Кельнские святыни. Мощи волхвов и посох апостола

Анатолий Гурьевич Холодюк
Фото: Реликварий  с мощами волхвов в Кельне


В гербе Кёльна изображены три величественные короны в знак того, что в местном Домском соборе, возведенном в честь   Пресвятой Богородицы и Св. Петра, вот уже несколько столетий хранится уникальный реликварий с мощами трех волхвов. В Германии они причислены к лику святых,  их величают «тремя святыми королями». В их честь 6 января установлен праздник, отмеченный в календаре как нерабочий день. Легенды, восходящие к VI веку, превратили волхвов-«звездочетов» и волхвов-«мудрецов» в «восточных царей», поэтому в западной традиции их стали называть «святыми королями».

Как известно, библейская история умалчивает об именах, происхождении, числе волхвов, их внешности и о времени их появления в Вифлееме. На Западе распространено мнение, что если число даров-сокровищ, преподнесенных родившемуся Христу, равняется трем, значит, столько же было и волхвов.

Относительно времени их появления в Вифлееме мнения  разнятся. На иконах, живописных полотнах и в устраиваемых в немецких храмах рождественских яслях Богомладенец изображен не спеленутым, а уже несколько подросшим. Видимо, в западной традиции считается, что поклонение волхвов состоялось не в первую неделю после рождения Иисуса, а когда Ему было уже не менее двух лет, как указано в приказе Ирода об избиении всех младенцев в Вифлееме и в его округе – «от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов» (Мф. 2, 16).

Согласно одним источникам, имена библейских волхвов – Каспар, Мельхиор и Валтасар – впервые упоминаются в VIII веке, согласно другим, эти имена появились еще в VI веке. Внешне Каспара представляют «молодым и безбородным», Мельхиора – «старцем с бородой», а Валтасара – «темнокожим». По преданию, волхвы, вернувшись из Вифлеема в свои родные места, приняли крещение и стали возвещать народам об Иисусе Христе. Будучи благочестивыми христианами, волхвы не только проповедовали Евангелие на Востоке, но и строили в честь Иисуса Христа храмы и часовни. Сохранилось предание, повествующее о том, что апостол Фома посвятил волхвов в епископы. Приняв мученичество, они закончили земную жизнь приблизительно в одно и то же время и похоронены были тоже вместе.

Их гробница якобы находилась в персидском городе Сава. Мощи волхвов впервые были обретены святой равноапостольной царицей Еленой и перенесены в Константинополь, а в V веке – в Медиолан (современный Милан).

Имеются свидетельства, что мощи волхвов были подарены Кёльнскому архиепископу и канцлеру Райнальду Дассельскому (ум. 1167 г.) императором Фридрихом I Барбароссой. В 1164 г. из Милана останки прославленных волхвов были сначала перенесены по суше на специальных подводах, а потом – на речном судне по Рейну в Кёльн. Чтобы мощи трех святых королей обрели в городе достойное пристанище, в Кёльне при епископе Филиппе Хайнсбергским (ум. 1191 г.) было решено изготовить и воздвигнуть величественный собор в стиле "высокой готики".  Строительство собора было начато в 1248 г. , а завершено лишь спустя нескольких столетий.

Почитание реликвий в Кёльне основывалось на вере, что останки святых волхвов имеют исцеляющую силу, которая при прикосновении или приближении к ним передается другим людям. Начиная с XII века, к святым реликвиям Кёльна со всех близлежаших к этому городу земель стали устремляться многочисленные паломники с пожертвованиями. Истории известно, что в Кёльн прибывали религиозные процессии и тянулись людские потоки со всей Европы. В народе «три святых короля» считались покровителями всех путешествующих, поэтому многие путники специально приходили в Кёльн, чтобы в местном соборе поклониться волхвам, о чем рассказывается, в частности, в романе Вальтера Скотта «Квентин Дорвард».

В 1181 г. местной школе золотых дел мастера Николая фон Вердена из Мааса поручили изготовить реликварий для мощей святых Феликса, Набора и Григория Сполетских, а также мощей трех прославленных волхвов. Уникальный ковчег, выполненный только в 1220 г. (по другим данным – в 1230-м), и сегодня считают в Германии одним из самых выдающихся шедевров средневекового искусства. И по сей день он хранится он в Кёльнском соборе Пресвятой Богородицы и Св. Петра и является главным его сокровищем.

Золотой реликварий «Трех царей-волхвов», украшенный драгоценными камнями, имеет сюжетные изображения, охватывающие всю историю искупительного подвига, начиная с Ветхого Завета и кончая Вторым пришествия Христа. Специалисты отмечают «точную схему размещения фигур – от ветхозаветных пророков и царей до воплощения Христа». Выдающими шедеврами искусства являются горельефные фигуры в аркадах на продольных сторонах. В нижнем ярусе реликвария по его длинным сторонам представлены ветхозаветные пророки и цари, которые сопоставляются с изoбражениями в верхнем ярусе святых апостолов, олицетворяющих Новый Завет.

На передней торцовой стороне представлены сюжеты Богоявления, поклонение трех Царей–Волхвов, Крещение в водах Иордана и Второе пришествие Иисуса Христа в качестве мирового Судии. На задней торцовой стороне в нижнем ярусе изображены сцены Бичевания и Распятия Христа, над ними – сцена коронования святых Феликса и Набора, мощи которых также почивают в реликварии.

Согласно легенде, святые Набор и Феликс родились в III-м веке в Африке и скончались в 304 г. в Лоди (Италия). Они были христианами и солдатами из Африки, обезглавленными во времена гонений на христиан в Италии. Предположительно, в 313 г. мощи Набора и Феликса были доставлены в Милан, где началось почитание святых.

Искусствоведы считают, что в настоящее время этот «изумительный ларец» как произведение церковно-ювелирного искусства частично утратил свою завершенность не только из-за многолетнего его использования, но и позднейших реставрации и разграблений.

Реликварий доступен для поклонения, но его никогда не открывают. На этом основании в немецкой прессе время от времени появляются заметки скептиков, сомневающихся в том, что в кёльнском реликварии действительно находятся мощи именно тех самых библейских трех волхвов, а не «трех молодых мужчин», умерших якобы в середине XII столетия.

Ежегодно отмечаемый 6 января «День трех святых королей» очень популярен и любим в народе. Кёльнский собор становится в этот день местом массового паломничества верующих со всей Германии и из граничащих с ней стран. Накануне вечером в некоторых городах и селениях можно видеть мальчиков, одетых в белые балахоны, из которых трое имеют «золотые короны» на голове и носят «королевские одежды». Они ходят от дома к дому и поют песни, прославляющие «трех святых королей». Около городских и сельских храмов устраиваются театрализованные фольклорные представления, изображающие приход волхвов в Вифлеем и поклонение их Богомладенцу.

В каждом храме оформлены вертепы – рождественские ясли, где «присутствуют» и знаменитые волхвы. По сохранившейся давней традиции, 6 января хозяин дома пишет мелом у входа или на двери начальные буквы имен трех волхвов – К + М + В – и указывает год. Немцы верят, что такая надпись оберегает жилище и его обитателей от всех бед. Кроме того, в этот день они в последний раз зажигают в доме новогоднюю елку и считают, что после праздника «трех святых королей» световой день «прибавился на петушиный шаг».

 …Уникальные христианские святыни хранятся в Сокровищнице Кельнского собора. Их стали собирать в IX-ом столетии и уже в 1212 г. стали показывать верующим и прибывающим в город паломникам. В обширной коллекции церковного музея хранятся несколько драгоценных ставротек, а также крестов-реликвариев с частицами Святого Креста.

Среди самых значительных сокровищ собора считают часть цепи и деревянный посох апостола Петра. По преданию, ученики апостола Петра Евхарий, Валерий и Матерн миссионерствовали в Галлии. Матерн скончался по дороге и Евхарий возвратился в Рим. Узнав о кончине Матерна, апостол Петр вручил ученику свой деревянный посох, который был приложен к телу Матерна. Последний был воскрешен к жизни «дорожным посохом» апостола Петра. Евхарий и Валерий были первыми епископами Трира, а святой Матерн († ок. 328) стал первым епископом Кельна.

Посох апостола Петра считался драгоценной реликвией двух епископств – Трира и Кельна, длительное время оспаривавших между собой, где должен храниться апостольский посох. В итоге посох был поровну разделен между двумя городами. Часть посоха сначала хранилась в ризнице Трирского собора, а потом она попала в Лимбург. Другая часть знаменитого посоха ныне бережно хранится в Кёльне и демонстрируется в Сокровищнице Кельнского собора.

…Уникальные святыни и святые мощи Кельнского собора в честь   Пресвятой Богородицы и Св. Петра привлекают паломников, прибывающих сюда из многих стран Европы. По их суммарному количеству  Кельн уже много  лет занимает первую строчку среди   паломнических мест  Германии.

(Из книги А.Г. Холодюка " Христианские святыни Германии: от Ахена – до Эберсберга. – Киев : АДЕФ -Украина, 2015. – 271 с. : ил.)