Елеонский некрополь. Схимонахиня Антония Острикова

Анатолий Гурьевич Холодюк
Фото: Могила схимонахини Антонии (монахини Таисии) Остриковой. Автор фотосниска (2019) житель Иерусалима, пожелавший остаться неизвестным

На нижнем кладбище находится могила схимонахини Антонии (Острикова,  по материнской линии – Татьяна Борисовна Болотова; 1897 – 26 ноября/9 декабря 1997).  Родилась Татьяна   в знатной многодетной семье в Воронеже, где получила первоначальное образование. Позже уехала в Москву для продолжения учебы в Институте благородных девиц. Здесь она овладела несколькими европейскими языками, основательно изучила русский язык и литературу. Мечта родителей выдать дочь замуж не осуществилась, и Татьяна осталась Божией невестой.

После событий 1917 года Татьяна Борисовна эмигрировала и  жила некоторое время  в Константинополе, где в числе беженцев из России сблизилась с владыкой Анастасием (Грибановским), а позже с митрополитом Антонием (Храповицким), благословившем ее  на монашеский путь.  Татьяна Острикова переселилась  на территорию Королевства Югославии и  поступила там  в Леснинскую  женскую обитель в селе Новое Хопово. Здесь она   познакомилась с Зинаидой Андреевной Клюевой. Вместе  они работали в детском  приюте,  обучали детей литературе, живописи, рукоделию и другим  ремеслам.
 
Духовная дружба монахини Павлы (Клюевой) и инокини Татьяны  после Сербии продолжилась на Святой Земле.  В 1929 году сестры  по благословению  митрополита Антония вместе приехали в Иерусалим и поступили в Елеонский монастырь. Монахиня Павла возглавила руководство монастырем, а инокиня Татьяна оставалась ее верной помощницей. Инокиня( с 40-х годов  – монахиня Таисия) помимо рядовых послушаний самостоятельно овладевала арабским языком и, по воспоминаниям елеонских сестер,  "неплохо объяснялась" на этом языке.

Монахиня  Таисия была мастерицей на все руки: она собирала пожертвования и руководила реставрационными работами, вела монастырскую летопись и бухгалтерские дела, читала и пела на клиросе, прекрасно вышивала и благоустраивала два кладбища, рисовала и убирала монастырский двор, читала Псалтирь и помянники, писала утешительные письма мирянам, отправляя их в разные страны. В 1934 году ее близкая духовная подруга игуменья Павла ушла на покой, приняв постриг в схиму с именем Антония. Забегая вперед, отметим, что через 60 с лишним лет ее примеру последует и старица Таисия, тоже приняв в схиме имя Антонии (сестры говорили, что в память митрополита Антония,  благословившего монахинь на переезд из cербского Хоповского монастыря  в Святую Землю. - Примеч. автора).

Монахиня Таисия глубоко изучила монастырский архив и как один из основных авторов возглавила в первой половине 80-х годов  кропотливую работу  редакторов-составителей (в числе их – инокиня Марина Черткова и мирянин Владимир  Ф. Даувальдер) по подготовке к 100-летию со дня освящения Спасо-Вознесенского храма (1886 – 1986) специального исторического издания Русской Духовной миссии РПЦЗ, вышедшего в свет   в 1986 году в  Иерусалиме *.

Монахиня Таисия вошла в историю Елеонской обители как руководитель двух крупных ремонтов ее главного храма в 1937–41 и 1977–78 годах.  Сестры прозвали монахиню Таисию "легендой в истории Елеонского монастыря", о ней, надеемся, когда-нибудь будет написана книга.

В последние годы своей  долгой земной  жизни монахиня Таисия провела в инвалидной коляске и в "больничке", где за старицей заботливо и с любовью ухаживали благодарные ей сестры разных поколений.  Они вспоминают, что старица до 1995 года читала помянники. На некоторые вопросы сестер старица, имея светлый ум, иногда  отвечала  стихами из Евангелия а иногда и... афоризмами из классической русской  поэзии.

Перед кончиной монахиня Таисия приняла схиму с именем Антония. Ее земная  жизнь длилась  сто лет, из них 68 лет прожито на святой горе Елеон.

Примечание:

* Книга "Святой Елеон. Русский Спасо-Вознесенский женский монастырь на святой горе Елеон".- 141 стр., илл.