Я встретил вас - и все былое... Гагарины и Тютчевы

Алла Жданова
        В Армянском переулке в доме 11 – здании классического облика - ныне находится Российский благотворительный детский фонд. На углу здания – табличка «Памятник  архитектуры. Главный дом городской усадьбы И.С. Гагарина. Начало  XVIII века. Архитектор М.Ф. Казаков…»
       Владелец усадьбы Иван Сергеевич Гагарин – дед нашего князя  - Гагарина Григорьевича Гагарина.  (Всего у И.С.Гагарина,  было пятеро дочерей и два сына – Сергей и Григорий – отец будущего художника ) . Здесь пойдет речь о внуке Ивана Сергеевича - тоже Иване Сергеевиче, как мы видим - двоюродном  брате князя Г.Г.Гагарина - художника .
         Иван Сергеевич Гагарин стал масоном,  католиком. В связи с принятием католичества  он потерял службу, родовое имение, семью, с 1843 года ему был запрещен въезд в Россию. Умер Иван Сергеевич в Париже 20 июля 1882 г., и был похоронен на кладбище Монпарнас.   
        В 1810 году особняк стал собственностью родителей Федора Ивановича Тютчева , будущего поэта. В 1812 году усадьба не пострадала от пожара.
      
          По удивительному  - в действительности же очень объяснимому – стечению обстоятельств  в 1833  году в Мюнхене одновременно оказались потомки владельцев усадьбы в Армянском переулке  - Федор Иванович Тютчев (1803-1873) и Иван Сергеевич Гагарин (1814-1882),. Ф.И.Тютчев, благодаря графу Остерману-Толстому,  стал сверхштатным сотрудником русской миссии в Мюнхене, а  молодой князь Иван Гагарин летом 1833 года прибыл в Мюнхен на  должность атташе. Возглавлял  же российское  посольство  с 1832 года - Григорий Иванович Гагарин, которому молодой Гагарин приходился племянником.
      Молодые люди, детство которых  - правда,  в разное время, прошло в  одном и том же доме в Армянском переулке, сошлись в интересах.
      Гагарин, несмотря на свою молодость, был понимающим и острым собеседником и  смог по-настоящему оценить  набирающий силу поэтический  талант Ф.Тютчева, который был старше его – на целых 11 лет!
   
     Гагарин проявил свою дружбу к Тютчеву в полной мере. Приехав в конце 1835 года в Петербург, он не без изумления увидел, что ни Жуковский, ни Вяземский, ни сам Пушкин не знают поэзии Тютчева, которую Гагарин ставил исключительно высоко. Он начал действовать - и действовать энергично. Настоятельными просьбами в письмах он вынудил Тютчева переслать ему стихи.
     Гагарин не смог осуществить свой замысел целиком (он ведь намеревался издать книгу стихотворений Тютчева), так как в июле 1837 года был отправлен министром иностранных дел Нессельроде за границу и возвратился лишь через два года. Но тем не менее в результате усилий Гагарина более двух десятков высших творений поэта появилось в пушкинском журнале "Современник".

      Рукописи Тютчева, не превратившиеся тогда в книгу, Иван Гагарин бережно хранил четыре десятилетия, и нельзя не сказать о том, что только благодаря его заботе до нас дошли такие тютчевские творения, как "Тени сизые смесились...", "Нет, моего к тебе пристрастья...", "Сижу задумчив и един...", "Я лютеран люблю богослуженье..." и многие другие. До конца своих дней Гагарин исключительно высоко ценил Тютчева
        О глубине их дружеских отношений можно судить хотя бы по одному из тютчевских писем, оно написано им, когда Иван Гагарин через два года уехал в Россию:      
      "С момента нашей разлуки дня не проходило, чтобы я не ощущал вашего отсутствия… Боже мой, да как можно писать? Взгляните, вот подле меня свободный стул, вот сигары, вот чай. Приходите, садитесь и станем беседовать; да, станем беседовать, как бывало, и как я больше не беседую".
Через полгода Тютчев спрашивает в письме к своим родителям: "А что поделывает Иван Гагарин? и не без горечи замечает: - Чего он не делает, я знаю. Он не пишет своим друзьям".

     В 1843 году Иван Сергеевич Гагарин покинул Россию и стал священником ордена иезуитов.
      Недавно я встречалась с Ириной Александровной  Бутурлиной. Она подарила мне свою только что вышедшую книгу, с которой знакомила меня еще в стадии  работы над ней,- письма Ивана Сергеевича  из Франции своей сестре – Марии Бутурлиной - (сестра Ивана Сергеевича Гагарина, Мария вышла замуж за С.П.Бутурлина), письма последних двух лет его жизни.
   
      Отлученный от России, Иван Сергеевич Гагарин тосковал по ней…  В последнем письме к сестре от пишет: «Мне бы хотелось провести несколько дней в Ясеневе…»  (К слову – позавчера я побывала в Ясенево, но это уже будет другая история).

       А эта рассказана для того, чтобы еще раз показать как лучшие и талантливейшие люди того времени находили друг друга и дорожили своей дружбой – И.С.Гагарин и Ф.И.Тютчев,Г.Г.Гагарин и А.С. Пушкин, Тот же Гагарин и М.Ю. Лермонтов…
А в  заключение   сей истории  пусть прозвучат  стихи Ф.И.Тютчева.

 Сижу задумчив и один,
На потухающий камин
Сквозь слёз гляжу…
С тоскою мыслю о былом
И слов в унынии моём
Не нахожу.
Былое — было ли когда?
Что ныне — будет ли всегда?..
Оно пройдёт —
Пройдёт оно, как всё прошло,
И канет в тёмное жерло
За годом год.
За годом год, за веком век…
Что ж негодует человек?...

К.Б.
Я встретил вас - и все былое
В отжившем сердце ожило;
Я вспомнил время золотое -
И сердцу стало так тепло...

Как поздней осени порою
Бывают дни, бывает час,
Когда повеет вдруг весною
И что-то встрепенется в нас,-

Так, весь обвеян духовеньем
Тех лет душевной полноты,
С давно забытым упоеньем
Смотрю на милые черты...

Как после вековой разлуки,
Гляжу на вас, как бы во сне,-
И вот - слышнее стали звуки,
Не умолкавшие во мне...

Тут не одно воспоминанье,
Тут жизнь заговорила вновь,-
И то же в нас очарованье,
И та ж в душе моей любовь!..
26 июля 1870   
     (К.Б. –предположительно «Крюденер, баронессе)

 P.S. Послала статью Ирине Александровне Бутурлиной, спросила ее ,не напутала ли я чего? Получила ответ:  " Дорогая Алла Ивановна! . Гагарин не был масоном. Став католиком, он, пройдя соответствующее обучение, стал иезуитом - членом Общества Иисусова. Он не потерял службу, семью и родовое поместье, потому что подал прошение об отставке заранее, сославшись на личные обстоятельства; семьи своей у него еще не было, как , впрочем, и родовых имений, которые пока находились в собственности родителей. Другое дело, что став иезуитом, а для России фактически государственным преступником, Гагарин не мог видеться с родителями в России и вступить во владение наследством. Нельзя сказать определенно, что Пушкин, Вяземский, Жуковский не знали совсем стихов Тютчева. Раич мог знакомить их с ранними стихами. Речь шла о том, что вообще литературные круги практически поэзии Тютчева не знали. Гагарин не вынуждал поэта присылать стихи. Тот подарил их и разрешил делать все, что сочтет нужным Гагарин. Отдельную книжку выпустить задумал не один Гагарин, а вместе с Жуковским и Вяземский. Не состоялось совсем не из-за отъезда Гагарина. О причинах написано исследование, опубликованное в ж. "Символ". Мне кажется, что не совсем точен вывод о том, что"лучшие и талантливейшие люди того времени находили друг друга..." Эти люди по своему рождению принадлежали к одному кругу и их общение было естественным, а что в этой образованной среде взрастали таланты, так это закономерно. Ну вот такие соображения. Гагарин был заочно предан суду в 1853г. за самовольное пребывание за границей и вероотступничество, а не в 1843. Вот такие замечания. Хорошо бы поправить. Обнимаю, всего хорошего. Ирина Бутурлина"
      
     В общем, я решила статью не править, легче просто удалить. А потом подумала, что пусть так остается, добавлю замечания Ирины Александровны - они дорогого стоят. И.А. глубоко в теме, только-только вышла в свет ее книга "ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ГАГАРИН. ПОСЛЕДНИЕ ПИСЬМА СЕСТРЕ (1880-1882) В некоторых моментах можно поспорить, но это уже будет не наш   спор, а спор тех источников, где мы брали материал..