Русская рулетка для Риббентропа! Часть 1

Владимир Павлов Великие Луки
История мировой дипломатии,
история Второй мировой войны

РУССКАЯ
РУЛЕТКА для
РИББЕНТРОПА!

Памяти Юрия Богданова, Бронислава Вишнякова, Вячеслава Дашичева
и всех защитников Отечества посвящается

Часть 1. Великие Луки в истории дипломатии:
пакт Молотова – Риббентропа мог не состояться!

80 лет назад ход мировой истории в ХХ веке мог пойти совсем по другому
пути. Случиться это неординарное событие могло бы утром 23
августа 1939 года в городе Великие Луки, в небе над которым оказался самолёт,
на котором летела в Москву  немецкая дипломатическая делегация. 
Предоставим слово непосредственным свидетелям этого события.

Свидетель первый. Ветеран Великой Отечественной войны,
полковник в отставке, доктор исторических
наук, профессор, политолог Вячеслав Иванович Дашичев.
Приведём фрагмент статьи Вячеслава Ивановича из «Новой
газеты» (5 мая 2005, №32):

« Дело было в Великих Луках, где я жил в то время с родителями.
Отец командовал там стрелковым корпусом. Утром в этот день я
направился в школу, где собирались ученики накануне нового
учебного года. По дороге я вдруг услышал пушечную канонаду.
Посмотрев вверх, увидел в небе самолет с необычными
очертаниями. Он летел довольно низко. Мне показалось, что на его
крыльях были кресты. Вокруг самолета хорошо виднелись облачка
от разрывавшихся снарядов. Самолет взревел, резко пошел в
сторону и вскоре исчез из виду. Когда вечером отец вернулся из
штаба (кавалер трёх орденов Красного Знамени за участие в Гражданской войне,
полковник Иван Фёдорович Дашичев в августе 1939 г. был назначен командиром
47-го стрелкового корпуса – В.П.), я рассказал ему о случившемся и спросил,
что бы это значило. Он тяжело вздохнул и сказал: «Наши зенитчики
по ошибке обстреляли самолет Риббентропа, направлявшегося
в Москву. Их не предупредили о маршруте полета, они были
застигнуты врасплох и стреляли даже без прицелов. Не знаю, как
еще закончится для меня эта история». Но все обошлось. А если бы
самолет Риббентропа сбили? С уверенностью можно сказать, что
дело не дошло бы до заключения советско-германского пакта и это
спутало бы все карты Гитлера в его безумной игре.
На инцидент над Великими Луками никакого демарша
с немецкой стороны не последовало».

Свидетель второй. Великолучанин, фронтовик, ветеран спорта
Юрий Никифорович Богданов рассказал свою, похожую на легенду, историю пролёта
и приземления немецкой делегации в Великих Луках утром 23 августа 1939 года.
Текст составлен по материалам  статьи Ю. Н. Богданова «Подвиг зенитчиков»
(газета «Великолукское обозрение» №17 от 04.05.2011) и личной моей беседы с ним в 2012 году.

Представлю здесь читателям литературную обработку этих материалов.

Фон Риббентроп – Три-и-и фон-н-н Иванов-ф-ф…

Великие Луки почти всегда были приграничным городом, в 1939 году в нём
базировался штаб дивизии. В окрестностях и в городе дислоцировались  полки:
авиационный, 73-й гаубичный, 129-й зенитный, 128-й стрелковый.
И вот немецкий самолёт появился в небе над городом. В полках
была срочно объявлена тревога. Зенитчики начали вести самолёт.
Он пересекал черту города с запада на восток по маршруту над
Рябиками – рекой Ловать в центре города – территорией, где
сегодня стоит мебельный комбинат – и …
Многие великолучане стали свидетелями живописной картины –
летит самолёт, вокруг него появляются белые облачка разрывов
зенитных снарядов. Такую же картину, с той лишь разницей, что в
непосредственной близости, наблюдали и все пассажиры самолёта
и его экипаж. Осколки падали на землю в центре города, где дома
были преимущественно деревянные, одноэтажные. Они нанесли
заметный экономический урон горожанам – у кого-то проломили
крышу дома, у кого-то убили курицу, у кого-то разворотили грядки,
у кого-то вылетели стёкла из окон. 
Стучали они опасным реквиемом-предупреждением и по обшивке немецкого самолёта.
С военного аэродрома в районе деревни Максимово
(находился, примерно, рядом с расположенным современным аэропортом)
по тревоге взлетело звено истребителей И-16.
Наши «соколы» взяли «в клещи»  немецкий самолёт
и приземлили его на свой аэродром.

По воспоминаниям лётчиков и техников, лицо вышедшего из него
германского министра было белым, как мел, и очень напуганным.
Когда во всём разобрались, высокого гостя, его спутников провели
в столовую,напоили чаем и кофе.
Техники полка подлатали и подкрасили
немецкий самолёт, в «теле» которого было несколько вмятин.
На это ушло минут 30-40. После выяснения причин полёта немецкой делегации,
ей был дан зелёный свет для продолжения следования в Москву.
Перед отлётом министр И. фон Риббентроп попросил построить
техников полка. Их было человек восемь.  Он всем им пожал руку,
представляясь – фон Риббентроп. Каждый техник в ответ называл
своё звание, имя и фамилию. Последним стоял техник Трифон
Иванов, который немного заикался. А тут такой волнительный
момент! Когда до него дошла очередь, и с рукопожатием министр
представился — фон Риббентроп, то он получил такой ответ –
Три-и-и фон-н-н Иванов-ф-ф…

Такое грозное, весёлое и в чём-то очень символическое получилось
прощание с германским министром иностранных дел на
великолукском аэродроме 23 августа 1939 года, за считанные часы
до подписания знаменитого на весь мир пакта.
Немецкий министр фон Риббентроп сыграл с судьбой в русскую рулетку
в небе Великих Лук и ему крупно повезло в этот раз.
Наверняка, он навсегда запомнил город Великие Луки
и простого русского авиатехника Трифона Иванова…

Свидетель третий. Несколько лет назад (2016 г.), после встречи в
Великолукском краеведческом музее, расспросил об этом событии
ветерана Великой Отечественной войны Бронислава Харитоновича Вишнякова.
               
Он рассказал следующее: В августе 1939 года мне было 13 лет.
Сидим мы всей семьёй и завтракаем в нашем доме на Красноармейской улице.
Это было примерно в 10-ом часу. И вдруг в стену дома,  будто чем-то сильно ударили,
потом ещё и ещё. Отец, участник Первой мировой войны, сразу сказал – пушки палят.
Зенитчики дислоцировались от нас недалеко – в 200 метрах. 
Выбежали мы на улицу…

От Богдановского ж/д моста, наискосок, над рекой Ловать, над Казанским кладбищем,               
на низкой высоте, в небе на восток летел большой самолёт.
Вокруг него вырастали облачка дыма от разрывов снарядов.
Самолёт летел над городом  на восток в сторону Максимово.
Стреляли  зенитки с Рябиков (в то время пригородный район,
расположенный
на высоких берегах Ловати – В.П.) – там стояла зенитная часть.

Бронислав Харитонович высказал в беседе своё мнение: самолёт с Риббентропом
приземляли в Великих Луках для выяснения всех обстоятельств,
чтобы в дальнейшем,  полёт проходил без аналогичных инцидентов.
Лично я с ним полностью согласен.

Часть 2. Что мы имеем на сегодня: подведение итогов

1 Самолёт с министром иностранных дел Риббентропом и немецкой делегацией
ТОЧНО был обстрелян НАД городом Великие Луки,
подчёркиваю – не в районе Великих Лук, не где-то после границы
(так указывают некоторые источники),
а именно НАД городом – об этом единогласно вспоминают все три свидетеля
этого неординарного в мировой дипломатической истории события:
Дашичев, Богданов, Вишняков и другие великолучане.

2. Время пролёта над Великими Луками, вероятнее всего, 9.30 плюс-минус 20 минут: свидетельства Дашичева и Вишнякова.

3.  Приземлили наши лётчики или нет самолёт с немецкой делегацией в Великих Луках? На этот вопрос два свидетеля: Богданов и Вишняков отвечают, что «ДА» – приземлили наши лётчики, поднявшиеся на перехват, самолёта немцев.
Дашичев в это не верит.

Часть 3. Расследование продолжается…

В те времена лётчики часто ориентировались в полётах
по «ниткам» рек или железным дорогам. Железные дороги получили в среде советских лётчиков 
интересное именное название – «компас Кагановича».
Уверен, что 23 августа 1939 г., по маршруту второго дня полёта немецкой делегации
Кенигсберг – Даугавпилс (без посадки) – Великие Луки (с посадкой?) – Москва, личный пилот Гитлера Ганс Баур,
достигнув Даугавпилса, в дальнейшем, перелетел границу СССР,
взял курс на Великие Луки,
ориентируясь по железной дороге Рига-Москва – по «компасу Кагановича».
(первый день полёта Берлин – Кенигсберг был 22 августа 1939 г.,
ночевала делегация в Кенигсберге):
Интересно, а летал ли Баур до этого полёта в Москву?

Самолёт с делегацией летел  23 августа на небольшой высоте (свидетельства очевидцев).
Интересно, как среагировали посты службы ВНОС – система довоенной ПВО(Воздушное Наблюдение Оповещение и Связь)
в Новосокольниках, в Великих Луках на пролёт в их секторах наблюдения чужого самолёта.
Служба ВНОС в Великих Луках должна была, без сомнения, обязательно отреагировать на данный пролёт неизвестного самолёта – сообщить по утверждённому уставу всем постам ВНОС и в центральное руководство. Было ли это сделано?
Точно также, о данном инциденте в небе над Великими Луками, своему начальству должны были сообщить зенитчики,
военные власти – городской военкомат, начальник городского военного гарнизона – в городе в августе 1939 г.
дислоцировался штаб 47-го корпуса Ленинградского военного округа.
Так приземляли или нет советские лётчики самолёт с немецкой делегацией, летевшей
на переговоры в Москву 80 лет назад – утром 23 августа 1939 года в Великих Луках.
Точный ответ на этот вопрос могут дать архивные материалы.
Известно, что, примерно, через неделю в Великие Луки прибыла комиссия
из Генерального штаба, возглавляемая будущим маршалом А.М. Василевским
(в 1939 г. зам. начальника Оперативного управления Генштаба),
для выяснения всех причин великолукского инцидента 23 августа 1939 года.
 
Хорошо бы ОПУБЛИКОВАТЬ её выводы, хотя бы частично, чтобы ответить на вопрос:
ПРИЗЕМЛЯЛСЯ или НЕТ самолёт с немецкой делегацией 23 августа 1939 года в Великих Луках?

И всё-таки немецкий министр иностранных дел И. фон Риббентроп ПОБЫВАЛ в Великолукском аэропорту!
 
Случилось это месяцем позже, уже после начала Второй мировой войны,  27 сентября 1939 года.
В качестве доказательства приведём фрагмент из книги Пэетера Вареса «На чаше весов. Эстония и СССР»,
Часть  3. «Воспоминания, мнения, свидетельства очевидцев»:

« В делегацию, возглавлявшуюся министром иностранных дел К. Сельтером,
входили спикер палаты депутатов профессор Ю. Улуотс
и бывший министр иностранных дел профессор А. Пиип.
Делегация вылетела в Москву из Риги в среду, 27 сентября.
Стоит заметить, что когда самолёт приземлился в советском аэропорту Великие Луки,
на лётном поле виднелся большой самолёт с эмблемой Третьего Рейха, свастикой.
Вскоре он взлетел. Как выяснилось, это был второй визит в Москву фон Риббентропа.
Делегация (эстонская – В.П.) прибыла в Москву около 6 часов вечера.
Вскоре после этого к 9 часам делегацию вызвали в Кремль».

Владимир Павлов
краевед
Великие Луки

P.S.
 
На днях, 13 августа 2019 г., удалось получить новую интересную информацию .по данной теме.
СПАСИБО за находку скажем великолукскому краеведу Игорю Саюнову.
Из книги Константина Симонова «Глазами человека моего поколения. Размышления о И.В.Сталине»  (Москва, АПН, 1989.), глава «Беседы с Маршалом Советского Союза А. М. Василевским» (1967 год), фрагмент:

«В сорок первом году Сталин хорошо знал, что армия не готова к войне,
и всеми правдами и неправдами стремился оттянуть войну.
Он пытался это делать и до финской войны, которая в еще большей степени
открыла ему глаза на нашу неподготовленность к войне.
Сначала он пытался договориться с западными державами.
К тому времени, когда уже стало ясно, что они всерьез договариваться с нами не желают,
стали прощупывать почву немцы. В результате чего и был заключен тот пакт с Гитлером,
при помощи которого Гитлер обвел нас вокруг пальца.

Когда в тридцать девятом году Риббентроп летел в Москву на своем самолете,
то по дороге, в районе Великих Лук (не убежден, точно ли называю пункт – К. С.),
он был обстрелян нашей зенитной батареей.
Командир зенитной батареи приказал открыть стрельбу по этому самолету –
таково, видимо, было его настроение (!!! - В.П.) в отношении немцев.
Мало того, что была открыта стрельба, на самолете, как впоследствии выяснилось,
уже после посадки в Москве, БЫЛИ ПРОБОИНЫ (выделено - В.П.) от попадания осколков.

Я знаю всю эту историю, потому что был направлен с комиссией для расследования этого дела на месте.
Но самое интересное, что, хотя мы ждали заявления от немцев, их протеста, ни заявления,
ни протеста с их стороны не последовало.
Ни Риббентроп, ни сопровождающие его лица, ни сотрудники германского посольства в Москве
никому не сообщили ни одного слова об этом факте.
(Мои собственные соображения, что реакция немцев очень показательна.
Видимо, они решили добиться заключения договора во что бы то ни стало,
невзирая ни на что, именно поэтому не заявили протеста,
который мог хотя бы в какой-то мере помешать намеченному – К.С.)».
 
БОЛЬШАЯ ПРОСЬБА к великолучанам, располагающим сведениями о пролёте самолёта
с немецкой дипломатической делегацией  23 августа 1939 г. над Великими Луками
поделиться своей информацией…

P.S.S.

Статья анализирует ТОЛЬКО ЛОКАЛЬНУЮ ПРОБЛЕМУ великолукского инцидента
с немецкой дипломатической делегацией 23 августа 1939 г. в небе над Великими Луками.

Представляете себе картину, над мирным провинциальным городом,
где 85 - 90% застройки - одноэтажные деревянные дома,
где детишки, собираются на первые посещения школ перед новым учебным годом,
жители убирают огороды или заняты на других работах,
разыгралась воздушная охота зенитчиков на огромную, "неопознанную птицу"...

Полагаю, что это МОЖЕТ БЫТЬ ЕДИНСТВЕННЫЙ СЛУЧАЙ в ИСТОРИИ МИРОВОЙ ДИПЛОМАТИИ,
когда самолёт с дипломатической делегацией, летяшей на важнейшие переговоры,
БЫЛ ОБСТРЕЛЯН ЗЕНИТНОЙ АРТИЛЛЕРИЕЙ одной из сторон в небе НАД мирным городом!

Надеюсь, что после ряда публикаций, мероприятий, общений-бесед в ближайшее время,
мы получим ещё много интересной информации по этой теме...