30. Догмат о воплощении Бога Сына. Продолжение

Сергей Михальчук 2
Антропология

2005г. Дополнение к Курсу лекций 
прочитанный в Белгородской Духовной Семинарии с миссионерской направленностью в 2004-2005 учебном году.

Тема II

Основы Антропологии.

Догматические основания Антропологии. 

I.1. Догматы: «О Троице», «О сотворении мира из «ничто», «О   Воплощении Бога Сына», - есть основание Догматической Антропологии.

I.1.3. Догмат о воплощении Бога Сына.

1). «Человек Иисус Христос» (1. Тим. 2, 5).

Бог создал человека свободным, а значит ответственным, поскольку свобода неотделима от ответственности. Но и Бог, по Своему свободному произволению создавший свободное существо, не уклонился от Своей ответственности за Своё создание. Ради спасения человека из духовного плена грехопадения, в котором он оказался в результате своего свободного выбора, Бог Сам пришёл в мир и стал человеком в Лице Сына Божия. Спаситель и Господь наш Иисус Христос - «един от Святой Троицы», Божественная Личность, соединившая в Себе нетварное бытие Бога и тварное бытие человека. Христос - «посредник между Богом и человеками» (1Тим. 2, 5).
Догмат о вочеловечении Бога во Христе является важнейшим основанием Антропологии. Это - новое начало в истории мира и в судьбе человека. Христос - второй Адам, то есть «второй человек»: «Первый человек - из «земли» перстный; второй человек - Господь с неба», - говорит апостол Павел (1Кор. 15, 47).
Догмат о творении человека, получает здесь своё развитие:
- Бог может вочеловечиться, потому что человек создан по Божественному образу;
- Если Бог может в полноте стать человеком после человеческого грехопадения, значит, грехопадение существенным образом не изменило человеческую сущность, то есть не сделало её злой онтологически, не лишило её блага, которое присуще всему, что сотворено Богом.
Богочеловек Иисус Христос - человек во всём, «кроме греха» (Евр. 4, 15).
И, наконец:
- Бог, став человеком, может пройти тот путь, который не прошёл первый Адам, споткнувшийся о лукавое предложение своего ума!
Его сознание оказалось неготовым к противостоянию добра со злом, ибо он был любим Богом, но ещё не умел любить сам. А любовь завоёвывается! - Человек становится совершенным через страдания: - «Бог совершил Христа своего через страдания»! Того, что не удалось сделать первому Адаму, досталось совершить второму Адаму - Христу! Но уже не как «возделывание сада», а как добровольное и спасительное «самопожертвование»: - «жертва и жертва крестная»!
Таким образом, Спасение стало возвращением человечности из бездуховности в духовность, то есть борьбой с грехом - задачей, которая не стояла перед первым Адамом.