О Мурке, совторговле и израильской ночи

Юрий Лучинский
Всё гениальное просто....

***

В семидесятые годы имел негативный экспириенс торговой работы.
Студентом-вечерником юрфака работал юрисконсультом в Ломоносовском горторге.
Предложили взять магазин. "Культтовары". Куда опытного торгаша на веревке не затянешь. Хлопот много, навара мало.

Согласился. Назначили.

Магазин большой. От гитарных медиаторов до hi-fi аппаратуры.
На витрине пылятся скрипки. Каких-то совиндустриальных гварнери. Для музкружков заводских клубов. По двадцать пять рублей за штуку.

Как-то в обед остаюсь в кабинете, дописывая бумажки.
Выхожу в зал. Цепляюсь взглядом за скрипки. Беру одну. Рассматриваю. Соображаю. Интересно.
Беру смычочек. Кручу винтик. Лесочки натягиваются. Канифолькой из баночки с прилавка их натираю. Где-то слышал, что так положено.

Понятия не имею, как скрипка настраивается. Изображаю из нее шестиструнную гитару. С "ми" на первой струне. И на кварту ниже все следующие.
Еложу смычком. Выбираю положение, при котором он извлекает звуки наименее поганые.

Слухом не обижен. Зрением тоже. Прикинуть на гладком грифе точки предполагаемых ладов нетрудно. Как и подкорректировать точку прижатия струны по слышимой лаже. Дальше дело техники...

Возвратившиеся через час продавцы приобалдевают. Видя начальника посреди торгового зала. Наяривающего на скрипке "Мурку" и "Семь-сорок".

***

Дальше паганиньевский эксперимент не пошел.
Торговый тоже. Через год уволился без порток от недостачи, поняв, что это не мое. И обретя осознанное уважение к торговым работникам.

***

Вспомнил об этом вчера ночью.
На очередном международном клезмер-фестивале в Цфате. Слушая нашего виртуоза Саню Кройтора.
Черт его знает. Может быть я в жизни что-то потерял?

15.08.2019