Уголь

Георгий Жаркой
Еще до школы я узнал, что каменный уголь – это остатки растений, которые царили на планете сотни миллионов лет назад.  Поскольку печи у нас топили дровами, то потрогать руками небольшую частичку  древних тропических лесов стало моей мечтой.  Сказочной мечтой. Мне казалось, что кусочек угля сродни метеориту – посланнику таинственных непознанных миров. То, что оставалось в наших печах после сгоревших дров, по моему мнению, было не что иное, как оскорбление моего художественного вкуса.
  Картинки в школьном учебнике  были не менее оскорбительны, чем печной уголь.  Я презрительно щурил глаза, когда мне совали под нос страничку учебника.  Как-то я сказал, что очень хочу увидеть южное вечнозеленое растение. На что средняя сестра скептично заметила: елки и сосны тоже вечнозеленые – смотри хоть сутки. И тогда я понял: она лишена поэтического воображения. Разве можно было говорить с ней о каменном угле!  Все равно не поймет. И никто не поймет.
   В классе третьем на уроке природоведения учительница рассказывала нам о каменном угле. И вдруг сказала, что у нее на дворе – у крыльца – под эмалированным ведром – несколько кусочков. Что она забыла их взять, когда пошла в школу.  «Кто сбегает ко мне домой и принесет»? - спросила. Не знаю, что было с моим лицом в ту минуту.  Я был близок к обмороку. Моя мечта так рядом? Так близко? И откуда у нашей сельской учительницы под ведром вдруг такое богатство!
   За углем помчались вдвоем -  я и мой приятель, с которым сидел за одной партой.  Он мне что-то говорил по дороге – но я не слышал. Не слышал и шума ветра в ушах. И глаза ничего не видели. Открыли ворота, подбежали к крыльцу. Пинком опрокинули ведро.
   Рядом с крыльцом был небольшой поворот направо, он в тупичок упирался. Боже, как я там плакал, уткнувшись лицом в занозистый серый забор. Одноклассник смотрел на меня, широко открыв узкие бурятские глаза. Он ничего не понимал.
   В школу шел на ватных ногах. Силы ушли: их унесла с собой погибшая мечта.  Она задохнулась на моих глазах – и не помочь. Мне казалось, что в жизни нет ничего необычного, и не будет.  Всё серо и скучно, как обложка учебника, как заборы вокруг пошлых, однообразных бревенчатых домов.
   Маленький Марсель Пруст придумывал себе города, которые видел на карте. И  церкви, которые там стояли. Древние церкви. Но оказывается, что воображение и действительность – вещи разные.  И  первое почти всегда проигрывает второму. Но главное в другом: пережить и перечувствовать мечту. Сделать ее своим достоянием. Пусть жизнь развеет ее.  Но энергетический след останется.