Пушкинские казаки...

Владимир Конюков
Пушкинские казаки…

1.
     Богатое наследие поэта, его тема, казаки. Изумительные творения в стихах, прозе оставил потомкам гений о казаках.
Почему так много писал о них?
Со школьных учебников знаем, мощнейшее влияние на юного лицеиста произвела Отечественная война 1812 года. Нескончаемым потоком мимо лицея шли полки солдат на войну, на смерть, чтобы защитить Отечество.
«Два чувства близки нам –
 В них обретает сердце пищу –
 Любовь к родному пепелищу,
 Любовь к отеческим гробам».

     И роль казачества в победе, казаки в Париже. Восхищение подростка… Слава, Победа!
«Бутылки, рюмки разобьём
 За здравие Платова.
 В казачью шапку пунш нальём –
 И пить давайте снова!»
За казаков и их главнокомандующего объединёнными казачьими войсками, генерала Платова. Казаки перекрыли границы империи и затем вместе с армией, гнали войска Наполеона до Парижа.
С этого времени, ещё не было правительственных указов, появилось словосочетание, казаки – пограничники.

     Поэт Александр Сергеевич Пушкин и казачество – его тайна…
Связь до сих пор окончательно не разгаданная, взаимоотношения с казаками Дона по жизни. Уже взрослым, совершавшим три, только известные поездки в те края. А было больше…
«Блеща средь полей широких,
Вон он льется!.. Здравствуй, Дон!»

     Пушкин и казаки. Его стихи, фрагменты разных лет.
«Сквозь туман и мрак,               
 Ехал тихо над рекою
 Удалой казак».
«Послание к Юдину», 1815 год.
 «С седым усатым казаком…»
«Кавказский пленник», 1820 год.
 «Тревоги смелых казаков…»
«Братья разбойники», 1822 года,
 о воинах Войска Донского.
«Меж ними зрится и беглец
 С брегов воинственного Дона»

«Узник»,  казачьи мотивы песен Дона.
«Там ходить, гуляеть
 Казачка одна.
 Она не со мною
 С донским казаком»
Это только некоторые известные строки о казаках. У поэта мотивы казачества не в одном десятке произведений…

2.
     Религия в произведениях поэта, мной рассмотрена в нескольких публикациях на сайте стихи, проза. Религия казаков и яркий пример в поэме поэта «Братья – разбойники».
Читаем справку энциклопедий.
«Братья разбойники» - поэма А. С. Пушкина 1822 года, основанная, по словам автора, на реальных событиях. Относится к циклу «южных поэм» Пушкина, куда входят: «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан» и «Цыганы».
«Произведение являлось частью задуманной Пушкиным поэмы «Разбойники», уничтоженной писателем. 11 июня 1823 года он писал А. А. Бестужеву: «Разбойников я сжёг — и поделом. Один отрывок уцелел в руках Николая Раевского…».
Центральные эпизоды поэмы — жизнь разбойничьей шайки, судьба двух братьев, тюрьма, жажда освобождения и побег из тюрьмы.

«Истинное происшествие подало мне повод написать этот отрывок. В 1820 году, в бытность мою в Екатеринославле, два разбойника, закованные вместе, переплыли через Днепр и спаслись. Их отдых на островке, потопление одного из стражей мною не выдуманы». А. С. Пушкин Вяземскому 11 ноября 1823 г.

     Поэма считалась некоей тайной поэта, в ней была иносказательность, имеющая на те годы, общественное значение. Загадка!
О ней пытливые «самодеятельные пушкинисты» прошлого века, всегда помнили, спорили. Сформировалось коллективное мнение разгадки. В 70-х годах прошедшего столетия академической науке это было неинтересно (не она автор, поэтому это направление попросту торпедировалось).

В Союзе казачество для общественности, было темой только в рамках произведений писателя М.А. Шолохова. Понемногу от других писателей. Пушкинское казачество мотивами поэмы,  выпадало даже из вузовской программы.
В поэме (отрывке) нет прямого указания о разбойниках – казаках, но поэма о… казачестве. Ассоциации правящего класса в империи, разбойниками масштаба страны, могут быть только…  казаки! Издавна формировалась казачья рать с районов Дона, угроза бунта была оттуда.

Сейчас в инете есть форма короткого ознакомления с произведением, называется «брифли». Воспользуемся и прочитаем сохранившийся отрывок поэмы. Он короткий, читатель будь внимателен, к так называемому понятию, содержание смысла отрывка между строк. Заложен изумительный пушкинский подтекст, переходящий в шифр.
 
     Братья разбойники, 1822.
Краткое содержание поэмы, инет редакция, любезно предложенная в свободный доступ.
«Читается за 3 минуты, оригинал — 6 мин
Оригинал этого произведения читается всего за 6 минут. Рекомендуем прочесть его без сокращений, так интереснее.

Как стая воронов «на груды тлеющих костей», слетается к Волге шайка разбойников. Здесь люди разных «племён, наречий, состояний» — беглецы с Дона, длинноволосые евреи-изгои, жители степей, цыгане, финны.
Опасность, кровь, разврат, обман —
Суть узы страшного семейства.
Наступает поздняя ночь. Лунный свет озаряет раскинувшихся у костра разбойников. Некоторые уже спят, «другим рассказы сокращают угрюмой ночи праздный час». Все умолкли и слушают печальную повесть разбойника, появившегося в шайке недавно.

Разбойник и его младший брат росли сиротами у чужих людей. С раннего детства они сполна познали голод и нужду, презрение и зависть. Повзрослев, братья решили «жребий испытать иной.
В товарищи себе мы взяли
Булатный нож да тёмну ночь;
Забыли робость и печали,
А совесть отогнали прочь.
Удалая молодость братьев прошла в грабежах, разбое и шумных кутежах. Наконец молодцы попались, кузнец приковал их цепью друг к другу, а «стража отвела в острог».

Рассказчик, будучи старше на пять лет, смог вынести заключение, брат же его изнемог. Его терзал сильный жар. Вскоре юноша перестал узнавать брата. Ему казалось, что брат научил его разбою и неправедной жизни, а потом бросил в остроге, сам же наслаждается волей и уже позабыл о нём.
То снова разгорались в нём
Докучной совести мученья:
Пред ним толпились привиденья,
Грозя перстом издалека.
То были все его невинные жертвы. Чаще всего младшему брату являлся старик, когда-то давно зарезанный братьями. Больной в испуге закрывал глаза руками и просил рассказчика не трогать старика.
Вскоре молодость взяла своё — силы младшего брата восстановились. Теперь братьев мучила тоска по воле, свет которой они видели лишь через решётку окна.

Однажды, собирая на улице подаяние для городской тюрьмы, братья решили «исполнить давнее желанье». Они побежали к реке и переплыли на песчаный островок. Даже тяжёлые цепи не остановили братьев на пути к свободе. Разбойники освободились от оков, закидали камнями бросившихся в погоню стражников, перебрались на противоположный берег и скрылись в лесу.
Но бедный брат...
И труд, и волн осенний хлад
Недавних сил его лишили:
Опять недуг его сломил,
И злые грёзы посетили.
Три дня больной не спал и не говорил. На четвёртый день он очнулся, пожал брату руку и умер на его груди.
Три ночи просидел рассказчик «над хладным телом» в надежде, что брат очнётся, и горько плакал. Затем вырыл могилу, произнёс над ней «грешную молитву ‹…› и тело в землю схоронил».
Рассказчик вернулся к разбою, но веселье прежних лет ушло от него — всё забрала могила брата.
Влачусь угрюмый, одинокий,
Окаменел мой дух жестокий,
И в сердце жалость умерла.
Лишь стариков разбойник щадит. Он помнит, как его больной брат умолял не трогать старика, и его рука не поднимается «на беззащитные седины».

     По инету можно прочесть сохранившийся оригинал, по времени – 6 мин. Насладиться пушкинским слогом ещё раз и, главное, уловить подтекст…
Почему всё – таки поэт уничтожил явный шедевр своего стихосложения?

3.
     Причина, противостояние поколений. Молодость, которая перерастёт их, стариков, по словам Жуковского. Тщеславие главного историка империи, Николая Михайловича Карамзина, написавшего огромную по объёму летопись Российской империи.
Пушкина заставили уничтожить рукопись поэмы «Братья разбойники»? Вне сомнения!
Карамзин и его сторонники литераторы, и власть. … Пушкин смел спорить, возражать…
Позже писал о Пугачёве, казаках, в том числе казаках Дона, имеется свидетельство царя Николая I после смерти поэта, самодержец говорил, издать нельзя…

     Карамзин в своих исследованиях не дал ответа, кто такие казаки, как и начало появления явления – казачество. Но предположения обозначил…
Не ответил на главный вопрос, что означает слово,  КАЗАК.
Откуда и как они появились. Не раскрыл многовековой вопрос, почему казаки стали называться казаками.
Карамзин был обвинён в… трусости…, прямо не ответил,  казаки сословие или национальность?
Да, да…! И такое было… Хотя и явно было наоборот, о чём ниже.
 
     Вот уже не один век навязывается противоборствующими сторонами проблема, кто «за» казаков и кто «против», что сословие. И в наше время идут ожесточённые споры…
Сейчас в справочниках нет сведений настоящей литературной войны, писателей с историками тех лет, обсуждение карамзинской эпопеи многотомника «История государства Российского». … Старовер Карамзин к концу жизни, от травли скрывался под крылом царского двора, вынужден был стать «новозаветником».

Много было ошибок у него, потомки родов даже мстили мелкой пакостью, за своих царственных родичей былого.
 
     Карамзин учил Пушкина в написании «поэмок», но он не предполагал, что «поэмка» «Братья разбойники» будет направлена против него.
Зачем Пушкин всё уничтожая, оставил именно этот отрывок? Вне сомнения, специально…, намеренно…
Ему было 23 года, уже тогда думал в будущем заняться историей. Собрал и собирал материалы о деяниях правления Екатерины II. Написать историю Петра I в будущем, считал обязанностью. И тема – казачество… Карамзин начал, часть обозначил в своём писании и прекратил. Почему? Ограничился историческими вехами явления, без объяснения, кто же такие  КАЗАКИ.

     Сохранённый отрывок поэтом уничтоженной поэмы, умышленное действие молодого гениального ума…
Подтекст, переходящий в литературный шифр…, религия казака. Проблема в казачьей среде, ВЕРА  и  БЕЗВЕРИЕ.
За личное периодическое безверие, поэт церковью обвинялся неоднократно, особенно в посмертном наследии биографии.
Вне сомнения, Пушкин разгадал карамзинское (тоже, вне сомнения) нежелание публиковать в многотомнике «История государства Российского», понятие казачество в полном объёме.
Мощная преграда – церковь. В религии поведение казачества…, одни вопросы.

     И, так!  Знаменитые строки знаменитого  стиха. Фрагмент.
«Живут без власти, без закона.
Меж ними зрится и беглец
С брегов воинственного Дона,
И в черных локонах еврей,                иудей
И дикие сыны степей,
Калмык, башкирец безобразный,                буддист, мусульманин
И рыжий финн, и с ленью праздной                католик, протестант
Везде кочующий цыган!                православный
Представители всех религий. Разбойники…, между строк – казаки. Прямым текстом, воинство
«С брегов воинственного Дона», это только казаки.

4.
     «В словаре В. И. Даля отмечается, что этот термин «вероятно» происходит от среднеазиатского «казмак» в значении «скитаться, бродить». У него под казаком понимался «войсковой обыватель, поселённый воин, принадлежащ.<ий> к особому сословию казаков»,

«Согласно утверждению С. М. Соловьёва, в его труде «История России с древнейших времён», казаками на Руси c XIV;XV вв. называли людей вольных, не связанных никакими обязательствами, готовых к работам по найму и свободно перемещавшихся с места на место, независимо от их языка, веры и происхождения».
В иностранных источниках, историки похожее пишут, добавляя воинов – рыцарей по найму.

     Вариантов предложенных до сотни известными и малоизвестными исследователями.
Но, не ссылаются на главного казака, не родившегося казаком, но много написавшем о казачестве, прозаике Михаиле Шолохове. Он не историк…
Знаменитый на весь мир писатель, писал о казаках и знал всю подноготную явления, казачество. Появилось даже ложное утверждение, писатель не ровня историку. Глупо?  Вне сомнений…
И опять «классовая борьба» в литературе продолжается. Понятно, что во вред, остановиться трудно…

Его встречи и беседы в середине 70-х об истории казачества, с Туром Хейердалом,  знаменитым норвежским археологом, путешественником и писателем, мореходом на парусных лодках – копия древних, автором многих книг… Их содержание бесед, среди «самодеятельных» энтузиастов истории казаков, считаются ключом к разгадке…
Итог бесед не был никогда опубликован. Только из народной молвы, по обрывкам что – то кем – то подслушанного, от переводчиков, публикаций – комментарий в станичных газетах, разговоров при застольях и всё через самиздат…
Но в этих беседах, великий исследователь казачества, Шолохов, сделал окончательный вывод явлению по имени – казаки. Как раз, на основе трудов Карамзина и творчестве Пушкина. Хейердала интересовал этот вопрос в европейской теме, «европейское казачество».

     Не стало донского писателя, ушёл из жизни в 1984 году…
«О последнем проекте Хейердала рассказывается в его книге «В погоне за Одином. По следам нашего прошлого». В 2000 году Хейердалом были начаты раскопки в Азове Ростовской области, старинном городе неподалёку от Азовского моря. Он пытался отыскать следы древней цивилизации Асгарда, основываясь на текстах и древних картах, представленных в «Саге об Инглингах» Снорри Стурлусона. В этой саге говорится о том, что вождь по имени Один возглавил племя, называемое асами, и с низовий Дона (Танаквисля/Tanakv;sl) повёл его на север, через Саксонию на остров Фюн в Дании, и, наконец, обосновался в Швеции. Там, согласно тексту Снорри Стурлусона, он произвёл такое впечатление на местных жителей своими разнообразными познаниями, что они стали поклоняться ему после его смерти, как богу (см. также «Дом Инглингов», «Мифические короли Швеции»). Хейердал предположил, что история, поведанная в «Саге об Инглингах», основана на реальных фактах».
«Асы… - в германо-скандинавской мифологии основная группа богов».

«В этой книге Хейердал основывал свои доводы на сходстве имён в норвежской мифологии и географических названий черноморского региона, — например, Азов и асы, удины и Один, Тюр и Турция. Филологи и историки отвергают эти параллели как случайные, а также как хронологические ошибки: например, город Азов получил своё имя (по первому упоминанию в найденных летописях) спустя 1000 лет после того как там, по утверждению Хейердала, поселились асы, жители Асгарда. Резкая полемика, окружавшая проект «В погоне за Одином», во многом была типичной для взаимоотношений Хейердала и академических кругов. Его теории редко получали научное признание, в то время как сам Хейердал отвергал научную критику и сосредоточивался на опубликовании своих теорий в популярной литературе, предназначенной для самых широких масс.

Хейердал был убеждён, что норвежцы и другие скандинавы могут, в частности, проследить свои корни из современного Азербайджана…». Наскальные рисунки, как подтверждение…
 
     Из тюрков, всё из тюрков. «Тюрки (тюркоязычные народы, народы тюркской языковой группы) — этноязыковая общность народов, говорящих на тюркских языках.
Большинство современных тюрок — мусульмане, но есть также православные христиане, иудеи, буддисты, бурханисты (алтайцы), тенгрианцы (хакасы, шорцы и телеуты)».
Читатель, обрати внимание на строки Пушкина из поэмы. Совпадение? Нет…

     … Как ни странно, но историк Ключевский о казаках, одним из вариантов был близок,
«… заниматься степными промыслами (охотой, рыболовством), уходили, в том числе, помещики…?!» Заметим, Шолохов жил позже историка.

     Наконец, скандальное высказывание Н.М. Карамзина, сделанное им в его летописи русских царей, «История государства Российского».
Очень скандальное, повлекшее бузу не только среди казаков, одним словом, поставивший под сомнение образование народов России вот уже несколько веков.
Читаем фрагмент в сокращении, начало цитаты.
«Казаки были не в одной Украине, где имя их сделалось известно по истории около 1517 года; но вероятно, что оно в России древнее Батыева нашествия и принадлежало Торкам и Берендеям,… не хотев покориться ни Моголам, ни Литве, жили как вольные люди на островах Днепра, огражденных скалами, непроходимым тростником и болотами; приманили к себе многих Россиян, бежавших от угнетения; смешались с ними и под именем Комков составили один народ, который сделался совершенно Русским тем легче, что предки их, с десятого века обитав в области Киевской, уже сами были почти Русскими».

Важнейшее слово Карамзина, предки с… десятого века. По теме  КАЗАКИ, дата примечательная.
Кто такие Торки и Берендеи, читаем справку энциклопедий.
«Торки (гузы, узы) — одно из тюркских племён, кочевавших в причерноморских степях в X—XIII веках. В 985 году торки-наёмники принимали участие в походе русского князя Владимира Святославича на булгар и хазар.
В начале XI века, теснимые половцами с востока, торки откочевали к Днепру, где столкнулись с Русским государством: в 1055 году князь Всеволод ходил на них, чтобы защитить Переяславскую землю; в 1060 году против них был предпринят поход князьями Изяславом, Святославом, Всеволодом и Всеславом, окончившийся, по словам летописи, тем, что торки «убоявьшеся, пробегоша и до сего дни; и помроша бегающе гоними, ови же от зими, другии же голодом, инии же мором».
В XII веке торки опять появляются у Дона. В 1116 году торки и печенеги бились у Дона два дня с половцами и «придоша в Русь ко Володимеру» (Мономаху). В 1121 году Владимир прогнал из Руси берендеев, а торки и печенеги бежали сами».

«Берендеи, берендичи, берендии (др. русск. береньд;и, береньдичи, точная этимология не установлена — тюркские кочевые племена в восточноевропейских степях (XI—XIII вв.). Выделились из огузов.
… Поскольку признано, что «берендеи» являлись тюркским народом, их самоназвание должно быть трактовано на тюркских наречиях, одним из которых является чувашский язык».

Что за народ торки и берендеи, пояснение исключительно для временного отрезка. Это – 10-й век, уточнил историк Карамзин.
А что же тогда скандальное?
… Слова Карамзина. Казаки… «… составили один народ, который сделался совершенно Русским…».
Сейчас у нас на дворе 21 век, мы читаем,  слышится отчётливо, казаки – это народ.
В 19 веке, слова историка напрямую говорили, казаки – это и национальность.
Что такое народ?
Читаем справку из энциклопедий. «Народ — историческая общность людей... Нация». От нации производное – национальность.

     Сыр – бор, споры казачества до боевых столкновений и претензии к властям на отделение от России в свою страну, государственность. Герб, гимн, флаг… Многовековую шумиху   организовал Карамзин. Выяснение отношений сторонников продолжается до сегодняшнего дня. Апогей требований отделение Дона, в свою страну, был недавно, 90-е, двухтысячные, раздел Союза.

     Раньше, в 1918 году, чуть не свершилась казачья мечта. На Дону и Кубани были созданы две республики. Казаки – староверы и казаки Новой Веры сцепились в религиозном противостоянии, сами же и погубили  многовековое желание… Разогнана была администрация, новообразование упразднено.
В «Тихом Доне», романе Шолохова, это событие на Дону, начало и повод – расстрел своими же казаками, отряда Подтёлкова, руководителя республики.
 
     В царское время исправлением ошибки Карамзина жёстко занималось правительство…..
Подавляло мысли, думы, мечты казачества… Военный министр Чернышёв А.И. в 1827г. казакам Дона,
 «… оставить мечтательные мысли насчёт самостоятельности их отчизны».
Слово, «их отчизны» выделю.
Конечно же обращает на себя внимание дата выступления члена правительства Чернышёва, год был 1827. Волнения общественности и казачества после публикации Карамзина на добрые десятки лет. Примечательна дата написания Пушкиным поэмы «Братья разбойники», 1822 год. Всё было «звенья одной цепи».

     Роковая ошибка (и всегда вопрос, или специально), историка Карамзина исходила только от него. Казаки – это сословие, он прекрасно знал. Время в которое жил, было как раз европейским обсуждением понятия – сословие, применительно к российским условиям..
Читаем очередную справку, что такое сословие.
«В допетровской Руси сословий в западноевропейском смысле слова не было; даже само слово «сословие» появилось только в XVIII веке…
Наивысшим сословием считались князья. Впрочем, через некоторый промежуток времени к этой группе стали относить духовенство. Их причислили к высшему сословному чину из-за их земельной собственности (вотчины). Дружина на Руси также пользовалась определенными привилегиями.

Для периода Русского государства характерно разделение сословий на «тяглые» (обязанные государству повинностями и податями) и «служилые» (обязанные службой).
Привилегированным классом являлась традиционная аристократия, бояре; низшие слои аристократии назывались дворянами и «детьми боярскими». К числу других служилых сословий относились стрельцы, городовые казаки, пушкари и так далее.
(Пушкинский пример, Вяземский – князь, Пушкин – низший дворянин. Князьям законом запрещалось «водиться» с низшими слоями, они холопы. Мистифицированная «пушкинистика» навязывала им дружбу?! … «Стеснялись» говорить, что поэт у князя был рабом, «высасывал» своему масонству на пользу всё пушкинское гениальное!).

Низший слой населения составляли несвободные люди, которые именовались холопами и смердами.
Среди них особую категорию составляли так называемые смерды. Это крепостные крестьяне, которые, в свою очередь, подразделялись на три группы:
свободные;
прикрепленные;
несвободные.
В России со 2-й половины XVIII века утвердилось сословное деление на:
Дворянство, делилось на потомственное и личное;
Духовенство;
Почётные граждане;
Купечество;
Мещанство;
Войсковые обыватели (1765—1866);
Казачество;
Крестьянство, это сословие делилось на лично свободных однодворцев и черносошных крестьян, а также на зависимых от феодалов удельных и крепостных крестьян;
Разночинцы.

     Казачество, как сословие.
«Закон называл казачество «казачьим сословием», «казачьим состоянием», «казачьим званием», и «казачьим населением» (иногда в тексте одного и того же закона). Комментаторы-юристы объясняли это тем, что казак — это лицо другого (обычно крестьянского) сословия, носящее постоянное военное звание и потому с гражданской точки зрения казаки составляют группы внутри сословий, в основном, внутри крестьянского сословия, а с военной — воинское звание…».
Всё это Карамзин знал и тем не менее, своими заявлениями сделал вековую «ползучую» революцию, время от времени будоража общество своего 19 века.
Его слова перекинулись в 20-й век, с распадом Союза продолжились в 21-ом веке.

Справка.
«Сословная организация общества была упразднена по декрету «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» в ноябре 1917 года».
И тут же, в 1918 году, начало Гражданской войны, образуются две республики, Донская и Кубанская с мечтой отделения от России. Провозглашения своей нации, своего витивеатого знаменитого языка – донского казачества, своей казачьей отдельной ментальности.

5.   
     Александр Сергеевич Пушкин, в 1822 году,  написал поэму «Братья разбойники». О чём?
О казаках и казаках Дона. Содержанием жизни казачьего сословия. Части казачьего общества, отдельного от большинства, живших честным трудом на благо.
Религии казаков… вольница, но не Библия, потому что разбойничья. Казаки – разбойники, это не национальность… Если организованная вольница, то это как раз сословие и есть по классическому определению. Поэт это знал. Казаки – это общество людей и в нём были разбойники, но и герои, простой люд, труженики земли.

     Идеологические противоречия в утверждении Карамзина и… Пушкину приказали уничтожить поэму… Так и было, хотя и свидетельства этому косвенные...
Остался отрывок от поэмы, сейчас нам известный, а в нём строки…, подтекстом,
НАПРАВЛЕНИЕ  к разгадке, что означает понятие  КАЗАК?

Ещё раз читаем литературный шифр гения Пушкина о разбойниках, ещё раз уточню – только части казачьего общества, живущего разбоем, другими преступлениями.
Текстом автора подразумевается, кто такие  КАЗАКИ. Это и есть вариант знаменитого пушкинского подтекста.
«Живут без власти, без закона.
Меж ними зрится и беглец
С брегов воинственного Дона,
И в черных локонах еврей,                иудей
И дикие сыны степей,
Калмык, башкирец безобразный,                буддист, мусульманин
И рыжий финн, и с ленью праздной                католик, протестант
Везде кочующий цыган!»                православный

Вне сомнения, большая часть поэмы была посвящена насыщенной нормальной жизни казачьего общества… К сожалению, на то время текст противоречил догмам старовера Карамзина, а он считался патриархом исторической науки. У Пушкина не было ни одного шанса перечить Карамзину. Но каков Пушкин!
Как будто затерялся, завалялся и остался отрывок потомкам и он оказался прав… И от понятия сословия казаков, в том числе, разгадка слова  КАЗАК!

     Безверие Пушкина…
И при жизни осуждался церковью. Про себя говорил жене Наталье, молюсь мало. Богохульствовал, по молодости поучаствовал в оргиях… Не отвергал постулат масонов о свободной любви, использовал в свою пользу. Звание – бабник было заслуженным. Церковники в след плевались (стиляга по – современному, соблазнитель поповых барышень…)
В то же время, в произведениях уважительно писал о всех религиях мира.

Крестился мало, но в Бога и Богу верил.
Знал истины Библии, а Новый Завет учил наизусть и выучил.
Что такое Библия? Как литератор знал определение. Библия – это литература мудрости Востока.
Когда был  период безверия, нарушить «богово», развлечься, всегда была масонская отговорка. Библия для своих мудрых с Востока, сами пишут для себя, поэтому нарушения нет..., успокаивали себя.
… Назидание церкви, она не заставляет, церковь не принуждает, только… рекомендует верить...
И это знал прекрасно…

     Время написания поэмы «Братья разбойники», Пушкину всего 23 года. К этому возрасту много раз нарушил церковные заповеди. Прекрасно понимал психологию вольного казачества.
Оно и молилось, но и замаливало грехи. Были периоды безверия и время, поклонами прощения пред Всевышним стены и пол молельного дома,  долбили замаливая прегрешения.
Религия казаков…
Особая. Времена Никона, запрет на двуперстие, приказ только креститься трёхперстием. 
Царь Пётр I из симпатий к смелости, самоотверженности, отчаянности донских казаков, определил блага только им… Разрешил старую веру и новую, половина – наполовину. Даже оставил казакам старые воинские звания.
Определил общность, как сословие и казаки в обмен на благость, согласились...

Прошло два века и историк Карамзин своим заявлением о казаках, как о народе, а это – нация, призвал казачество к революции! Карамзин – старовер, зачем это сделал?

Пушкин своей поэмой выступил против… Начало набирать силу российское националистическое масонство. Князь Вяземский был в тесных связях с Карамзиным и повязан родственными узами с ним. Имеющий всё подавляющее влияние на поэта, все его произведения, через жену – курьера Веру Фёдоровну. Контроль написания, издания произведений. Гонорар забирался на цели борьбы масонства под «кликом» - борьба с самодержавием, с царями...
Вяземский принудил Пушкина уничтожить поэму о казаках, «Братья разбойники».

     По современным справочникам. Вера Вяземская якобы познакомилась с Пушкиным в Одессе в 1824 году, но… На старости лет, прожила 95 годков, лично всё исправляла в биографии гения под приговорку, надо для музея в Астафьево, личное имение. Попросту мистифицировала страницы жизни поэта, вместе с сыном Павлом, мистификатором европейского масштаба.

Примечание.
После виртуального (умер в 19 веке), литературного суда европейскими литераторами, в 1933 году над Павлом Петровичем Вяземским. За мистификацию романа «Письма и записки Оммер де Гель». (мои публикации на стихи, прозе)…
С тех пор, с 30-х, в советском «самиздате», зарубежном «тамиздате», этот вопрос всплывал многократно. Попутно «перелопачена» была жизнь князей – мистификаторов. Доставалось и Вере Фёдоровне… Оказывается, была обладательницей бурной биографии.
К сожалению, уничтоженные Лидией Чуковской (без разбору), дневники Анны Ахматовой, а там целый раздел был посвящён «маразматическим старухам», писавшим биографию Пушкину на старости лет, Вяземской, Полетике, Смирновой-Россет. Нам остались отрывочные данные, те, о чём беседовала с современницами, например, кое -  что из высказываний актрисы Фаины Раневской. Была не близкими, но подругами…
Сейчас стилизованные сообщения справочников, вымарано многое «интересное».

Вера Вяземская, по одному щекотливому личному обстоятельству, два года вычеркнула из своей жизни (жалко что ли, почти 100 лет жила, сочиняла…). Знакомы они, оказывается, были с 1822 года…Время, когда Вяземский взял полный контроль над поэтом, после 1821 года. Вступление Пушкина в военную масонскую организацию, Овидий, в Кишинёве. Сразу же в подчинение «старшему брату» каменщиков. Дисциплинарный устав масонов.

… Вера Фёдоровна от нахлынувших воспоминаний на 80-летие рождения Пушкина, расчувствовалась… Всё от того, от женской болтливости, старческого маразма (по словам Ахматовой). Ей самой тогда набежало 89 лет, публично рассказала начало её знакомства с поэтом. «Брякнула», что хорошо (помнит), ей тогда было… 31 год.
Она старше Александра Сергеевича ровно на 9 лет, ушлые журналисты быстро вычислили, это было датой 1822 года!
Этот год, начало написания поэмы «Братья разбойники», Пушкин обязан был обо всех планах и действиях, докладывать своему куратору, Петру Андреевичу Вяземскому. Корреспондентом – курьером была Вера Фёдоровна Вяземская.

Как раз, с этого времени, Вера становится только деловым партнёром мужа, а женой по названию. Семейная жизнь между ними была показной (родовое княжеское, гербовое родов, нельзя нарушать). Князь вполне «законно», по уставу масонов о свободной любви, ударился «прожигать» молодое мужское с ватагой других дам… К концу 20-х, княжеское «духовное» на совете духовенства осуждался и осудим был за разврат… Дожился…

Вера Фёдоровна также оказалась свободна от супружеской верности на годы, по модному веянию тех лет… Масонским постулатам о выборе свободы…и… партнёров.

     Контроль над поэмой четой Вяземских был полный, как и поступками молодого Пушкина.
Из их переписки известно, Александр Сергеевич многое давал читать Вяземскому.
Результат: «11 июня 1823 года он писал А. А. Бестужеву: «Разбойников я сжёг — и поделом. Один отрывок уцелел в руках Николая Раевского…».
В этой фразе обнаружилась ещё одна разгадка поэта… «Разбойников я сжёг — и поделом…». Текст сейчас слышится,… разочарование? Никакого сожаления? Плохо написал? Туда ему (ей)  и дорога?
А век Пушкина был 19-й… Время значения многих слов русского языка, было пробным. До издания словаря Даля, было почти 40 лет. Русскую словесность создавал сам Пушкин. Словарь русских слов, предполагал несколько значений синонимов говора из народной практики. И фраз также.

Событийность значения слов, фраз было вначале… И получается: война в словесности, поэт не один занимался формированием литературного языка. Война литературная… с Карамзиным, обсуждение его летописи русских царей.
Карамзинского спорного выявлялось предостаточно, не только по цитатам о казаках.
Поэтому фразу поэта,  «Разбойников я сжёг — и поделом…», надо читать языком Пушкина  1823-го года, «Разбойников я сжёг – «война с Карамзиным за казаков закончена», «поделом», в значении – хватит. И хитро, предусмотрительно потомкам указывает, «Один отрывок уцелел в руках Николая Раевского…».
Ай - да Пушкин, ай - да Пушкин… Молодец! Спасибо ему.
Текст отрывка, направление к разгадке сословного казачества, что являлось противоречием историку Карамзину…
Окончательная разгадка понятия казачество, будет мною опубликована в теме «Загадки Шолохова»…

     Тайны веков.
Шолохов в 23 года публикует 1 и 2 том «Тихий Дон». У литераторов на слуху, началась травля парня, что не он написал. Плагиат и прочие гадости наслушался… Мол, в 23 года нельзя написать историческую эпопею.
Шолохов учился у Пушкина пушкинскому стилю, писать короткими предложениями, мои исследования в предыдущих публикациях. Он многое перенял, в том числе подтекст в романе «Тихий Дон», который не изучался и не изучен до сих пор в этом вопросе.
И вот интереснейшая деталь литературоведения, так называемые, двойные стандарты.
Пушкин ровно в 23 молодых года, пишет поэму – эпопею «Братья разбойники», об истории казачества в сложнейшей стихотворной форме, что видно по сохранившемуся отрывку… Ему тоже делают гадость, заставляют уничтожить. Возрастные литераторы травят, угрожают…

     В 70-х годах прошлого века, попадалось отрывочное «самиздатовское», и молва была,  черновики «лермонтоведов» Андроникова, или Андреева – Кривича. Оба были в творческих до ругани противоречиях с «пушкинистами»-академиками тех лет.
Литературная защита, что Пушкина, что Шолохова, потому что они писали правду о казачьей жизни, каждый в своём веке. Деталь одна… Шолохова тоже трясли за возраст в 23 молодых года…
Если сейчас посмотреть комментарий тех лет при обсуждении Шолохова, ни слова о пушкинских 23 годах возраста. Гений Пушкин начал разгадку, кто такие  КАЗАКИ, не дали закончить…
Не мене гениально, Шолохов закончил, очень трудно, с помощью не менее гениальной жены Марии и через роман «Тихий Дон», в том числе.

     Двусмысленность осталась, потому что выводы вопроса, прошли только через «самиздат». Официально нельзя, провокации не избежать бы. Мгновенно было бы пущено оружием в дело о противостоянии сторонников, кто за национальность, кто за сословие (сословность) казачества.
И почему такая битва за казаков? Виноват Пётр I, Карамзин, Пушкин?
… Религиозные войны продолжаются… Литературные войны процветают… О казачьих истинах у историков полный раздрай…
Об истории  НАЧАЛА  понятия казаков, окончание моих исследований впереди.


К загадкам Шолохова.