Открытка

Ирина Кантемирова 2
Родная улица, родительский двор. Мама всегда ждет меня на обед  – она пенсионерка. Подходя  к калитке,  уже чувствую  вкусные запахи .Садимся вместе за обеденный стол, обмениваемся новостями, я спрашиваю ее о здоровье, рассказываю ей о внучках. Так было изо дня в день.
Но однажды, в один из майских дней, я, как обычно открыв знакомую калитку,  не увидела никаких признаков обеденных хлопот. Прошла через кухню  в комнату и увидела маму,  лежащую на кровати.  Глаза ее были прикрыты.
–  Мама,  – тихо позвала я.   
– Доча, это ты? – спросила она слабым голосом. – У меня сегодня поднялось давление, ты сама разогрей себе обед, а хочешь  –  яичницу пожарь.
–  Мам, не волнуйся за меня.  Скажи, ты таблетки принимала?  А куда ты ходила сегодня?
В ответ она кивнула, закрыв веки. Через несколько минут  я услышала опять ее голос.
–   Иди за этот стол обедать и послушай,  где я была. Ходила я  сегодня в Сельский совет, –  назвав так по привычке местную администрацию, начала она свой рассказ. – Дело в  том, что субботу я и  Ефтеевна сидели на лавочке возле ее двора. Подошла к  нам соседка Соколова.
– Привет, с прошедшим вас Днем Победы! Всем здоровья, все остальное посадим в огороде, будем доедать с подвалов или от детей подарков будем ждать. Кстати, 8 мая я уже открытку поздравительную получила, –похвасталась она.
– Да, открытку в самый праздник, 9 Мая,  я  утром вынула из почтового ящика- подтвердила Ефтеевна.
– Ты представляешь, доча, а я сижу и глазами хлопаю. Молчу. Я никакой открытки не получала, – в сердцах произнесла мама. Голос ее дрожал, мне казалось, что она сейчас расплачется.
– Вот я сегодня пошла узнать, почему мне не прислали поздравительную открытку с праздником Победы. Ефтеевна, ладно, старше меня, она в войну работала в госпитале, Соколиха – приезжая, и где она работала в военное время, мы не знаем, но и ее не забыли поздравить...
Я родилась и живу здесь, в станице, всю жизнь. В школу пошла перед войной. Во время войны, когда немецкая разведка дошла до нашего района, школы закрыли. Нас, детей-четвероклассников послали в колхоз работать. Сторожили на вышках виноградные сады, потом убирали всю осень виноград, на зернотоке кукурузу очищали, огороды копали... Видела бы ты мои мозоли тогда. Работали мы за кусочек макухи…. Бегали в лесочек искать кислички или, если повезёт, дикие грушки. Голод, холод, с обувкой у всех были проблемы… Кирзовые сапоги были настоящим богатством…
– Прошу тебя, не волнуйся хоть сейчас, – сказала я, – а то опять давление поднимется.
– Пришла я к секретарю, поздоровалась, –  продолжала мама, – ты не думай, там я вежливо разговаривала с ними.   В одном кабинета сидели  секретарь Зоя и заведующая  учетным военным столом. Я поинтересовалась, кто составлял списки на поздравления  к празднику Победы и почему мне не прислали.  Девчата ответили сразу в два голоса:
– Председатель Совета ветеранов. Вы не переживайте, тетя  Маша, мы ему передадим, что вы приходили. Странно, почему вас пропустили?
В то время мне было чуть за тридцать. Я не понимала свою маму: зачем она ходила в местную администрацию выяснять за какую-то открытку да еще и расстроилась из-за этого.
Выслушав ее рассказ, я,  еле сдерживая улыбку, спросила:
– Мам, ну зачем тебе нужна эта картонная бумажка? Праздник уже прошёл.  Внучки   тебя поздравили, сестра тоже … 
Не забыть мне мамины грустные влажные глаза и слова:
– Эх,  доча, ты правда думаешь, что я такая мелочная? – с сожалением произнесла она, –  у  меня все есть,  и ни в чем я  не нуждаюсь... Открытка копейки стоит, но не в  том ее ценность. Настоящая ценность – во внимании к человеку…
Через неделю в калитку раздался стук. Пришел председатель Совета ветеранов с коробкой конфет и открыткой. От чая отказался, просил прощения,  что недоглядел: фамилию-то  мама после замужества поменяла.
Вот так одним росчерком пера перечеркнули военное детство и послевоенную молодость…