О фильме Опасный поворот 1972 года

Наталия Май
               
     О фильме «Опасный поворот» 1972 года

Одна из самых популярных и обсуждаемых во всем мире пьес – «Опасный поворот» Пристли, у меня самой она была зачитана до дыр еще в детстве, буквально выучена наизусть, настолько она меня завораживала. В интернете много дискуссий как о пьесе, так и о постановке Владимира Басова. Есть и фантазии (фанфики) о том, как могли бы развиваться дальнейшие события в пьесе (одну из таких фантазий когда-то писала и я). Владимира Басова я очень уважаю как комедийного актера, гения эпизодических ролей, режиссера, но в его постановке пьесы Пристли не все совпало с моим внутренним видением героев. Это естественно, стопроцентных совпадений вообще никогда ни у кого не бывает. Но были вещи и такие, которые явно бросались в глаза и не могли ускользнуть от внимания театралов.

Такая героиня, как писательница мисс Мокридж, не так уж важна, она ни в чем не участвует, а присутствует в самом начале просто наблюдатель, поэтому разбирать игру Руфины Нифонтовой я не взялась бы. Хотя, понятно, что это не лакей, который говорит «Кушать подано», но это все же не значимый персонаж. Любую актрису можно было бы соответствующим образом загримировать как женщину средних лет, лишенную особой привлекательности, чтобы она подавала свои первоначальные реплики. Она – некий инструмент для раскрытия основных, значимых для сюжета и автора героев.

С моим видением героев совпали – Роберт (Юрий Яковлев), Фреда (Валентина Титова) и Гордон (Александр Дик). Вот их я буквально себе представляла именно так – вплоть до внешних деталей. А это уже – большое количество совпадений. Роберт – кажущийся очень значительным, с классически правильной внешностью, демонстрирующий благородное негодование по поводу несовершенств окружающих (в то же время в его поведении должна ощущаться едва уловимая ирония автора – она явно присутствует в реакции Фреды, Стэнтона на его патетические декларации). Постепенно он должен «сдуться» на глазах у зрителей – как воздушный шар, такова степень его внутреннего опустошения. Фреда – красивая эффектная хозяйка дома, в поведении которой должны сочетаться жизнерадостное гостеприимство, лукавая ирония по отношению к окружающим и в какой-то момент прорвавшийся внутренний надрыв (безумная неразделенная любовь к покойному Мартину, брату Роберта). Гордон – молодой симпатичный парень, который кажется легкомысленным и беспечным, а на самом деле форменный психопат и истерик, подпавший под гипнотическое влияние Мартина (и, возможно, это влияние разрушило его личность) и впадающий в напыщенный обличительный яростный тон. Здесь явный намек на бисексуальность Мартина – отношения и с Фредой, и с Гордоном, которые безумно ревновали его друг к другу и «перетягивали» как канат каждый в свою сторону. А он только смеялся над ними.

Актеры Юрий Яковлев, Валентина Титова и Александр Дик, на мой взгляд, практически идеально подобраны. Они полностью справились со своей задачей и вжились в персонажей.

А вот трех других героев – Стэнтона (Владимира Басова), Олуэн (Антонину Шуранову) и Бетти (Елену Валаеву) – я представляла совершенно иначе, чем режиссер фильма.

Прежде всего – Бетти… Это явный провал. Понятно, что для этой героини не менее, чем нежный внешний облик, важен и голос… Не может херувимоподобная Бетти разговаривать скрипучим голосом как какая-нибудь Элиза Дулитл. Очарованный ею Роберт, услышав от такой Бетти, как Елена Валаева, хоть одно слово, хоть один звук, должен сморщиться… Его передернет, и чары развеются за секунду. Эта милашка должна иметь очаровательный голосок. Оказывается, мелодично сюсюкать не так уж и просто, раз у Валаевой это не получилось… Да и взгляд ее выдает натуру цепкую, приземленную донельзя, достаточно простоватую… она выглядит не как ангелочек, а как какая-нибудь втирающаяся в высшее общество принарядившаяся продавщица. (Я, кстати, как раз думаю, что она более низкого происхождения, чем остальные, и не из богатой семьи – об этом говорит ее линия поведения со Стэнтоном, у которого она старается выцаганить дорогие подарки за интимные встречи. Но тем не менее она ДОЛЖНА выглядеть и разговаривать так, чтобы ввести зрителей и Роберта в заблуждение.)  Басов вводит такую реплику в уста Роберта: «Изящно упакованная мерзость». У Пристли этого нет.

Я считаю, что Стэнтон – это не роль Басова… при всем моем к нему уважении. Он слишком интеллегентен, слишком эмоционально отстранен… Подчеркивается, что Стэнтон относится к другому типу внешности по сравнению с Робертом, Мартином и Гордоном. Он не классический красавец. Но от него должно исходить ощущение силы. Есть мужчины, которые привлекательны именно этим – они могут быть не высокими, не отличаться правильными чертами лица, но при этом, что называется, брутальными. В Басове этого нет. Он должен транслировать определенные эмоции – жесткость, безжалостную деловую хватку, ядовитый сарказм, в какой-то момент прорвавшееся презрение ко всем окружающим за одним-единственным исключением… и это Олуэн.

Олуэн Антонины Шурановой получилась слишком вялой, вообще какой-то замороженной… В рецензиях пишут, что это обозначает внутреннее опустошение героини (она вроде как эмоционально мертва, потому что ее иллюзии еще до начала спектакля были разрушены).

Но тем не менее она, хоть и женщина утонченная, при этом еще и деловая. Она не сидит целыми днями в гостиной (как можно подумать, глядя на Шуранову). Она зарабатывает себе на жизнь. В ней должны ощущаться энергия, темперамент, огонек… Пристли описывает ее как «интересную брюнетку», она должна быть привлекательна. Но не для Роберта, который просто предпочитает другой типаж – более слащавый, приторный. Олуэн может быть женщиной, во внешности которой есть некая перчинка.

Она достаточно мягкая, но не слащава. Но если в поведении Бетти должны проявиться крайности (сначала сюсюканье, потом бешенство), то у Олуэн все умеренно (в меру покладиста, в меру тверда). Она – человек, лучше всех «дружащих» с чувством меры. Пофантазировать, какие актрисы бы подошли на эту роль, было бы интересно…

Зрители по поводу этой постановки высказывают разные мнения, но абсолютное большинство сходится на том, что Стэнтон – не Басов. Относительно Шурановой и Валаевой – это только мое восприятие. Я, конечно, его не навязываю никому.



P.S. Другие мои публикацию на эту тему:
http://www.proza.ru/2016/09/17/1618

http://www.proza.ru/2012/07/07/818

http://www.proza.ru/2006/04/14-203