Живоносный источник имён

Гайкова Нина Николаевна
        Цикл Очерков «Небесное, в земном воплотившееся».
       Часть четвёртая «Отражение Света Фаворского».
   Финал. Глава вторая «Живоносный источник имён».
               Каких имён?! Конечно же, улиц, площадей и целых районов. Храмы, монастыри, как известно, – главный их источник. Потому-то и пытались  пришедшие к власти бесы святые имена стереть, заменив их богоборческими. Ну да, Слава Богу, всё к истокам  своим возвращается…
 Итак, продолжаем… В центре Москвы есть Храмы, именуемые «Большое» и «Малое» Вознесение – просто по величине. А у нас же теперь  - «Большое» и  «Малое» Преображение.
    Мы ещё вправо от того перекрестья в Преображенском не направлялись.
 Несколько остановок на любом трамвае - и вот на повороте маленький деревянный, похожий на видение, Храм цвета небес на заре, словно сам из зари явленный. Как говорит история, единственный, деревянный храм, что сохранился из построенных в 19-ом веке. Он и есть «Малое» Преображение.
 А один из приделов  в честь Матушки-Заступницы освящён – Образа ея Тихвинского.
(По преданию, во время возведения одного из храмов в честь Образа Сего явилась во сне сама Матерь Божия одному из мастеров и сказала, чтобы крест на куполе деревянный поставили. Да не послушались строители – разве для Прославления Матери Божией им металлического жалко?! Но когда стали крест устанавливать, вдруг упал он на землю вместе с мастером. Только не разбился никто и не покалечился. Ведь ничего скверного                трудники не сотворили – просто, из небольшого тщеславия, непослушание проявили).
  В честь Образа Сего Чудотворного возведён один из храмов в Алексеевском.                Тот, в котором пять престолов, у которого купола как тёмное небо, звёздами усыпанное. Он у нового выхода метро ВДНХ – на 11-ом трамвае  отсюда доехать можно. 
А ещё один в Сущёве – недалеко от станции  метро Новослободская. Там и переулок                в честь Образа Сего  имя получил. Тоже не за тридевять земель... 
  А другой придел – такое нечасто бывает – освящён в честь двух Святых - их жизнь земную более двух тысячелетий разделяет. Того Самого Пророка, в честь которого Белый Храм в Черкизове возведён, и всей России известного Московского Митрополита, исцелившего от слепоты жену хана – за что тот в благодарность некоторые свободы Руси даровал. (Мощи Святителя в 1947 году из закрытого для посещения Московского Кремля в знаменитый Собор, что в Елохове, на грузовике везли  - вместо положенного крестного хода... Главное, что для народа русского поклонение Святым Мощам Митрополита возможным сделалось)…
    Напротив Главного Алтаря три образа соборных - Новомучеников                и Исповедников Многострадальной России, Всех Святых, в Земле Русской просиявших. А между ними … Образ Святых двадцатого века – вернее, - Святые, прославленные в 2000-ом году, - миряне, иноки, Священномученики! Образа сего ни в одном из храмов, о которых беседа велась, ещё не видели....
  В годы окаянные устоял маленький деревянный, похожий на видение Храм  перед волнами богоборчества! Не прекращались здесь Литургия, Всенощное Бдение                и молебны…
   Невольно вспоминаются времена, что называют «Вторым Крещением Руси»  - начало  девяностых, когда Храм Христа Спасителя ещё места своего предначертанного не занял.
 Как-то раз Богослужение в Святую Ночь Рождества по очереди из четырёх храмов транслировалось. И вот одним из них был этот деревянный Преображенский  Храм цвета зари, что в Богородском.  Остановка на повороте так и называется «Богородский Храм». Чтобы путаницы не было: Храм Преображения Господня, а в честь Пресвятой Богородицы  всё бывшее село – ныне вся часть Восточного Округа названа, как  Преображенское  - в честь Праздника Двунадесятого. Потому что центром (пусть не «географическим») любого села всегда был Храм. Потому что любой город, любое поселение, Крестом не осенённое, зияющей пустотой становится, несмотря ни на какие достижения цивилизации…
    «Второй Спас…яблошный, Спас-Преображение, яблоки кропят. А почему? А вот. Адам-Ева согрешили, змей их яблоком обманул, а не велено было, от греха!                А Христос возшел на гору и освятил. С того и стали остерегаться. А который                до окропенья поест, у того в животе червь заведется, и холера бывает. А как окроплено, то безо вреда».
    Небезызвестный нам М.П.Горкин маленького Ваню - будущего автора «Лета Господня» перед  поступлением в гимназию наставляет, объясняя суть Праздника Преображения Господня. Пусть и не канонически, но от всего верующего сердца. Главное – что «Христос  освятил» - и после этого уже ничего не страшно! Так, конечно же!
    Ведь и слово само Преображение от «Образа» происходит. Потому что взошёл Спаситель Наш  на Фавор в преддверии Искупительной Жертвы за грехи мира сего!
«Преображение Господне… Ласковый, тихий свет от него в душе — доныне» - эти слова И.С.Шмелёва, конечно, не только о голубом небе над садом и нежарком солнце. «Свет в душе» -  прежде всего Свет Фаворский! …
  Мы же завершаем беседу  - и не только о Великом Дне Преображения Господня,                но  и о Небесном, в земном воплотившемся – невозможно же необъятное объять.
Снова вспоминаются слова Святителя Николая Сербского: «То, что свершилось                на небе,  свершилось  и на земле;  то, что свершилось в вечности, свершилось и во времени… И вот, то, что однажды свершилось на небе и на земле, должно свершится и в тебе».
          Дай Бог, чтобы свершилось!