Об империатрице Феодоре и её мытарствах на суде

Михаил Ханджей
«Господи, яже во многие грехи впадавшая жена»
                Изречение  монахини Икасии (Кассия Константинопольская)
 
Феодора (греч. — Божий дар, 815—867 гг.) — византийская императрица, жена императора-иконоборца Феофила, регентша (842 — 856 годы) при своём сыне императоре Михаиле III.
 
Почитается христианской церковью как святая за восстановление иконопочитания.
 
 Историки отмечают, что фактическая власть в империи в период регентства Феодоры принадлежала логофету Феоктисту, имевшему огромное влияние на Феодору. Он добился права жить в императорском дворце, это порождало слухи при дворе насчет характера его отношений с императрицей. Феодора даже думала выйти за него замуж или выдать одну из своих дочерей, а чтобы освободить ему дорогу к полной власти, она была готова по примеру императрицы Ирины ослепить своего сына.

 Сын Феодоры, молодой император Михаил III, отличался несдержанным поведением и заслужил у современников прозвище «Пьяница». Он устраивал оргии, заставляя одного из собутыльников играть роль шутовского патриарха, а всё сборище делал шутовским духовным собором, подражая церковным церемониям.
 
 Вскоре, согласно Продолжателю Феофана, Феодора с 4 незамужними дочерьми была насильно пострижена по приказу своих братьев и сына-императора в монахини и заключена в константинопольском дворце Кариан. Там она вела тихую частную жизнь
 
 В период регентства Феодоры начались преследования людей, отрицающих иконопочитание. Диль сообщает, что она мечтала о славе истребления еретиков, и по её приказанию павликианам было предложено на выбор: обращение в православие или смерть. После отказа павликиан изменить религиозные убеждения в местность Малой Азии, населённую ими, были направлены с карательными экспедициями три военачальника: Аргир, Судал и Дука. От рук императорских инквизиторов под пытками погибло около ста тысяч человек: «одних павликиан распяли на кресте, других обрекли мечу, третьих — морской пучине. Около десяти мириадов составляло число загубленных, их имущество было отправлено и доставлено в царскую казну». Гонения на павликан начались задолго до прихода Феодоры к власти. Обороняясь, те вступили в военный союз с мусульманами и совершали набеги на византийские владения. Несмотря на истребление павликан при Феодоре, секта потерпела поражение значительно позднее в 871 году, но церкви не удалось окончательно уничтожить ересь.

 Мытарств всего 20, ими управляют нечистые злые духи, которые пытаются забрать душу человека в ад. Мытари — падшие души, которые стараются обличить душу человека в содеянные грехах, стремясь обнаружить в ней страсти

Из двадцати жизненных мытарств Феодоры, византийской императрицы, жены императора Феофила, примечательны шестнадцатое, семнадцатое и восемнадцатое. На мой взгляд, они характеризуют её не с позиций человека борющегося за моление «рисованным лялькам» то есть рисованным  иконам, а с позиций обыкновенной женщины, которой (... ничто человеческое не чуждо), как и мужчине - Карлу Марксу и всем остальным.

Читаем и делаем выводы из прохождения мытарств после смерти  подсудимой женщины: 
  Из 16-го явствует – «...Бесы вынесли свиток, на котором было написано, когда Феодора согрешила, в каком месте, в какое время...». Она призналась.
  На 17-ом мытарстве, где говорилось о прелюбодеянии: «... грешен тот человек, который жил в супружестве и не сохранил верности». И что за «...блуд и за всякое любодеяние и за всякие страстные помыслы человек истязается».Было доказано, что Феодора многократно была грешной в прелюбодеянии. Ей пришлось признать справедливость обвинения.

 МЫТАРСТВО 18-е после вышеизложенного (16 и 17), достигло мытарства содомского, где истязуются грехи, несогласные ни с мужским, ни с женским естеством, а также совокупление с бесами и бессловестными животными, и кровосмешения, и другие тайные грехи этого рода, о которых стыдно и вспомнить.
 
 По доказательству, "Бесы хотели забрать Феодору к себе. Но Ангелы много спорили, покрыли грехи её земные, и, едва смогли искупить Феодору.  И тогда они прошли дальше...(земную Женщину познесли в святые. прим. автора).
 
P.S. По моему убеждению, Блаженная Феодора мало чем отличается от  Сятой Терезы-Блаженной Людовики Альбертини.
 
* Мытарство - страдание, мучение, испытание, притеснение.