Большое видится на расстоянье. Конец

Магда Кешишева
   Итак, мои дорогие, обещанный негатив про страну, в море которой я не бросила монетки, не имея желания вновь вернуться к его берегам, хотя ни к морю, ни к природе - никаких претензий. Что хорошо, то хорошо! 
  Чтобы слова мои не пахли предвзятостью и субъективностью, приведу голые факты. Вывод делайте сами.

   Основной минус - отсутствие интернета. А посмотрите, какие "Услуги и удобства" предоставляются гостям:
                собственная ванная комната,
                вид из окна,
                обеденный уголок,(?)
                гостинный уголок(?)
                мини - кухня,
                плиточный пол,(!?)
                паркетный пол,(!?)
                собственный бассейн,(Не было)
                чистящие средства(Отсутствовали!)
                вид на бассейн(Маленький лягушатник)
                для доставки к верхним этажам, работает лифт ...

   Нет, это не ужасно, но странно и неудобно. Есть улицы, но нет названий, есть зебры - переходы, но нет светофоров. Стоят вдоль улиц здания - отели, аптеки, рестораны и  кафе, супермаркеты, большие и маленькие магазины, больницы - без названия улиц и номеров зданий. Такие вот здания без адреса. Чтобы понять, как пройти к нужному тебе месту, надо расшифровать язык жестов и "танцевать" от какого - нибудь отеля или супермаркета.
 
   Движение по улицам очень активное, и кто - то позаботился, чтобы проезжая часть была безупречно ровной, гладкой, без рытвин и выбоин. Замечательно! Но о тротуарах начисто забыли, то есть пешеходов полностью игнорировали. Тротуаров практически нет! Вместо них - подобие просёлочной дороги с песком, камнями, проволоками, бутылками, бумагами...
   И, думаю, не только мы  оставили здесь ни одну пару обуви.

   В день приезда мы назвали таксисту отель, где у нас был забронирован номер, но он не знал, как к нему проехать. Позвонили на ресепшн и ехали по подсказке - налево, направо, прямо. Доехали до очередного отеля - небоскрёба, где велено было остановиться и подождать "человека". Через минут пять пришёл "человек", которым оказалась женщина, и сопроводила нас к отелю.
   По описанному выше бездорожью дошли до отеля, ожидая увидеть, как было обещанно рекламой, лес вокруг. Лесом оказалась группа деревьев жалкого вида, сухих и больных, на замусоренном участке, куда, как в сказке, "не ступала нога человека".
 - Бабуля, ты сказала, что есть детская площадка, где она?
 - Подожди, солнышко, наверное с другой стороны. Здесь, смотри, два бассейна, соединённых проходом.
 - Наверное один неглубокий, для детей, а другой для взрослых.
   Детской площадки не оказалось ни с одной стороны, но метрах в 80-ти был милый сквер с площадкой для игр, качелями и турниками.

   Обслуживающий персонал отеля улыбался, но ко всем просьбам относился индеферентно. В номере двери душевой кабины неплотно закрывались, а из - под поддона вытекала вода, и после пользования душем весь пол оказывался мокрым. На ресепшене очень любезно сказали: - Не волнуйтесь, ничего, там есть трап, вода сама уйдёт туда.
   Замечательно! Вода уйдёт сама! А куда ступить, чтобы вытереться, одеться?! Короче говоря, пожертвовала я один из сарафанов и платье на благородное дело уборки пола.
   Не было и стиральной машины, вместо неё нам выдали ... тазик. Естественно, не предусмотрели ни моющих средств, ни шампуней. Туалетную бумагу выдавали по нашей просьбе, по мере необходимости.
   На стенах душевой не было ни вешалок, ни полок, чтобы повесить или положить полотенца, которых у нас было по 2 на каждого, то есть - 8. Не было и в прихожей ни вешалки, ни полки, ни - на худой конец - гвоздя. И в комнате не было стульев, спинки которых могли бы служить вешалками. Вместо них - противного серого цвета табуретки, совершенно неподъёмные. Таким же топорными был стол. Это напомнило мебель гоголевского Собакевича.
   На больших, почти во всю стену окнах, висели тяжёлые, скучного коричневого цвета шторы, задёрнув которые, в комнате становилось темно.
   Наверное можно было стены как - то оживить картинами или, в крайнем случае, фотографиями с видами курорта.
   Вместо этого на нас смотрела Мерилин Монро в откровенном наряде и весьма вызывающей позе.

   На балконе стояла видавшая виды, хромая сушилка, которая под весом одного полотенца "ложилась" на пол. Зять попытался её реанимировать с помощью проволок, но ... Тут я многозначительно улыбнулась:
 - Что бы вы без меня делали! Я предусмотрела и эту напасть и привезла и бельевую верёвку и прищепки. 

   В новой стране хочется увидеть её достопримечательности. В отеле не было ни одного буклета, ни одной брошюры, которые помогли бы гостям. А на вопрос, как, каким видом транспотра и откуда можно доехать до того или иного места, улыбаясь, отвечали:
 - Не знаю, я пользуюсь машиной.

   Всё это тоже ничего! А вот то, что является лицом любой страны - её люди, их поведение, отношение к гостям - повергает в шок. Никакой доброжелательности, дружелюбия, гостеприимства, любезности, обычной вежливости, уважения, человечности! Какая это Европа?! Везде наровят обмануть, обсчитать, обхамить: на обменных пунктах, в транспорте, в магазине, на улице.
   Ко всем русскоговорящим относятся с откровенной неприязнью, не зная, или делая вид, что не понимают русского. Английский знают единицы. Представьте себе, каково с ними общаться! В магазине, где упаковка товара непрозрачная, порой трудно найти то, что ищешь. Название товара написано, но не всегда легко догадаться, что это. Спросить у работников бесполезно: они либо молча проходят мимо, не удостаивая даже взгляда, либо скороговоркой что - то невнятно говорят на своём языке. А ведь спрашиваем вежливо, извиняясь за беспокойство, с улыбкой.

   Кассирши хмурые, нелюбезные вообще, нетерпеливые, особенно если медленно считаешь деньги, боясь запутаться в непривычой мелочи. Просканировав купленное, швыряют на столик рядом, не положив в целлофановые пакеты, которых попросту нет. Это - забота покупателя. Когда мы дома собирали веши в дорогу, я положила(на всякий случай) 10 пакетов. Это очень развеселило мою дочку и зятя: мол, летим в Европу, о каких целлофанах может идти речь. А уже на месте поняли, что я не зря была предусмотрительна. 

   Был случай, в который трудно поверить. Возвращаемся после пляжа в отель.  Стоит старая женщина, у ног - две плетённые корзины, с виноградом и сливами. Подходим к ней, она протягивает нам малююююсенькую кисточку винограда и три сливы и говорит - "Попробуйте!" У меня нет привычки пробовать ни в магазине, ни на рынке. Я поблагодарила и отказалась. Дочка взяла виноград, попробовала, сказала, что очень вкусный, а внучке бабуля насильно положина на ладонь одну сливу. Видя, что виноград дочке понравился, я предложила купить килограмм. Она согласилась, но вдруг спохватилась, что денег с собой не взяла. И, что вы думаете последовало за этим? Бабуля вырвала недоеденную кисточку, на которой оставались две ягоды, из рук опешившей дочки и сливу из рук внучки.

   Мы с дочкой недоумённо переглянулись, а внучка вспомнила продавцов фруктов  нашего города, которые щедро угощают всех. Затем сказала:
 - Помните, когда мы возврашались домой после моего концерта, Анна спросила, почему я такая нарядная, а когда узнала, что я выступала, подарила мне розу?
   Это она вспомнила улыбчивую цветочницу из магазина у нашего дома...

   В один из дней решили мы поехать в небольшой город недалеко от места нашего отдыха. Ехали автобусом минут 20. На автостанции сразу сфотографировали расписание движения нашего автобуса, так как, если днём он ходит с интервалом в 15 минут, то вечером горазо реже. Посмотрели, что предпоследний автобус в 19.30,  а последний - в 22.30 и решили возвратиться  предпоследним. Хорошо в тот день погуляли, зашли в две церкви, зажгли свечи, осмотрели несколько полуразрушенных старинных храмов, совершили морскую прогулку на оригинальном "пиратском" трёхпалубном корабле, пообедали, и в 7 часов были на автовокзале.
   Этот же автобус ждала группа русскоговоряших девушек и ребят, человек 12 - 15. За несколько минут до прибытия автобуса они отошли к банкомату. Я ещё подумала, что они могут опоздать к автобусу. Так и случилось. Подошёл автобус, мы поднялись, и зять сказал водителю, чтобы он немного подождал большую группу ребят. Водитель никак не отреагировал и автобус тронулся. Мы, теперь уже хором, закричали - "Остановите, остановите!" но это были голоса вопиющих в пустыне. Проехали метров 20, видим - бежит женшина с двумя маленькими детьми, один на руках, другой бежит рядом. Они, все трое, машут руками водителю, но он равнодушно проезжает мимо. А знает же, что следуюший автобус будет через 3 часа!

   Темнеет. Вглядываюсь в окно, чтобы не пропустить нашу остановку. В это время мимо проходит кандукторша. Я извиняюсь, называю наш отель и спрашиваю, нам выходить через остановку? Она, даже не посмотрев в мою сторону, резко бросает -
 -"дальше".  Исчерпывающий ответ! Задай у нас такой вопрос, услышишь ясный, понятный ответ: " Нет, вам через две остановки" или - "Я напомню, не волнуйтесь".
 
   Когда в день отъезда мы прощались с морем, внучка спросила, бросим ли мы монету как обычно? Я ответила, что на этот раз я этого делать не буду, так как у меня нет желания снова сюда возвращаться.
 - Бабуля, а, если бросим монету, вернёмся сюда снова?
 - Да, так считается с давних времён.
 - А если кто - то хочет вернуться туда, где нету моря?
 - Тогда он бросает монету в фонтан, например. А вообще, это интересная история с монетой. Я тебе разве не рассказывала?
 - Нет. Расскажешь?
 - Расскажу.
 - Сейчас?
 - По дороге в аэропорт, чтобы время незаметно пролетело, хорошо?
 - Да, согласна.

   Весёло погрузили чемоданы в такси и - в радостном предвкушении скорой встречи с родной землёй - едем в аэропорт.
 - Бабуля, не забыла про легенду?
 - Нет, родная. Слушай. В далёкие - далёкие времена жил в одной стране богатый, но капризный и придирчивый правитель. И задумал он построить город, необычно красивый, на зависть всем. Стал он выбирать место для будушего города. Объехал всю страну, но никак не мог сделать выбор. Опечалился правитель, пришёл на берег моря, достал из кармана кошелёк полный золота, посмотрел вдаль и сказал:
 - Всё у меня есть, почёт и богатство, но нет такого города, о котором я мечтаю. Рассердилось море, окатило волной его ноги. Правитель резко отскочил и выронил кошелёк. Подхватили волны кошелёк и унесли в море.

   В печали вернулся правитель в свои палаты и продолжал править, не расставаясь с мечтой о необычном городе. Шли годы, менялась жизнь. Правитель, которому пришлось сражаться с врагами, потерял свои палаты, своё богатство. И, сидя у окна, он вдруг вспомнил, что когда - то море унесло его кошелёк, полный золота. И пошёл он на берег моря, не зная, что его там ждёт. Но известно, что у воды есть память. Море узнало некогда богатого правителя и вынесло к его ногам его потрёпанный временем кошелёк  с золотом.  Понял правитель, что нет лучшего места для строительства города мечты, и вырос на берегу моря прекрасный город.
   С тех пор принято считать, что, бросая монету, человек благодарит море и надеется, что в его жизни состоится не только новая встреча с ним, но и исполнятся самые заветнве мечты.

   Аэропорт - последний аккорд. Регистрация. Помимо багажа у нас был пляжный зонт, который мы аккуратно упаковали. Мы поздоровались с хмурой девушкой, протянули паспорта и я спросила говорит ли она по - английски. Девушка кивнула. Тогда я задала второй вопрос:
 - Можно ли взять в салон зонт?
 - Можно, - ответила она, и прицепила к зонту бумажку, как к ручной клади.
   И, что вы думаете: на досмотре зонт у нас отобрали. Я хотела возразить, но дочка сказала:
 - Мама, не стоит связываться.
 - Ты права. Да и на каком языке с ними "связываться"?! Пошли уже скорее на посадку. Билеты у тебя?
   Тут она достаёт билеты и ... смеётся.
 - Что это ты? Радуешься, что скоро будем дома?
 - Нет... то есть я рада, но смеюсь я потому, что все мы сидим в разных местах.
 - Как?! Она же видела, что мы вместе!
 - Видела, но ...
   Как говорят, комментарии излишни.