Раздел 4. К этносу и от этнического

Записки Охотоведа
Этнос являлся одним из наиболее точных обозначений человеческой общности, которая приобретает совершенно иное "звучание" в новых условиях. Этничность рассматривается как форма общественной организации культурных различий (самоидентификации), состоящей из характеристик, которые способны выделять и репрезентировать сами члены этнической общности.

Этносы же (народы), живущие в разных эпохах, как нередко и различные социальные группы одной и той же общественной формации, как правило, совершенно по-разному понимают и описывают действительность. Последнее время даже появилось понятие «сфера сознания», и некоторые ученые согласились, что в эту сферу сознания, можно иногда пробиваться: любая интуиция, озарение, внезапная догадка – это «пробой» (подобно электрическому разряду) в эту сферу.

Потеря естественных навыков выживания, и как следствие, все большая виртуализация жизни превращает живую природу в малоценный суррогат, компьютерный муляж, что обостряет серьезность проблемы антропогенной нарушенности природных гео- и экосистем, ландшафтов, биомов, экорегионов и иных классификационных единиц, обозначающих в различных форматах качественное своеобразие естественной природной среды человека. И этот процесс не прекращается не на минуту, достаточно очевидно, что не прекратится таковой и в будущем, возникает и не раз обсуждался вопрос – где проходит граница того, что можно и как уже делать нельзя?

Этнос как исторически сложившаяся общность людей (как и иные конструкты такого рода – племя, народность, нация) должна составлять социальную целостность, как и объединяющее своеобразие индивидуальных стереотипов поведения. Академик В.А. Тишков определяет феномен этничности как одну из форм идентичности человека и культурной традиции, "на основе которых существуют в различных конфигурациях и взаимосвязях человеческие коалиции (или группы), называемые этническими общностями (народами, национальностями или этнонациями).

В его же пояснении этничности, представляемой как «форма культурных различий, социальной организации», конкретизирующий современный исследовательский формат этнографии в большей степени предназначенный для анализа взаимодействия представителей разных культур в их объектно-субъектном противопоставлении.
Наиболее харизматично было «поднято», выражено и распространено в понятиях этноса и этногенеза – выдающимся ленинградским географом-этнографом – Л.Н. Гумилевым.

Л. Н. Гумилев подчеркивал, «что каждый этнос представляет собой оригинальную форму адаптации человека в биоценозе ландшафта», и называет такой ландшафт не только вмещающим, но и кормящим ландшафтом. К тому времени советская этнография (этнология, культурология) и "ветви географии" были кардинальным образом разобщены, и целостность восприятия потеряна. Но и ныне следует также учесть, что на современном этапе общий ход этногенеза в биосфере Земли достиг очень высокого уровня развития, а антропогенизация природы достигает своего максимума в урабанизированных ареалах с городской индустриальной застройкой.

Страшно здесь то, что эти глобализационные тренды текущего общественного и культурного «развития» не отображены должным образом в научном познании, и многократно искажены в отражениях многих проекций и тендезициозной подачи в масс-медиа. Это те природно-антропогенные геосистемы, которые с уверенностью можно рассматривать как вмещающие ландшафты определенного типа этносов. И если нужно от человека сохранение "пространства природы" то причем тут оказывается одна из социальных общностей - этнос?

Понятный вариант возможно показать через исторические судьбы и жизненную очевидность настоящего существования этносов, но если для "больших народов" необходимую для народа функцию - проживания, поддержания и заботы о конкретной территории обеспечивает государство, в той или иной степени, то для малых этносов ее оказывается недостаточно.

Усилить понимание последствий данного процесса можно посредством продвижения четкой позиции того, что только география адекватно способно «вписать» категории пространства и времени, не только в природу, но и в социум и культуру.Но сделать это на основании лишь только традиционных приемов картографирования нельзя, поскольку корректно вычленить, пространственно локализовать все современные крупные суперэтносы, особенно это заметно при составлении географических карт этнического состава.

В философии, науке (и не только географической), художественном и обыденном процессах познания, в религиозных, мистических и духовных практиках, феномен обращения к ландшафту приобрел массовый характер. В этой связи абстрактного пространства на Земле просто не существует, следовательно, «любой его локус, очерченный объективно идентифицируемыми границами, это, прежде всего, ландшафт, а уже потом какое-либо «пространство».

И если на местности появляются географические объекты с именами собственными, то эта территория считается включенной в жизненное пространство человека, и наоборот, если территория не освоена человеком, на ней нет объектов с именами собственными. С позиции культурной географии регион обозначается как «территориальная социокультурная общность наиболее значимых, устойчивых и динамичных параметров среды жизнедеятельности людей» (С. 143).

Природа не фатально определяет судьбы человеческих обществ, а лишь открывает различные возможности, которыми человек не всегда может и умеет воспользоваться.Будущее Земли имеет ориентация решений, подчеркивает принципы совместного проектирования и решения проблемы интеграции в различных масштабах в стороны, что особенно важно в азиатском регионе и, относящиеся к географическому аспекту «Всемирной Повестки дня».
 
Этнос как исторически сложившаяся общность людей (как и иные конструкты такого рода – племя, народность, нация) должна составлять социальную целостность и объединяющее своеобразие индивидуальных стереотипов поведения. Этничность рассматривается как форма общественной организации культурных различий (самоидентификации), состоящей из характеристик, которые способны выделять и репрезентировать сами члены этнической общности.

Следует упомянуть еще о многих социально-биологических представлениях – о популяционном распространении человека, а также обращать внимание на те биологические особенности человека, которые уникальны во его взаимосвязях со средой – это прежде всего изготовление и использование орудий труда (деятельностный подход), создавший один из краеугольных камней научного материализма (К.Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин).

Этнические маркеры формируются в современных условиях на различных принципах в зависимости от того, как и чем будет отличаться одна общность от другой. Что касается этноса то от Л.Н. Гумилева произошло убеждение и признание о том, что ландшафт является "месторазвитием" этноса. Ландшафт, окружающая природа, среда медленно, постепенно, начиная с детских лет влияют на индивида, но влияют не непосредственно, а через его язык, через межэтнические и межъязыковые контакты людей, через их совместные производственные отношения, через смешанные браки, через подселение и вживание в иноязычную среду, через билингвизм и бикультуру.

При чем здесь оказывается география? И чтобы ответить определимся с тем, что изучает география? И как она способна ответить на поставленные выше вопросы?
География исследует объективно существующий материальный объект - географическую среду Земли в качестве условия, сферы и материального основания развития человеческого общества с особым вниманием к изменениям, которые влияют под воздействием человека на окружающую его среду, как и в обратном отношении.

Путей для исчезновения важнейшей природной связи много, признаками же служит то, что постепенно, но заметно разрушается структура и функциональность природной среды, вместе с этим ухудшается качество жизни и условия обитания самого человека, в такой степени, которое невозможно бывает "выправить" искусственно.
Этнос приспосабливается к определенному ландшафту уже в момент своего формирования, и способен существовать ограниченное время в пределах предопределенной некими космическим договоренностями территории.

Система связей этноса и ландшафта в большей степени продукт культуры, а не просто отдельных наблюдений за природной средой. Ее направленность ведет к прояснению специфики взаимодействия человека и окружающей его среды, пространственно-временные отношения человека с природой лежат в основе любых отношений человека с окружающим миром и влияют всегда на его мировоззрение.  А если обратится к тезису, что ландшафт является рамкой культуры некого социума  (В.Л Каганский), то установление закономерностей взаимоотношений человека и ландшафта и проявлений антропогенной эволюции ландшафтов основывается на «сквозном» ландшафтно-историческом исследовании территории с сопряженным изучением ландшафта и времени, ландшафта и хозяйственной деятельности.

Этносам свойственно сознание и чувство принадлежности к данной общности — этническое самосознание. «Мы – нечто большее, чем индивид: мы сверх того вся цепь, вместе с задачами всех этапов будущего этой цепи. Самосознание членов этноса как бы фокусирует представление об общности происхождения и исторических судеб входящих в него людей. И в чем бы конкретно ни находило свое выражение этническое самосознание, сам факт его проявления, отделения в сознании людей с одними этническими признаками от людей с другими этническими признаками знаменует формирование нового суперэтноса.

В то же время как показывает практика и результаты многочисленных социологических исследований, индивид, не идентифицирующий себя ни с цивилизаций, в рамках которой разворачивается его деятельность, ни с культурой той нации, к которой он принадлежит по факту своего рождения, ни с той точкой географического пространства, называемой «малой родиной», ни с тем периодом времени, который обозначается как определенная историческая эпоха, оказывается вне системы сложившихся связей и отношений, сформировавшихся в данном социуме в процессе его исторического развития.