Разговор с душевно больным

Анна Колбасова
                Весит душа двадцать один грамм.

 Я заканчивала учебу в Университете Марксизма-Ленинизма, приехала сдать последний экзамен и получить долгожданный диплом.

 На стенде увидела объявление, вечером состоится лекция, «Человек и Вселенная», лектор Арон Моисеевич Берхифанд, врач  психотерапевт.

Фамилия знакомая в научных кругах, некоторые его статьи, читала.
Я решила, расширить свой кругозор.

Слушателей в зале было много, так как съехались заочники на последний экзамен, и они, как и я решили приобрести дополнительные знания в стенах университета.

Среди слушателей были люди разных возрастов и профессий, но в основном это были партийные работники.

 По теме вопросов было много, ответы лектора не всегда удовлетворяли жаждущих более объемных ответов, они шумели.

После лекции я спросила лектора: как он думает, есть ли душа у человека, мы часто слышим слова, Душа, душевность, духовник. Но, а вообще, она есть или это просто обиходное слово?

- Нет,- сказал лектор, то бишь, Арон Моисеевич, - это слово придумали священнослужители.
-Но, а как же говорят, душевная боль?

 На что он ответил, что есть сердечная боль,- понимаете,- подчеркнул он,- сердечная боль и не более того.

-Тогда, как вы объясните тот факт, что ученые сделали открытие, установили вес души? Что это, как вы думаете?

- Я думаю, - сказал он,- они морочат людям голову, и те, на это ведутся.

-А как вы поступаете, если к вам пришел, совершенно здоровым, пациент,  но в то же время жалуется на боль в груди, тревогу, бессонницу?

-Думаю, что у него просто шалят нервы, выписываю успокоительные капли.

-Хорошо, подлечили нервы, а он все равно жалуется на боль в груди. Какой же диагноз вы ему поставите, не переставала я допытываться у лектора.

-Думаю, здесь уже необходимо приниматься за лечение моим коллегам в психоневрологическом диспансере.

-Значит, вы категорически отрицаете, что душа есть, что она существует в человеке?

-Отрицаю!
-Скажите, а у вас болит в груди, когда случается что-то нехорошее, с   близкими вам людьми?

-Не знаю, не замечал.

У меня сразу пульсирует сосуд на виске, где взять деньги на устранение неприятности.

У меня вообще никогда ничего, не болит, а вот забота есть. Я много тружусь, веду прием больных, пишу статьи, читаю лекции, выступаю на семинарах.

-Как я могу предположить, вы получаете не плохой гонорар, за свою работу, куда же вы его тратите?

-У меня есть дети и внуки. Мой гонорар распределяется по – возрасту: ученикам, студентам, но, а  сыну, на новую машину.

-Но вернемся к нашим баранам,- сказала я.

 И так, души нет!- Повторила я слова Арона Моисеевича.- Скажите, вы в молодости, прежде чем жениться, встречались со своей девушкой?

-Нет, конечно. Отец обсудил эту тему  с ее отцом, он работал в синагоге, нас обвенчали вне очереди, вот и все ухаживание.

-Значит, вы лишены были любовных страданий, не стояли у нее под окном, не дарили ей цветы, не ждали ее после занятий, у вас не трепетала душа от прикосновения ее руки. Вот так сразу, венчание и постель. Да откуда же вам   тогда знать есть ли у вас душа?

- Я любил одну девушку. Мы знали друг друга с детского сада.

 На утренниках нас воспитатель всегда ставила в паре, иначе я мог устроить взбучку, ее партнеру. Однажды даже у меня был разбит нос.

-Что вы чувствовали, когда вместо вас стоял рядом с ней другой мальчик.

-Ни знаю, это было давно, скорее всего, я страдал, раз лез в драку. Затем мы с ней учились в одном классе, сидели за одним столом.

Перед окончанием школы, ее родители увезли в другую страну, где она, окончила, русскую школу, и поступила в престижный университет.

 О ее отъезде я не знал, почему так случилось, не могу сказать. Возможно, это был коварный замысел ее отца.

Когда я пришел в класс и увидел пустой стол, спросил у ребят, где Соня, мне ответили, что она уехала, и больше не вернется назад.

 Я думал, умру, мне стало темно в глазах, трудно дышать и я, оказался на полу.
 
С тех пор что-то произошло, я перестал ощущать себя, время, события, пролетающие годы. Время для меня остановилось, я перестал существовать.
 Меня нет! И уже не будет.

-Но как же вы живете в семье?- спросила я.
-Я робот, выполняю обязанности мужа, отца, дедушки, как предначертано Богом, но меня нет!

-Тогда вы не можете утверждать, что нет души. Ведь она у вас была, страдала, мучилась и умерла. Наступила клиническая смерть.
 
Но ведь возможно ее оживить, если постараться.

Нельзя  справлять по ней поминки, это недопустимо.

Ведь человек переживает в своей жизни самые прекрасные и горестные моменты благодаря своей душе.

Человек может быть физически раздавлен, но духовно, его уничтожить невозможно.

 Один из ученых с помощью специального прибора смог зафиксировать ауру умирающего человека, и было доказано, что ее свечение длится даже после его смерти, лишь постепенно затухая и исчезая в пространстве.
 
Душа у каждого человека, говорит он, неповторима, как и отпечатки его пальцев.
 
 Священники говорят: душа еще витает над землей сорок дней, и все это время идет служба об упокоении усопшего.

Арон Моисеевич смотрел на меня грустными усталыми глазами.

 Я видела, что у меня ничего не получается вытащить его из той ямы, в которую он попал много лет назад, что это глас вопиющего в пустыне.

 Он меня не слышал и не понимал. Я простилась и ушла, сильно расстроенная,   что не смогла достучаться до его души.

Прошло время, была краевая партийная конференция, на которую были приглашены, в том числе, и лекторы, особенно те, кто проповедовал коммунизм, при котором будут блага по потребностям.

В перерыве я обратила внимание на одного пожилого человека, кого-то он мне напоминал, а вот кого не могла вспомнить.

 У меня в голове был такой водоворот событий, встреч, начиная от партийных работников, священников, до встреч, с теми, кто лишен свободы и отбывал свой срок.

 Ни под одну категорию он не подходил. Объявили перерыв. Я стояла в сторонке и наблюдала за этим человеком.

После перерыва все вошли в зал, расселись по своим местам.

 Я увидела, что около него свободное кресло, встала и направилась к нему. Он поднялся и пропустил меня на свободное место.

-Арон Моисеевич, к вашим услугам,- сказал он.

-Да, да, Арон Моисеевич, как я могла запамятовать.

 А вы меня не помните? Мы с вами спорили, о существовании души, есть она, или, нет ее.

-Существует, твердо сказал он,- можете мне поверить.

-И что же вас переубедило, что повлияло на ваше мнение, - спросила я с интересом.
-Один случай, который перевернул всю мою жизнь.

 Разбудил от этой спячки. Вы знаете, я так счастлив, испытывать душевную боль и радость, что словами не выразить.

 Я встретил ту, которая похитила  мою душу и увезла с собой. Встретились случайно, в театре. Она сопровождала дочь, актрису театра и кино. В этот вечер она играла в спектакле.

 Дочь ее, была не совсем здорова, поэтому мать приехала с ней.

Встреча была такой неожиданной, что я чуть не лишился чувств, как в школьные годы, когда она уехала не простившись.

 Мы долго стояли и смотрели друг на друга. Моя жена отошла и скромно стояла, отвернувшись к окну.

 Соня была ослепительно красива, белое лицо,черные волосы, украшенные сединой прожитых лет.Выразительные карие глаза. 
          
 Тонкий девичий стан, руки, плавно поправляющие прическу. Все в ней было прекрасно. Я так был счастлив уже тем, что всю жизнь любил самую красивую, самую прекрасную женщину на планете Земля.

-Я возвращаю тебе сердце и душу,- сказала она мне, прислонив свою ладошку в начале к своей груди, а затем моей и дунула.- Я оживила тебя Арон. Вернула то, что когда-то похитила у тебя.

Я не верил своим глазам, я просто чувствовал огонь в своей груди, я жил, я не мог надышаться, я готов был взлететь в небо.

После спектакля к Соне подошла ее дочь, она нас познакомила, звали ее Светлана.
- Это тот мальчик из детского сада?- спросила она у матери. Та, согласно кивнула головой.

-Вы знаете, моя мама всегда помнила о вас.

 Она знала точно, что вам плохо, это отражалась на ее здоровье, но приехать она не могла, а встреча должна была быть личной, так как  душевные раны нанесенные любимым человеком не лечатся, а просто притупляются, и постоянно пульсируют.

 Вот я и  решила привезти ее, в ее, город. Подписан контракт на несколько спектаклей. Затем мы уедим.

-Да, мне все эти годы было очень плохо,- сказал я им.- Я просто перестал существовать. Жил как во сне: дом, работа, дети, друзья. И ни каких эмоций при этом.

-Теперь, когда я вернула тебе душевное равновесие, спокойствие, у тебя будет все хорошо, ты еще сможешь быть счастливым.

 Когда меня не станет, ты иногда приходи ко мне, не плачь и не грусти. Радуйся, что я была в твоей жизни, и ты любил так, как не умеют любить другие.

-Ты почему так говоришь,- спросил я Соню,- как будто прощаешься со мной?

-Теперь, когда я вернула то, что взяла  для себя, я могу тебе  сказать, у меня онкологическое заболевание, жить осталось совсем мало, четвертая стадия.

 Ты врач, знаешь, что это значит. Не грусти обо мне.

Мы встретимся с тобой, ведь души не умирают, а  продолжают жить на небесах.

Она взяла дочь под руку, и, они пошли к выходу. Я с грустью смотрел им в след.