Как горбачёвский плюрализм разбудил национализм

Анатолий Емельяшин
                Как горбачёвский плюрализм разбудил национализм.
                Из записок начала двухтысячных.

          С началом «перестройки» жители СССР впервые столкнулись с национализмом в полной его отвратительности и жестокости. Это было так неожиданно, что рядовые граждане не могли понять, что происходит и, тем более, объяснить происходящее. А СМИ, как обычно, молчали.

          Национализм в СССР существовал всегда. Как не стремилось руководство пропагандировать «дружбу народов», дружба эта существовала только на низовом, бытовом уровне. Местные национальные элиты всегда считали титульную нацию главенствующей и ставили её над прочим населением, не входящим в «титульное». Все руководящие посты в советских и силовых структурах занимали представители «титульной» нации. Конечно, бывали и исключения, когда на самые высшие посты в республиках утверждались и присылались представители Москвы.

          Перестройка с её плюрализмом и гласностью эту «дружбу» разрушила. Многие назвали это явление проявлением национального самосознания. Но это «самосознание» привело в конечном счёте к массовым конфликтам на национальной почве, погромам и бегством «нетитульных» наций с мест проживания.
          Более всего это проявилось в республиках Средней Азии. Первый этнический конфликт с погромами возник в Узбекистане. Конкретно – в Ферганской долине. Чем насолили узбекам проживавшие там с 1944 года высланные турки-месхетинцы осталось неясным. Но первые погромы были направлены против них.  Поджигались их дома, избивались все от детей до стариков, доходило до убийств.  Узбекская милиция бездействовала, а может и покровительствовала погромщикам.

          Как попали турки в Узбекистан – это другой вопрос. И были ли они чистокровными турками? Известно, что они были жителями Месхетии – одного из грузинских княжеств и турками звались так как исповедовали ислам. Так что были они не чистокровными турками, а одной из грузинских народностей с турецкими корнями. Большая часть этой народности проживала всё-таки в Турции.
          Серьёзность положения привело к эвакуации месхетинцев из районов погромов. Вывозились даже вертолётами воинских частей.
          Грузия отказалась дать приют этому своему племени и они рассеялись по многим странам. В Союзе их осталось не более  нескольких процентов, в основном в Краснодарском крае.

          Через год возник конфликт с погромами и убийствами в городах Ош и Ургенч. Киргизы ополчились на узбеков, взывавших об автономии районов собственного проживания. Опять взаимные погромы и убийства.

          Через год-два этнические бесчинства охватили уже все среднеазиатские республики бежать из них начали и русские. Кроме того в Таджикистане разразилась гражданская война между группировками, претендующими на власть. Эта война «вовчиков» и «юрчиков» давление на русскоговорящее население не устранила,  а даже усилило. Начался массовый исток русских. Это привело к остановке промышленных предприятий (работали там в большинстве русские) и развалу экономики.

          Местную элиту экономика не интересовала, её интересовала только власть. Власть элита получила, а население бросилось в трудовую миграцию в Россию. В своей стране работы не было – с выселением русских зачахла экономика и работу пришлось искать у тех же русских, которых в порыве «самосознания» изгнали из страны.

          То же самое происходило и в Киргизии. В первой половине 1990-х годов из Киргизии в Россию выехало 300 тысяч русских, и этот отток продолжается и в двухтысячных.
          Не смотря на «гласность» в СМИ всё это не освещалось. Народ узнавал про эти конфликты и бегство из среднеазиатских республик русскоговорящего населения только от сбежавших из этих зон переселенцев.
          Я тоже узнал от бывших родственников, сбежавших из прелестного городка Кара-Балты. Брат моей бывшей супруги Игорь Максимов, в начале двухтысячных разыскал меня и многое рассказал о событиях в Киргизии и в его городке Кара-Балты.

          Этот чисто русский город расположен в 60 километрах от Фрунзе-Бишкека. И знаменит он был своей закрытой частью, где располагался горно-рудный комбинат по обогащению урановой руды.
          Мои родственники жили в частном секторе, в шаговой доступности от центра этого городка. Тесть выращивал на небольшом участке в открытом грунте помидоры и прочие овощи, а весь двор был увит лозами с разными сортами винограда.  На его участке я впервые увидал, как проводится искусственное орошение из журчавшего между садами арыка через систему неглубоких канав в этих садах.

          По перестроечной конверсии комбинат был закрыт. И сразу же население городка превратилось в безработных. А потом в городок хлынули киргизы. Непонятно откуда. Как будто через горы, как встарь, хлынули орды Батыя. Русские подверглись этнической травле. Стали уезжать бросая квартиры и дома. Киргизы жильё не покупали: «Всё нашим бесплатно будет!»
          Более или менее действенное сопротивление «национальному самосознанию» смогли оказать только потомки казаков, заселивших край в период колонизации Азии. Сёла Калининское и ряд других по тракту Бишпек-Чу создали дружины самообороны и отстаивали своё право на жизнь здесь.

          Со временем всё немного утряслось. Но разборки властных элит продолжаются и в наши дни. Страна переживает затянувшуюся на десятилетия революцию.
          А мне вдруг вспомнилось, что и я мог стать беженцем. Ведь был момент когда я с семьёй чуть не переехал в Киргизию на постоянное место жительство. Но это уже другая тема.