Жалость и безжалостность

Александр Сергеевич Трофимов
«Ранимы жалостью высокие сердца, участье к слабому — не слабость храбреца».
Пьер Корнель, французский драматург 17 века.

 «Жалость, Сострадание, Милосердие - спасут Мир!» , Андрей Тарковский
 
Злой плачет от зависти, а добрый от жалости (русская пословица).



Ещё сто лет назад русское образованное общество к жалости относилось однозначно положительно, без оттенков.
В «Русской энциклопедии»: «Жалость - сострадание, соболезнование, сочувствие при чужой беде, печаль, грусть, скорбь, сокрушение (В.И. Даль). Одно из характерных качеств человека Св. Руси».
«Человек жалью живет, — говорят русские пословицы .девятнадцатого века и ранее. — Встретил с радостью, а проводил с жалостью. Жаль берет, жалость одолевает, глядя на этого бедовика».

А что милосердного дал нам век двадцатый!

Сто лет назад Российскую империю ввергли в первую мировую, потом втянули в революцию со вседозволенностью и  братоубийством.
Лет через двадцать началась отечественная война.
А в промежутке - долгий террор вплоть до пятидесятых, до оттепели. С голодом, с реквизициями, жестокой эксплуатацией, с нищей жизнью. Да и потом правители жалостью и сочувствием к народу - не отличались.

Террор как государственный, начал человек, памятники которому в большом количестве стоят во всех городах России, - В.И.Ленин.
Часто он в призывах к действию использовал слово «беспощадно». Безжалостны были и его соратники и последователи, захватившие власть. Солженицын сказал про таких; «Неограниченная власть в руках ограниченных людей всегда приводит к жестокости».
«Советская опричнина убивала и мучила всех не столько в силу звериного ожесточения боя, сколько под влиянием направляющей сверху руки, возводившей террор в систему и видевшей в нём единственное средство сохранить своё существование и власть над страной… Большевики с самого начала определили характер гражданской войны: истребление». - А.И.Деникин.

Потоптали и без того слабенькую русскую жалостность копыта и белых и красных конников, постреляли её и в холодном голодном Петрограде, и в жарких зерновых казацких степях, и в чрезвычайке Киева, и в видевшей всяких властителей Одессе, и в сдавшемся, поверившему красным в их честное слово белом Крыму да и по всей разорённой России от Прибалтики с Кронштадтом до Дальнего Востока.
Убивали и истязали – и белые, и красные. Кто из них был более жесток: белые или красные? Скорее,  красные – как победители с идеологией разрушения. 
У истории ответ: наиболее жесток - наиболее активный...

Но гражданская война закончилась. А истребление и вытеснение талантливых и необходимых стране людей продолжилось. И сопровождалось: экспроприацией имущества и ценностей; повальным голодом от изымания продуктов и скота, от засухи, когда помощь комиссаров была ничтожно мала. А насильственная коллективизация,   борьба с «опиумом народа», террор ЧК и НКВД…
Ленинский почин с размахом продолжил Иосиф Виссарионович.
При всей его созидательной конструктивности и сильной государственной самодержавности был он беспощаден, и это было его силой и прочностью.  И не будь Сталин так жесток – мы бы войну, которая так трагически началась из-за его просчётов и ошибок, скорее всего, проиграли.
Палач и изверг Гиммлер его тиранию и беспощадность к согражданам называл одной из сильных сторон СССР в войне: «Русские представляются мне наиболее опасным противником. Это единственный противник, которым управляют с беспощадностью».
Позднее британский историк и журналист Макс Хейстингс продолжил: «Трудно спорить с мнением, что только военачальник, настолько лишенный колебаний и жалости, как Сталин, возглавляющий общество, в котором беспощадность была даже более укоренена, чем в Германии, мог разрушить нацизм».

Не хочется распространяться о И.В.Сталине, «человеке беспощадно жестоком» (К.Симонов) и его характере, психике, решениях и поступках. Информации о нём предостаточно, в том числе, в воспоминаниях хорошо знавших его людей. И обвинять его одного в происходившем в стране во время его правления неправильно. Были у него и огромные плюсы, и чудовищные минусы. И  он сам трансформировался под влиянием среды и времени.  Но простить ему его жестокость нельзя.
Но и сам наш народ, прошедший через гражданскую войну и написавший потом миллионы доносов, милосердным не был.

М.Горький, прекрасно знавший основную массу русского народа того времени, дал ему такую характеристику: «Я думаю, что русскому народу исключительно - так же исключительно, как англичанину чувство юмора - свойственно чувство особенной жестокости, хладнокровной и как бы испытывающей пределы человеческого терпения к боли, как бы изучающей цепкость, стойкость жизни.
 В русской жестокости чувствуется дьявольская изощренность, в ней есть нечто тонкое, изысканное. Это свойство едва ли можно объяснить словами «психоз», «садизм», словами, которые, в сущности, и вообще ничего не объясняют». И говорили в народе: бей своих - чужие бояться будут.

Гитлер, как и Сталин, тоже возник не на пустом месте. Агитировать за нацизм униженных, лишившихся своих территорий и экономически раздавленных антинемецкими условиями Версальского мира 1918 года немцев, особенно молодёжь, было не так уж сложно. И для единения был создан образ врага: захватчика немецких земель, коммуниста, еврея, русского и пр.
Рейхсминистр пропаганды Геббельс наставлял солдат Восточного фронта:  «Уничтожь в себе жалость и сострадание, убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик...».
Но и у нас хорошо известны широко используемые пропагандой призывы деятелей культуры безжалостно убивать немцев: как Эренбурга, - «Убей немца!», Симонова - «Так убей же немца, чтоб он, а не ты на земле лежал…». И наши солдаты, сами гибнущие сотнями тысяч от просчётов и безжалостности своего командования, убивали, и безоружных тоже. Руководила ненависть к врагу и беспощадность войны…

Но превзошли всех американцы во главе с их президентом и в союзе с англичанами. Сумев остаться безнаказанными, с неописуемой безжалостностью они без какой-либо военной необходимости уничтожали немецкие города и гражданское население. Говорят, что английским командующим ВВС в 1943 году было указание своим подчинённым: в Германии должны погибнуть 900 тысяч гражданских лиц, еще миллион человек должны быть тяжело ранены. Погибло 600 тыс., что союзников огорчило: лётчики и бомбы не достигли цели.
И спустя полгода американцы повторили жесточайшее уничтожение населения - уже Японии - в городах Хиросима и Нагасаки,  с потерями около четвери миллиона человек, а на сегодняшний день жертв более 450 тысяч! Вот такая супердержава с провозглашаемыми свободами и демократией,  на которые «должен» равняться мир!
Они и с нами бы поступили также, не появись у нас атомная бомба.   

Но при всей беспощадности последней войны было всё же, кроме взаимного истребления, и гуманное отношение наших и немецких солдат друг к другу и к оккупированному населению. Человечность простых людей, не смотря на призывы и побуждения к безжалостности, оказалась не истребима!  Даже у диких зверей и то наблюдаются поступки с проявлением жалости.
Ругаемый многими идеологами «незапятнанной» красной истории за вскрытия язв войны и свою индивидуальность, наглядевшийся трагедий и несправедливостей, писатель-фронтовик В.П. Астафьев считал, что человек, вопреки всему, даже смерти своих товарищей и ненависти к врагу, способен сохранить веру в человечность, сострадание и не потерять человеческий облик.

У В.Некрасова про победный февраль 1943 года в «Записках о Сталинграде» есть такое о победителях и побеждённых.
«Сейчас они шли понурые, замерзшие, не знающие, что их ждет впереди...
Что их могло ждать? Месть? Унижение? Оскорбления? Жестокость?
Ничего этого в Сталинграде не было. Десятки, сотни их прошли через мои руки, мою землянку, землянки моих соседей, штабных офицеров. Нет, ни оскорблений, ни жестокости не было. Ни со стороны комсостава, ни со стороны бойцов. Была насмешка. «Ну что? Дошли до Волга? Ну и как она вам, понравилась? Стоило рваться до нее? А? Ну, а что у тебя там, в сидоре? Вываливай! Альбомчики? Покажи. Это что, твоя Гретхен? Ничего бабец... Я б ее... — Дальше шли обычные солдатские непристойности, но альбомчик не отбирался, как, кстати, нам приказано было делать, а оставлялся хозяину, что оценивалось как проявление наивысшего милосердия. Дальше шло обычное; — Жрать хочешь, фриц? На, кусай! Закуривай... Не умеешь сворачивать, к сигаретам своим привык, приучайся, приучайся...»

А ещё пример из рассказа актрисы Риммы Марковой о Смоктуновском: «Он ведь чудом бежал из плена. Когда их конвоировали, у Кеши, простите за подробность, стало плохо с желудком. И когда он уже был не в силах терпеть, ему и еще одному пленному разрешили по нужде выйти из строя. Смоктуновский до конца жизни с благодарностью вспоминал этого солдата, который жестом показал ему оставаться под мостом, а сам взял и скатился на спине по снегу, смазав их следы».

Касаясь войн,  баланс жестокости и человечности в отношении власти к народу в нашей стране сохранялся  – Тоцкий полигон, Афган, Чечня, и другие места военных конфликтов.
А отношение к могилам неизвестных солдат и гражданских? И сейчас ещё далеко от того – как бы надо.

Сошедшее с авторитетного пера основателя соцреализма Максима Горького, вознесённого Сталиным на вершину почитания выражение  "Жалость унижает человека"  отражало мнение руководства страны. И поддерживалось это и в послесталинском обществе. В те времена – попробуй всенародно возразить, выступить, опубликовать чего-нибудь в разрез с линией  партии, все должны были соглашаться и одобрять. Меры воздействия  на несогласных были губительны.
При всех бедах царизма именно послереволюционный период отложил отпечаток безжалостности на нас. И это ощущается до сих пор, и тревожит лояльность молодёжи к деятельности ЧК и НКВД.

Бродя по интернету, наткнёшься на тех, кому не нравится жалость -  и их немало.
Определение из «Википедии» настораживает с первой строчки: «Жалость — одна из форм чувства дискомфорта, часто приобретающее вид снисходительного сострадания. Объект жалости воспринимается как «жалкий», то есть униженный в своем несчастном положении». 
Дальше больше.
«Жалость – это порок», podskazki.info›
 «Жалость унижает тех, кого ты жалеешь. Жалость не несет в себе никакого прогресса и ничем никому не помогает», psychologies.ru›observers/latyipov-ilya/jalost…li…
"Жалость не только унижает, она лишает сил и будущего, отягощая прошлым," vk.com›topic-43458703_27313496.
"Жалость-зло. Как говорят инквизиторы, она рождает слабость. ... Сильному человеку жалость не нужна».  tochek.net›Грешник›?mode=threaded&pid…
Даже: «Жалость – это плевок в души людей!» - Проза.ру.

Сумятицу вводят, видимо,  моральная и нравственная незрелость «мыслителей» и следование зарубежным понятиям и толкованиям таких русских слов-синонимов, как жалость, сострадание, милосердие. 
Так слово милосердие, используемое в православии, чтобы дистанцироваться от мирского, имеет латинские корни.
Хотя понятно стремление подчеркнуть необходимость не только сочувствовать, но содействовать, помогать. Но тут главное – не выплеснуть дитя из корыта.

Пушкин отмечал безумство русского бунта, но среди русских пословиц, собранных В.Далем почти два века назад, нет ни одной, осуждающей или порицающей жалость и сострадание.
В «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона», изданном в 1890—1907 годах, жалость – это элемент любви родительской, сыновней, религиозной, половой.
Российский философ XIX века,  В.С.Соловьёв, сказал:  «Жалеть все страждущие существа есть свойство одобрительное безусловно и во всех случаях, так что оно может быть возведено в правило».
«Жалость – драгоценность наша и, искоренять ее из общества страшно» - Ф.М. Достоевский. Но это всё опять-таки из девятнадцатого века, из эпохи «проклятого царизма».
И в Евангелии есть упоминание о жалости, о жалости Христа: «И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их».

А мы продолжаем пожинать плоды сталинского времени. Кто-то о нём жалеет, кто-то им гордится. Неповторимое по достижениям  было оно чудовищно плодовитым по жестокости, бесчеловечности, потерям. И по масштабам и изощрённости злодеяний по отношению к своему народу не было другого такого «сталина» где-нибудь и когда-нибудь на Земле.

Но если в душе нет жалости –  там бессердечие. А его Конфуций назвал самым тяжким из всех преступлений. Хорошо, если ещё пассивное, без агрессий.
А.И.Солженицын, столько познавший и написавший о жестокостях нашей жизни, тем не менее, написал:  «Я никогда не сомневался, что правда вернётся к моему народу. Я верю в наше раскаяние, в наше душевное очищение, в национальное возрождение России».