Робо-завод Бориса Семёновича

Анастасия Андреевна Дёмина
Помещения «Робо-завода» не видели ремонта, кажется, все те пятнадцать лет, что прошли с создания компании. Несмотря на громкое «завод» в названии, фирма арендовала всего несколько комнат в технопарке. Одна комната служила офисом для большинства сотрудников, а в двух других располагалось оборудование, на котором делали пробные образцы. В помещениях почти всегда было душно. Поэтому, когда сотрудники приходили в офис, они сразу включали кондиционер.

Во вторник утром так сделал и Василий: отпер ключом свой кабинет, дошел до стола, на котором лежал пульт, и нажал на кнопку, чтобы кондиционер заработал. На улице был июльский день, днем обещали больше тридцати градусов, поэтому холодный воздух казался особенно приятным. «Надо будет уйти попозже сегодня, когда жара спадет», - подумал Василий. Впрочем, он и так постоянно уходил попозже, так как занимал пост заместителя директора и отвечал за множество задач. В этот день – вторник – в расписании на утро стояло еженедельное совещание. До него оставалось полчаса, поэтому Василий решил просмотреть сообщения в корпоративном чате.
 
В чате ждало 23 уведомления. Вздохнув, Василий принялся читать первое сообщение.

«Василий Иванович, я никак не могу добиться от Бориса Семеновича оплаты за выставку во Франкфурте. Нам снимут бронь на стенд!!!! Там будут все в этом году – и «Вежливые андроиды», и «Арийский робоклон» и «Техасская Динамика», все топы! И китайцы приедут, как обычно. Нам нельзя пропускать!!!!».

Кто отправил сообщение можно было не проверять: с таким количеством восклицательных знаков писала только директор по маркетингу.

Василий открыл следующее уведомление.

«Сегодня видео-созвон с американцами поводу БС-13. Они хотят, чтобы мы рассказали про новую систему выражения эмпатии и про интерфейс для загрузки в робота воспоминаний из социальных сетей. Борис Семенович будет? Не отвечает мне на сообщения со вчерашнего вечера».

Это беспокоился Алексей - руководитель проекта по созданию нового автономного гуманоида БС-13. Робот БС-13 разрабатывался уже почти два года. Вместе с командой «Робо-завода» над ним работала группа психиатров из Каролинского института и несколько известных программистов, специализирующихся на машинном обучении. Планировалось, что благодаря совершенно новому механизму ведения беседы робот станет полноценным домашним компаньоном для одиноких и пожилых людей, а также поможет в лечении пациентов с депрессией и аутизмом. Проект был очень важен для «Робо-завода», специально под него привлекли инвестора, и все вопросы, связанные с БС-13, имели максимальный приоритет. Поэтому обычно директор компании по БС-13 отвечал оперативно. Сообщение о том, что он не подтвердил участие в созвоне удивило Василия, и тот напечатал ответ:

«Увижу Б.С. – поговорю с ним».

Пройдясь до кабинета директора, его заместитель обнаружил запертую дверь. Тогда Василий попробовал позвонить Борису Семеновичу, но у того телефон оказался выключенным. Через двадцать минут, когда подошло время начинать еженедельное совещание, директор фирмы так и не объявился. Решили начать без него.

Собрав коллег за большим столом в своем кабинете, Василий сперва обратился к Ольге, занимавшейся продажами.

— Оля, расскажите, пожалуйста, как ваши дела.

— В целом все выглядит позитивно, Василий Иванович. Мы продали двух роботов К-3 рекламному агентству, которое планирует использовать их на мероприятиях для развлечения посетителей. Поставили детали нашим индийским партнерам, так что те смогут самостоятельно чинить роботов без отправки назад в Россию. Сеть клиник «Семейное здоровье» купила пять настольных роботов…

— Как планируют использовать?

— Поставят в кабинетах автотерапии в своих клиниках. Робот будет проводить первичный опрос пациентов для составления списка обязательных ежегодных осмотров. Плюс планируют с помощью опросов выявлять людей с высоким риском диабета или депрессии и направлять их к диетологу или психотерапевту соответственно. У них там VIP-пациенты, поэтому вся профилактика включена в стоимость страхового полиса.

— Понятно. Какие-то проблемы есть?

— Да. Большие проблемы с семьей депутата, которому Борис Семенович продал робо-клона. Они не принимают сделанного нами робота, требуют вернуть аванс и, в случае невозврата, обещают устроить скандал.

—У робота какие-то дефекты?

— Нет. Депутат сказал, что у робо-клона уродское лицо, совсем не похожее на него, и что мы врем в рекламе про стопроцентную похожесть.

—Но вы ведь следовали стандартной процедуре производства, я так понимаю? Отлили лицо депутата в силиконе, подготовили схему раскраски черт лица по его фотографиям и так далее?

—Да, сделали точный слепок лица и окрасили силиконовую маску в точном соответствии с фотографиями депутата. Череп-основу роботу делали по стандартной схеме, с простановкой всех маркеров, замером плотности кожи на разных участках лица и так далее. Все сделано как надо. Но депутат говорит, что робот страшный!

— Ну, а как нам поступить, если депутат сам не красавец? – разозлился Василий. Он был уверен в качестве работы «Робо-завода» и не любил ситуации, когда клиентам надо было проводить сеанс психотерапии. — Борису Семеновичу позвонить надо. Раз он привел этого клиента, то, наверное, сможет разрешить проблему с ним. Хотя бы пусть оплаченный аванс назад не требуют.

— Поняла. – сказал Ольга, делая пометку в блокноте.

Василий продолжил опрос сотрудников.  Последним, кому он предложил сделать доклад, оказался руководитель разработки нового робота.

— Так, Алексей, давайте по БС-13. Краткий статус по тому, какие работы были сделаны за неделю.

— Закончили систему выражения эмпатии. Камеры в глазах робота работают хорошо, система распознавания эмоций после получения данных о состоянии собеседника отдает сигнал встроенному чат-боту, и робот озвучивает реплики сочувствия. Более точно настроили распознавание оттенков голоса, теперь все признаки депрессивного состояния в речи распознаются, можем полноценно делать диагностику. Так же на прошлой неделе много работали над системой авторемонта кожи: подобрали хороший эластомерный материал для кожного покрова, который сам затягивает царапины на теле робота. В течение недели-двух мелкие повреждения самоустраняются. Сегодня покажем это все американцам на видео-созвоне. Борис Семенович в итоге будет-то?

— Я пока не могу с ним связаться, Алексей. – ответил Василий.

— Ну так и я не могу связаться. А на созвоне будет CEO американской конторы, и хотелось бы с нашей стороны тоже показать директора. Да, еще важное про «полевые» испытания: завершаем первый этап тестирования БС-13 на фокус-группе, почти со всех участников уже отчеты получили. Только Нина, жена Бориса Семеновича, задерживает отправку электронной анкеты, и еще одна бабуля, которая на этой неделе попала в больницу. 

Василий предложил:

— Давайте я позвоню Нине, спрошу, где Борис Семенович, и заодно напомню про отправку анкеты по БС-13. Запишу это себе в задачи. На этом совещание окончено.

Все разошлись. Василий дозвонился Нине на мобильный. Разговор с ней, однако, оказался не очень продуктивным. Выяснилось, что Нина гостит у сестры, поэтому о месте нахождения мужа не в курсе, а отчет по тестированию БС-13 не готов, и когда будет готов, Нина пока сказать не может.

Подошло время обеда. Василий, как обычно, пытался что-то съесть на бегу, постоянно отвечая на звонки партнеров и сообщения сотрудников. Купил в автомате сэндвич, заляпал соусом из сэндвича рубашку, разозлился. Всю вторую половину дня Василия постоянно дергали по вопросам, на которые должен был ответить начальник, а дозвониться до Бориса Семеновича все не получалось.

К созвону с американцами в 15 часов директор так и не объявился, пришлось долго извиняться. Во время видео-демонстрации БС-13 обнаружились мелкие неполадки: робот подкачал не всю информацию со страницы тестировщика в социальных сетях и не смог ответить на контрольные вопросы про важные события в жизни этого человека. Потом при выражении эмоции «скепсис» у робота поднялась одна бровь, а вторая застряла на месте. Такие ошибки, допущенные по невнимательности инженеров и программистов, портили впечатление у потенциальных клиентов и сильно раздражали Василия.

Под конец дня случилась еще одна неприятность: менеджер по продажам Аня уже во второй раз забыла ответить на письмо потенциального клиента. Недовольный клиент пожаловался заместителю директора. Прочитав письмо с жалобой, Василий не выдержал, подошел к столу Ани и заорал:

«Аня, опять индийцы жалуются, что вы им коммерческое предложение не прислали. Сколько можно, Аня? Почему вы так долго отвечаете клиентам? Вы издеваетесь надо мной что ли? Я что, сам должен отвечать на все письма в компанию?!» - кричал он.
Выговорившись, красный от злости мужчина вернулся обратно в кабинет. Со всей силы захлопнул дверь, уселся за стол и попытался прийти в себя.

«Надо успокоиться», - подумал Василий. «Как нет генерального в офисе, так начинается бардак».

Заместитель поставил телефон в авиарежим, чтобы избавиться от бесконечных уведомлений. Попил воды, сделал серию глубоких вдохов и выдохов. Закрыл глаза и потер веки руками. Ещё десять минут, и всё, можно идти домой.

Тут Василий услышал, как поворачивается ручка двери его кабинета. Дверь открылась. На пороге стоял Борис Семенович.

«Нашёлся наконец-то» - успел подумать Василий до того, как заметил, что директор был очень, очень нетрезв.

— Привет, Василий! Работаешь? Молодец! Хорошо работаешь! – сказал Борис Семенович. Левой рукой он опирался на дверной косяк, а в правой держал бутылку виски.

— Здравствуйте, Борис Семенович. Не могли до вас дозвониться сегодня целый день. – ответил Василий.

— А я выключил телефон. И интернет выключил. Еще вчера.

Борис Семенович, пошатываясь, пошел в сторону Василия, остановился на секунду у стола, подвинул себе стул, сел.

— Так, Василий, ты должен мои указания выполнять. Доставай стаканы.

— Нет стаканов в офисе, Борис Семенович, только кружки.

— Значит, кружки.

— Посидите тут, я сейчас.

Василий вышел из кабинета, дошел до стола с кофемашиной в другом конце комнаты, взял оттуда две кружки и двинулся обратно. По дороге заметил, что в офисе уже никого нет. Зайдя в кабинет, поставил посуду перед начальником.

— Так, хорошо. Пей! – Борис Семенович налил виски в одну из принесенных кружек и подвинул ее к Василию. Затем налил виски в другую кружку.

— У вас какие-то проблемы, Борис Семенович? – спросил Василий и попробовал виски.
 
— Да, Василий, серьёзные проблемы у меня. Жена уходит. А кто виноват в этом? Ты! – директор ткнул Василия в плечо. Отпил из кружки, подпер голову кулаком и уставился на Василия. Образовалась пауза, Василию стало некомфортно.

— Борис Семенович, не понимаю вас. Я с вашей женой за пределами офиса не общаюсь, а здесь общаюсь, только если она к вам заходит.

— Не понимает он. Не понимает. Бс трынацть кто ей отдал, а?

— Что?

— Бэс трынацть кто жене моей отдал, а?

— БС-13? – уточнил Василий.

— Да! – Борис Семенович начал сердиться.

— Ну, я сказал доставить вам на дом БС-13 для тестирования, так как ваша жена попросила Алексея включить ее в фокус-группу. Мы договорились, что она напишет отчет о работе робота с перечислением ошибок чат-бота.

— Попросила ее включить в фокус-группу, ишь ты подишь ты! – заорал директор.
Василий не очень понимал, что так вывело из себя начальника. Предполагая, что разговор далее будет не очень приятным, решил сделал пару глотков предложенного виски.

Борис Семенович продолжил:

— А теперь слушай. Мы ваще классного, классного робота сделали, Василий! Прекрасного робота. Одна проблема – вы с Алексеем отдали его моей жене, а она не дура, Василий, Нина не дура. Она со всем софтом к роботу разобралась сама. По инструкции, которую Алексей сделал. Ну и что ей с роботом делать? У Нины депрессии нет же, лечиться не надо. Она сидит радостно дома, работать давно не надо, я даю деньги, не жизнь, а сказка. Ну она и решила потестить функцию компаньона. Понимаешь?

— Да. – Василий отпил из кружки.

— И она решила загрузить в робота мои данные, чтобы, значит, обучить его говорить, как я. Машинное, ёпт, обучение. Интервью мои в него загрузила, архивы моих страниц в соцсетях загрузила. Достаточно материала для обучения, да? А она решила опыт на роботе провести, значит. Загрузила еще письма, которые я ей до брака писал, и старые сообщения от меня из мессенджеров всех. — Борис Семенович осушил кружку и налил себе вторую порцию.

— Интересная идея, - осторожно сказал Василий.

— Дааааа, Василий, интересная идея, даааа! Дальше слушай! Прихожу я как-то с работы, вижу, она с этим роботом на диване сидит. В обнимку, значит. Мол, ей хоооолодно. А робот подогреваемый же. Ну я говорю, Нина, давай я тебя обниму, согрею? Не надо, говорит, мне и так тепло, а ты грязный и усталый, иди в душ. Ну ладно. Пошел в душ. Помылся, слышу из ванной, что она смеется. Болтает с роботом, он ей отвечает, а она смеется, радостно так, как девочка. Давно такого не слышал, удивился. Выхожу, говорю, Нина, что ты с ним такое обсуждаешь? Она не ответила по сути, тему перевела. Потом еще пару раз было – я возвращаюсь домой, вижу, что она с роботом только что сидела, общалась. О чём – мне не рассказывает. Мне обидно. Потом я в командировку в Швецию уехал, неделю меня не было. Вернулся – на кухне висят фото жены, которые робот снял глазными камерами, а Нина распечатала. И жена моя, видишь ли, переместилась на диван спать. С роботом. «Привыкла за неделю», — говорит, — «пока посплю тут, а ты можешь в постели, как обычно».

Борис Семенович замолчал.

— Так вы из-за этого так огорчились, Борис Семенович? – уточнил Василий.

— Дослушай. А вчера вечером знаешь, что было? Я прихожу с работы, как чёрт уставший. Нина сидит на кухне. Ну началось, «нам надо поговорить», вот это всё. И говорит мне Нина, что она почти не видит меня дома, не получает от меня никакой нежности и ласки. И забыла, когда последний раз по душам со мной беседовала. А робот, говорит Нина, ее понимает. Робот её называет ласково теми словами, которыми я ее раньше звал. Спрашивает, чем она расстроена, когда у нее грустное лицо, и пытается ее веселить. Когда Нина сердится, робот на нее не орет, а спрашивает, в чем дело, не то, что я, по словам Нины. А еще робот сказал, что Нина тестером систем искусственного интеллекта может работать. И Нина обрадовалась, представляешь? Я думал, она не хочет работать вообще! И еще, по словам Нины, робот теплый, мягкий, на меня молодого внешне похож и с ним приятно спать в обнимку. Он помнит все наши с Ниной свидания, и может вспоминать из них романтичные детали – ну, на основе моих старых сообщений. Обучился, скотина!
 
Голос Борис Семеновича прервался. Мужчина сделал глубокий вдох и продолжил:

— А меня вечно нет дома, потому что я живу на работе. И Нину не поддерживаю ни в чем, по ее словам.  И поэтому Нина от меня уходит. А робота берет с собой, и готова его купить у «Робо-завода». Успех, Василий, продали первый образец!

Борис Семенович изобразил аплодисменты и отхлебнул виски прямо из бутылки.
 
Василий не знал, что делать. Ему хотелось бы сказать что-то ободряющее, но на ум приходили банальные фразы типа «Борис Семенович, ну вы же намного лучше» или «Другую себе найдете». Вряд ли бы это улучшило ситуацию хоть как-то. Поэтому Василий предложил начальнику:

— Борис Семенович, мы ведь можем удаленно отключить БС-13 некоторый функционал. Хотите я завтра поговорю с Алексеем? Например, отключим терморегуляцию у робота. Или речевые реакции на эмоциональное состояние собеседника. А?

— Нет, Василий. «Я тебя породил, я тебя и убью» - такого не надо. Мы создали шедевр, давай признаем. Лучшее, что я сделал, гениальное. Тебе не жалко его портить? Нина – требовательная. Раз она хочет купить, значит и другие купят. Значит, меня запомнят как создателя популярного домашнего робота. «Муж Нины» в «Википедии» не напишут, а это - напишут. Пусть так и будет, понял? Но смириться трудно. Поэтому я пью. А сейчас машину вызову и домой поеду. Нины там нет уже, она к сестре с роботом уехала. Так что завтра ты тут вместо меня, а потом – как пойдёт. И бумаги сделай, чтобы Нине продали робота, ладно?

Закончив объясняться, директор фирмы с трудом встал из-за стола и, пошатываясь, направился к выходу. Василий с тоской подумал о том, что завтра надо снова прийти пораньше, потому что предстоит еще один день в одиночку разбираться со всеми проблемами «Робо-завода».