Нижегородский кремль

Лев Ефремов
            
 
      Целый год ждали лето, дождались, вот оно и пришло, пора в отпуск. Сразу же вопросы: куда ехать, где лучше этот отпуск провести. Много на Земле красивых и интересных мест. Начали россияне осваивать заграницу: Европу, Америку и разные там Мальдивы, Гоа, но и в России много очень красивых и привлекательных мест для отдыха. Все и не перечислить: Краснодарский Край, Ставрополье, Крымские горы и пляжи, Алтай, Байкал, но все это далеко. А вот для жителей центральной части России отдых на теплоходе и круиз по Волге – это и близко и  доступно.
      Идет четырехпалубный красавец теплоход по Волге. По обоим бортам про-
плывают живописные берега. Вот прошли Городецкие шлюза, впереди справа по борту на крутом берегу показался Нижегородский Кремль.  На борту скопились отдыхающие пассажиры, просят экскурсовода рассказать про это грандиозное сооружение. А в каждом круизе на теплоходе в штате есть организаторы отдыха, музыканты, экскурсоводы, для детей аниматоры. Экскурсоводы толковые, грамотные, историю городов, мимо которых проходит теплоход, хорошо знают. Начинает экскурсовод знакомить отдыхающих с Нижним Новгородом:    
      - Вот сейчас  на Волжском Откосе мы видим Нижегородский Кремль. Он был построен в начале 16-го века для защиты от нападения татаро-монгольских полчищ. Это 13 башен соединенных общей стеной.  Башни и стены сооружали из прочных природных камней, которые по приказу нижегородского князя привозили крестьяне из близлежащих деревень. Каждая башня имела свое имя, свою историю и часто свою легенду. Некоторые башни имели по нескольку разных легенд, которые зачастую были очень необычными.
      К примеру: вот про эту башню, которую вы сейчас увидели первой, были сложены легенды – одна сказочнее другой.
      По одной из легенд название эта башня получила за такую историю. Нижний Новгород несколько месяцев был осажден татаро-монгольскими войсками. У защитников заканчивались запасы провизии, и главное - заканчивалась питьевая вода. Рядом под горой протекают две крупные реки: Волга и Ока, но до них не добраться из-за вражеских войск. А недалеко от крепости протекает речка Почайна, и вот до нее решила добраться за водой крепостная девица Матрена. Взяла два ведра, на плечо коромысло и пошла на реку. Дошла до речки, набрала воды и отправилась назад в крепость. Но на обратном пути ее выследили враги и попытались захватить в плен. Матрена девушка была боевая, сначала она окатила захватчиков холодной водой, потом стала отбиваться от них коромыслом и нескольких ворогов  покалечила, но и сама погибла. Татаро-монгольский хан, увидев это сражение, подумал: «Если у русичей девицы такие боевые, то уж с русскими мужиками еще трудней будет справиться». И решил отступиться от Нижнего Новгорода. Матрену похоронили вместе с ее боевым коромыслом, а на месте ее захоронения возвели каменную башню, которую назвали Коромысловой.
      - А, что неужели не могли нижегородцы как-нибудь обеспечить город питьевой водой? Наверняка рядом были родники, подземные озера?  -  Интересуются пассажиры теплохода.
      - Да, позднее, когда был построен каменный Кремль, из Тайницкой башни был прорыт подземный ход к реке Почайне и под этой башней соорудили большой бассейн с питьевой водой.  А вот еще и другая легенда.  Сначала  Нижний Новгород был обнесен для защиты от ворогов деревянной стеной. А в это неспокойное время на Нижний Новгород часто нападали татаро-монгольские полчища и деревянная стена разрушалась, много раз  горела, ветшала и уже не могла  служить надежной защитой. Нижегородский князь собрал свою дружину и, посовещавшись, решили заменить деревянную стену Кремля, построить новую – каменную. Дал князь указание крестьянам из всех городов и сел его вотчины привезти для этого природные камни. Приезжающих торговать в Нижний Новгород  купцов обложил данью, чтобы были деньги на оплату работникам, которые будут возводить этот каменный Кремль. К началу лета все необходимое – камни и деньги были собраны. Начали строительные работы. Окопали место будущего Кремля рвом, наметили места для постройки башен. Начали строить первую башню. Выкопали яму под фундамент и утром решили укреплять ее камнями. Рано утром приходят работники на место стройки, глядят, а яма, под
фундамент, осыпалась. Целый день до вечера расчищали ее. Опять отложили ра-
боту до утра. Утром приходят, а яма опять осыпалась, надо опять ее раскапывать.
До этого эти работники строили крепостные сооружения и в других городах.
Вот и говорят они князю:
      - Дорогой князь, с древних времен есть такой обычай, что для крепости стен
Кремлевских и башен, надо под фундамент закопать первое живое существо, которое пересечет линию строительства. Вот Новгородский Кремль, сколько не пытались враги его разрушить, но не смогли, потому что под его стенами похоронен младенец. Надо и нам этот обычай выполнить.
      - Я об этом знаю. Пусть будет по- вашему. Я уже дал указание своему стольнику. Завтра утром этот обычай должны выполнить.
      Утром собрались рабочие под руководством княжеского стольника за старой
деревянной стеной  и стали ждать -  кто-же первым пересечет линию новой стены.
Ждать пришлось недолго.
      Приехал из Днепровских земель в Нижний Новгород в поисках лучшей доли добрый молодец. Обустроился, занялся торговлей и женился. В жены взял краса-
вицу Алену.  По старой русской традиции муж был в семье главой-добытчиком, а жена должна быть хорошей домохозяйкой. Эти традиции строго соблюдались. Муж мог и побить жену-лентяйку.   
        Утром просыпается Алена, муж еще спит крепким сном. Подходит к окошку, отдергивает занавеску: «Батюшки, а солнце уже высоко. Скоро муж проснется, встанет. Надо будет ему умыться, позавтракать, а воды дома нет».
       Хватает Алена два ведра, коромысло и бегом на речку за водой,  набрала два полных ведра. Подумала, что подниматься в гору по старой дороге долго и решила сократить путь. Стала подниматься в гору напрямую. Подниматься с коромыслом с полными ведрами по крутой тропинке тяжело, зато быстрее. Поднялась наверх, видит – яма какая-то вырыта. Интересно стало, может, хоронить кого собрались, а, может, уже кто-то там лежит. Решила заглянуть в эту яму. Подошла, обошла ее вокруг, ничего в яме не видно. Только собралась идти дальше домой, как из-за старой крепостной стены показались люди. Окружили ее. Алена была бойкая молодица, попробовала от  них отбиться, сначала словами, а потом и коромыслом замахнулась:
      - Отойдите, оболью водой, да и коромыслом огрею.
      Народ не отходит. Алена поставила ведра и собралась отбиваться коромыслом. Но толпа ее окружила, и повалили Алену на землю. Она бедная бьется, от мужиков отбивается, но силы не равны. Княжеский стольник сам начал связывать ей руки и ноги. Заткнули рот и привязали ее к лежащей на земле доске. Стольник
пытался ей объяснить:
      - Ты, напрасно не бейся, просто такой жребий на тебя выпал. Ты должна пострадать, согласно древнему обычаю для  защиты всего Нижнего Новгорода от ворогов.
      Долго билась Алена в руках крепких мужиков, но вырваться не смогла. Так ее и закопали. В могилу скинули коромысло и ведра.
      Муж Алены проснулся, потянулся. Встал умываться, а воды нет.
      - Алена, ты где? Почему воды нет умыться?
      Надо ему на ярмарку бежать, но смотрит, и завтрак не приготовлен.
      - Ну, баба, ну, лентяйка. – Думает. – Пошла на реку, да заболталась там с подружками. Вот вернется, тут она и получит, что положено.
      Время идет, а Алены все нет. Решил сходить на реку, спросить, может, кто что скажет. Приходит на Почайну, бабы белье полощут. Спрашивает:
      -Алена моя загуляла, не видели ли ее?
      - Нет, не видели, а давно ли из дома ушла?
      - Да, давненько.
      - Вот тут говорят, что кого-то утром на горе, где строят новый Кремль, закопали. Ну, может, врут.
      Григорий не дослушал бабьи рассказы до конца. Под сердцем что-то екнуло.
И бегом в гору к месту строительства башни. Подбегает, видит работа идет, про-
должают работники яму закапывать. Народу много, все какие-то уж очень угрюмые, к ним не подступиться, и близко не подойти. И вдруг видит: в стороне из-под  земли торчит Аленин башмак, он его недавно на ее день рождения у татарина купил. Вероятно, когда Алена от мужиков отбивалась, он у нее с ноги  слетел, а рабочие это и не заметили. Понял Григорий, что правду бабы на реке рассказывали. Бросился на свежую только что насыпанную землю. Начал руками ее разгребать, просит работников:
      - Откопайте скорее, может, она еще жива. Вы ведь ее не одну закопали, она
ребенка под сердцем носит. Рожать скоро должна.
      Но княжеский стольник велел его отогнать. Отогнали, да еще и пригрозили
в темницу засадить, чтобы не мешал работе.
      Отошел от могилы жены бедняга-купец. Подошел к крутому обрыву над
рекой Окой и от тоски по любимой бросился в реку.
      Слушают этот рассказ пассажиры, у некоторых слезы на глазах:
     - Да, почему-же люди тогда такими злыми были? Неужели среди этой толпы
не нашлось ни одного, кто мог бы помочь бедной женщине?
      Тут экскурсовод немного их успокоил:
      - Есть и такая легенда, что работники Алену потихоньку, чтобы стольник не заметил, отпустили, а закопали ее коромысло и ведра. Есть еще и другая легенда,
что закопали там не девицу с коромыслом и ведрами, а какое-то насекомое, кото-
рое называлось тогда «коромысло», наверное, крупную стрекозу. Какая из этих легенд более правдивая уже не узнать, давно это было.
      А Кремль построили, и стоит он уже более пяти веков. Раньше от врагов защитой был, а сейчас как величественный памятник старины.