Помоги Богу

Капустин Избранное
                (Из записей Марка Неснова)

                Бог хороший мастер,
                Но и он нуждается в помощи.
                Баскская  пословица.

С самого детства я знал, что Вовка Зыбин влюблён в Надю Мягкову, мою  соседку - красавицу.

Но она не обращала на него никакого внимания, а когда его забрали в армию, вышла замуж за офицера и уехала с ним в Германию.

Германия от нас была так же далека, как и Луна.

Надя приезжала из Германии в таких нарядах, какие мы видели только в трофейных фильмах.

В каждый свой приезд, она дарила мне какой-нибудь диковинный подарок, потому что наши семьи всегда дружили.

       Вовка Зыбин вернулся из армии, но на девушек даже не смотрел.

Ему нужна была только красавица Надя.

С горя он начал выпивать.

Но потом резко бросил пить вообще и поступил в кораблестроительный институт.

Видел я его редко, потому что днём он работал, а вечером учился.

А  у Нади что-то с мужем разладилось, и она вернулась  домой с кучей чемоданов заграничного добра.

Начала  встречаться с Вовкой, и вскоре вышла за него замуж.

Счастливее Вовки, казалось, на  Земле человека не было.

Он продолжал работать и учиться, а Надя пошла работать куда-то в бухгалтерию.
Вовка робко настаивал, чтобы она пошла в техникум, но Надя не захотела.

Через два года родила Надя дочку Верочку.

Вовка был на седьмом небе от счастья.

Как-то под осень, когда Надя с дочкой вернулись из деревни от бабушки, я увидел её у их летней кухни.

Она, очень пополневшая, в каком-то затрапезном платье, сидела над тазиком с овощами, некрасиво раздвинув оголённые ноги.

Весь её неухоженный и унылый вид представлял собой неприятную картину.

А уж привлечь мужское внимание точно не мог.

На ногах у неё были материнские  калоши  на босу ногу.

Мне стало даже неловко за неё.

Потом я всё чаще и чаще видел её такой некрасивой.

И хотя я был лет на семь моложе Нади, я попытался обратить, по старой дружбе, её внимание на опасность такого поведения в супружеской жизни.

Она только рассмеялась:
-Куда он от меня денется!

…Так получилось, что наши пути надолго разошлись.

Встретил я Надю лет через пятнадцать, когда на месте нашего двора уже стояли пятиэтажки.

На улице я прошёл бы мимо, настолько она подурнела и обабилась.

Другого слова и не подобрать.

Она очень обрадовалась мне и позвала выпить чаю со свежим абрикосовым вареньем.

Мы пили вкусный чай в её трёхкомнатной квартире, и она жаловалась мне на свою несчастную жизнь.

Вовка от неё ушёл уже давно, и живёт она теперь с дочкой и матерью, которая часто болеет.

-А помнишь, как этот подлец ночами спал на лавочке у моей калитки.
А какие слова говорил.
Даже плакал!
Обещал всю жизнь на руках носить.
А как стал большим начальником, так и не нужна  ему стала.
Вот и верь мужикам после этого.

Хотелось мне сказать ей о том, что Вовка тогда всё это говорил и обещал совсем другой Наде.

И о том, что мы говорили с ней об этом много лет назад.

Но ничего я ей не сказал.

К тому времени уже знал, что отказаться от своей натуры и привычек человеку почти невозможно.

А советовать что-либо вообще бесполезно.

Мы тепло расстались, и я пожелал Наде здоровья и счастья, в чём сам очень сомневался.

Казавшийся ранее  сомнительным советский лозунг о том, что человек сам кузнец своего счастья, стал для меня более очевидным и убедительным.