рождаются не совсем единые центры силы. (кстати, попробуйте сегодня в интернете найти материалы о самом начале,сложновато будет. Как-то вымарали все, как-то, будто случайненько, материалы если и есть, то далеко на задворках интернета...Потому что тогда глубинный толчок дали совсем другие люди.). В декабре 2001-го партии объединяются с временным названием «Единство и Отечество».Так рождалась «Единая Россия».
Сегодня её полощут все кому не лень. «Кому не лень» - это особая группа населения, часть из которых просто придурки, часть с патологией памяти, ну а часть — это, конечно, вполне себе сознательные граждане. Они-то и интересны. О них-то и поговорим. Потому что совсем не обязательно, что это плохие люди. Просто задачи элиты России, её актива, в 2001-м и в 2013-м уже очень существенно изменились. Существенно. Очень.

Давайте смотреть на историю «Единой России» дальше. Немного о том же 2001-м. Тогда были не только внешние угрозы для страны, но и новые проблемы бизнеса внутри страны. Прошло уже десять лет после распада СССР, а ГОСТы и законы были все ещё советскими, все ещё (уже заходил интернет) банковская система не была системой, а российская биржа так и не сформировалась (т. е. ценообразование было волевым, из-за рубежа по сути) что бы не говорили тогдашние министры финансов Дубинин и Задорнов. И самое страшное — к 2001-му году семейные фонды — все эти вчерашние, позавчерашние и поза-поза-бабушкины телевизоры, машины, холодильники начали трещать и никакие ремонты уже спасти их не могли. Причем происходило это уже в массовом, лавинном масштабе. Одно дело обнищание населения до пустого холодильника, другое — уже без самого холодильника.
Государственная Дума всё ещё терлась в разборках и стоимостях депутатских мест и альянсов, чем и спешили по прежнему воспользоваться олигархи и гиперполитизированные  Ходорковский с Березовским., а новый Президент, новая партия уже обозначили сверхзадачу — Правительство, бизнес и банки должны быть обеспечены современными законами, подзаконными актами, регламентами, положениями и прочая...И понеслась.

 «Взбесившимся принтером» не случайно называли Государственную думу 2001-2007 годов. Пик, кажется, пришелся на 2005-й, когда за одну сессию было принято более 600 законов и подзаконных актов. Сырые, часто с поправками тут же, через 2 недели. С протестами прокуратуры... с воем на местах... Но плохие законы лучше, чем их отсутствие вовсе. Это было лучше, чем беспредел, чем «дикое поле» законодательства, когда гигантскими ресурсами страны распоряжались те, у кого больше стволов, бит, связей в соседнем колхозе и т. п. (параллельно идет война. Это так, к слову.. Рубиловка на Кавказе ещё продолжается. Ещё через страну летят бомбардировщики НАТО в сторону Афганистана и Киргизии, где после 11 сентября 2001-го...ну, сами знаете).

А потом объединенные усилия «глубинного государства», того самого истеблишмента и актива России в 2006-м натыкаются уже чаще на разночтения интересов, чем на единство  с желанием спастись. Всё чаще то, что выгодно одним, сильно не выгодно другим(и не критично для безопасности страны в целом! - что особенно важно). А тут ещё и Президент совсем перекрыл кислород нижним эшелонам, отменив прямые выборы губернаторов. А потом Мюнхенская речь. И стало понятно, что начался процесс «реставрации»... Чего? Да какая разница — одни кричали про реставрацию Империи, другие — СССР в усеченном варианте, третьи — про диктатуру «просто».Какая разница? Мюнхенская речь дала сигнал международным фондам. Сигнал о том, что они (кто с заграницей и сама заграница) теперь не нейтральные. Теперь они должны отстоять свои интересы, упакованные в фантики «прав человека» ли, «свобод» ли, геополитического противостояния ли. А Сорос тем временем готовился заработать свои 2 млрд.долларов за один день. Потому что все инсайдеры уже точно знали — в 2008 громыхнет, не может не громыхнуть масштабный кризис. Что и произошло.

Но перед этим — заметим по поводу «Единой России» - в партии делаются попытки в 2007-8 годах создать 4 крыла, 4 клуба : либеральный, патриотический, какой-то там ещё типа «социально-гуманитарный» - читай «социалистический» и что-то национально-консервативное... (если я правильно помню — администрацию Президента возглавляет ещё Волошин, который прекрасно понимает неоднородность кадрового актива «Единой России»). Но до создания этих клубов дело так и не дошло, как не дошло и позже, когда пытались называть их проектами — в 2013 -16 годах. Почему? Потому что Администрацию возглавил В.Сурков? Или потому что на фоне кризиса, а потом (видимо, с подачи спецслужб и «узких специалистов») стала понятна угроза Майдана — военная и политическая разведки не дремали, кто ж сомневается?  Выходец из МИДа и службы внешней разведки Лебедев курирует СНГ к тому моменту уже несколько лет, безнадежность социума на Украине ему должна была быть очевидной и через информацию о тренировках подразделений Яроша, и о ползучих сетевых алгоритмах формирования националистического актива и т.д и т.п. История подтвердила эту очевидность.
Видимо, на фоне этой очевидности в 2009-2011-м было опасно «перештопывать» «Единую Россию». Дискуссионные клубы на фоне сильных НКО с иностранными кураторами заштопали бы дискуссию по всей стране в неолибералистический каньон, из которого мы бы и сегодня не вылезли. И дискутировали бы уже с «калашами» на столах при фитилях из гильз... «Не надо», - подумали осторожные политтехнологи, и сделали ставку на инерцию. Шёл 2011- скандальный год. Осень показала состояние общества и на Болотной площади, и взбесившимися бесконтрольными соцсетями. Картина Украины, но уже в России, повторялась даже в мелочах — тут тебе и «несправедливые» выборы (как в 2004-м на Украине с «третьим туром»), тут тебе и «Пудинг лор», и шараханья по призыву в соцсетях сотен и тысяч болельщиков из Текстильщиков - на Баррикадную, из Серпухова — на Воробьевы горы и т. п. Всё понятно. А потом, в этом же политическом цикле (где была и Олимпиада, которую могли и хотели сорвать) начались события на Украине уже в самом пылающем варианте...

Но очевидность не перестала быть очевидностью - «Единую Россию» надо переформатировать, так как свою историческую задачу консолидации 2001-2006 годов она выполнила. А под новые задачи накопила уже тысячи новых противоречий и претензий российского общества, вошедшего уже совсем в другое состояние - и общества в целом, и элит, и финансово-промышленных групп, и даже НКО (борьба с иностранными агентами тоже уже сделала свое дело). В 2018, с диким несусветным опозданием делается попытка внутрипартийной дискуссии на тему обновления и ребрендинга. По всей стране собраны предложения и... пшик. Тишина. Почему?... В региональных отделениях после этой последней надежды застой и пустопорожнее обсуждение «партийных проектов», которые похожи на «казино без ставки» и комсомольские безалкогольные свадьбы... Тупик.
 Хотелось бы два слова сказать о том, что в известном смысле злую шутку сыграла борьба с коррупцией, которая выбила актив не только криминальный, но и которому можно прилепить криминал. Тут же дистанция не полшага, она вообще умозрительная — по пересаженным главам муниципалитетов мы это прекрасно видим. С прокуратурой «дискуссионные клубы» не работают.
...И вот. Что мы имеем на конец 2019 года? Мы имеем «и вот». Марши несогласных и незарегистрированных в Москве. Информационный гвалт в соцсетях  и просто телевизионный феназепам. Мы имеем борьбу финансово-промышленных групп вне берегов партийной принадлежности и само собой внутри «Единой России» тоже. Структуирование политического поля уже не идет по нюансам взглядов, идей или даже принадлежности к территориям, а идет по  логике гражданского противостояния (не использую термин «гражданской войны»), где лишь общая установка — ты за Путина или против Путина? Микс. Паштет. Политическое меню исчерпано. Оно, в лучшем случае, имитационно. «AURUS”, конечно, вышел на арабские рынки, но...
...Но за углом шла революция. За углом начали трещать биржи и похлопывать тяжеловесные папки торговых войн. Партии «Единая Россия» сейчас уж точно не до ребрендинга. Кремлю теперь нужен гиперзвук. И только он... Другие звуки не работают.

Михаил Делягин в своем выступлении высказал предположение, что московские движухи на проспекте Сахарова и все , так называемые, протесты несогласных на самом деле вполне себе подогреваются московской бюрократией. Потому что она в них заинтересована. Делягин не мог сказать и не мог расшифровывать понятие «московская бюрократия». Давайте попробуем мы?
Во-первых, московская бюрократия — это чьи-то ставленники. Чьи? Ни в коем случае не финансово-промышленных групп, конечно...Они все от «кружков любителей кактусов», от Рерихов и от фитнес-центров агни-йоги... ага... Во-вторых, они, конечно, как говорит сам Делягин, всего лишь заинтересованы в профанации протестного движения. Они совсем не хотят отжать поляну влияния ни на строительный комплекс, ни на логистические узлы, ни на федеральную власть- а как же? Ну, конечно. 
Про Госдеп и про Сороса мы уже наслушались по самое не могу, а вот про более реальное — про то, что выросло целое поколение бизнеса, которому пищевая цепочка нужна не с церковными вензельками, а со связкой с палец толщиной, как цепура 90-х — эта прослойка пришла и очень знакомо заявила «Партия, дай порулить!». В Москве финансово-промышленных групп и сложных холдингов много. По стране - ещё больше.
Вы думаете, что «Партия, дай порулить!» - это только в «Единой России»? Ошибаетесь. Ходорковскому в 2001-м и в 2003-м интересны были все — и КПРФ, и ЛДПР, и «Отечество» с «Единством», и даже по мелочи...
 
 Всем хочется, как в беседе с цыганкой - «чем сердце успокоится?».Не скажу... Я пытался сказать. По-честному. В 2008, в 2011-м, в сборах предложений и идей в 2018-м. А сейчас не скажу. Потому что не знаю. И сомневаюсь, что вообще кто-нибудь знает траекторию полета общества и страны в ближайшие 4-7 лет.
А партия — что партия? Она начиналась, как хорошее вино в 2001-м. В 2006-м она была уже так себе вином... в 2011-м — плохим вином, но ладно уж...Сейчас это уже уксус. В пакетах вино хранить можно, но уксус пакеты прожигает и расползается, растекается, обжигая и руки, и губы, и даже клеенки плакатов и мраморные полы...