Фото: Могила схимонахини Антонии (монахини Таисии) Остриковой. Автор фотосниска (2019) житель Иерусалима, пожелавший остаться неизвестным
На нижнем кладбище находится могила схимонахини Антонии (Острикова, по материнской линии – Татьяна Борисовна Болотова; 1897 – 26 ноября/9 декабря 1997). Родилась Татьяна в знатной многодетной семье в Воронеже, где получила первоначальное образование. Позже уехала в Москву для продолжения учебы в Институте благородных девиц. Здесь она овладела несколькими европейскими языками, основательно изучила русский язык и литературу. Мечта родителей выдать дочь замуж не осуществилась, и Татьяна осталась Божией невестой.
После событий 1917 года Татьяна Борисовна эмигрировала и жила некоторое время в Константинополе, где в числе беженцев из России сблизилась с владыкой Анастасием (Грибановским), а позже с митрополитом Антонием (Храповицким), благословившем ее на монашеский путь. Татьяна Острикова переселилась на территорию Королевства Югославии и поступила там в Леснинскую женскую обитель в селе Новое Хопово. Здесь она познакомилась с Зинаидой Андреевной Клюевой. Вместе они работали в детском приюте, обучали детей литературе, живописи, рукоделию и другим ремеслам.
Духовная дружба монахини Павлы (Клюевой) и инокини Татьяны после Сербии продолжилась на Святой Земле. В 1929 году сестры по благословению митрополита Антония вместе приехали в Иерусалим и поступили в Елеонский монастырь. Монахиня Павла возглавила руководство монастырем, а инокиня Татьяна оставалась ее верной помощницей. Инокиня( с 40-х годов – монахиня Таисия) помимо рядовых послушаний самостоятельно овладевала арабским языком и, по воспоминаниям елеонских сестер, "неплохо объяснялась" на этом языке.
Монахиня Таисия была мастерицей на все руки: она собирала пожертвования и руководила реставрационными работами, вела монастырскую летопись и бухгалтерские дела, читала и пела на клиросе, прекрасно вышивала и благоустраивала два кладбища, рисовала и убирала монастырский двор, читала Псалтирь и помянники, писала утешительные письма мирянам, отправляя их в разные страны. В 1934 году ее близкая духовная подруга игуменья Павла ушла на покой, приняв постриг в схиму с именем Антония. Забегая вперед, отметим, что через 60 с лишним лет ее примеру последует и старица Таисия, тоже приняв в схиме имя Антонии (сестры говорили, что в память митрополита Антония, благословившего монахинь на переезд из cербского Хоповского монастыря в Святую Землю. - Примеч. автора).
Монахиня Таисия глубоко изучила монастырский архив и как один из основных авторов возглавила в первой половине 80-х годов кропотливую работу редакторов-составителей (в числе их – инокиня Марина Черткова и мирянин Владимир Ф. Даувальдер) по подготовке к 100-летию со дня освящения Спасо-Вознесенского храма (1886 – 1986) специального исторического издания Русской Духовной миссии РПЦЗ, вышедшего в свет в 1986 году в Иерусалиме *.
Монахиня Таисия вошла в историю Елеонской обители как руководитель двух крупных ремонтов ее главного храма в 1937–41 и 1977–78 годах. Сестры прозвали монахиню Таисию "легендой в истории Елеонского монастыря", о ней, надеемся, когда-нибудь будет написана книга.
В последние годы своей долгой земной жизни монахиня Таисия провела в инвалидной коляске и в "больничке", где за старицей заботливо и с любовью ухаживали благодарные ей сестры разных поколений. Они вспоминают, что старица до 1995 года читала помянники. На некоторые вопросы сестер старица, имея светлый ум, иногда отвечала стихами из Евангелия а иногда и... афоризмами из классической русской поэзии.
Перед кончиной монахиня Таисия приняла схиму с именем Антония. Ее земная жизнь длилась сто лет, из них 68 лет прожито на святой горе Елеон.
Примечание:
* Книга "Святой Елеон. Русский Спасо-Вознесенский женский монастырь на святой горе Елеон".- 141 стр., илл.