Музеи Урала. 2. Галерея боевой техники

Александр Соханский
ГОРОД  ВЕРХНЯЯ  ПЫШМА.  МУЗЕЙ  ВОЕННОЙ  ТЕХНИКИ.


       Фото автора



       Публикуемые в интернете фотографии из космоса и план-схемы музейной территории существенно отличаются друг от друга, что свидетельствует о непрерывном пополнении и изменении наружной экспозиции, стремлении устроителей Музея подать экспозиционный материал в исторической последовательности.
       Если судить по фотографиям разных лет, аналогичная работа по дополнению и расширению экспозиции непрерывно проводится и в павильонах Музея.

       Экспозиция Музея в большинстве случаев создаётся за счёт образцов демилитаризованного вооружения и военной техники, имеющей реальную, в том числе боевую историю.****

       Многие экспонаты были восстановлены специалистами специального участка реставрации АО «Уралэлектромедь» (флагман цветной металлургии УГМК).
       «Всё началось в 2007 году, когда работникам автотранспортного цеха «Уралэлектромеди» было поручено отреставрировать легковой автомобиль,— рассказывал корреспонденту «Guide» заместитель директора Музея военной техники УГМК Александр Емельянов. — Они достаточно долго над ним работали, и в результате появилась идея создать специализированный участок, который занимался бы  восстановлением ретроавтомобилей, а позднее — военной техники».*
       Созданный в 2010 году участок оснащён суперсовременным оборудованием, которое позволяет изготавливать детали самой замысловатой конфигурации. На участке работает около тридцати слесарей высочайшего класса, а участок напоминает образцово-показательную лабораторию, где нет места человеку в промасленной спецовке.*

       Открытая экспозиция военной техники на 400 м простирается параллельными рядами от северной арки центрального входа до здания Выставочного центра, а за ним ещё столько же до Музея автомобильной техники. Площадь сплошь замощена сотнями тысяч кирпичиков гранитной брусчатки. Вся экспонируемая техника качественно отреставрирована, тщательно покрашена, помещена на невысокие подиумы и ограждена тросовым леером.

       По космической съёмке из Google Earth Pro без затруднений можно заранее просчитать кратчайший маршрут-змейку осмотра открытой выставки военного оружия. Лучше всего начать с левой стороны. Здесь расположена линейка, в которой около пятнадцати экземпляров противотанковых, зенитных и корпусных пушек, гаубиц (см.фото) и зенитная прожекторная станция. В этой коллекции непосвящённого человека более всего поражает максимальная дальность стрельбы артиллерийских орудий до 20 километров и мощь прожектора 800 млн. свечей!

       Повернув обратно, во второй линейке можно осмотреть строй легендарных средних танков Т-34 (см. на фото танк ОТ-34-76 обр.1942 г.) боевой массой до 30 тонн. Танки различных модификаций 1940-1945 г.г., выпущены Сталинградским тракторным заводом, Уральским танковым заводом, Уральским заводом тяжёлого машиностроения, Челябинским Кировским заводом, заводом № 112 «Красное Сормово» и другими предприятиями. По данным пояснительных табличек только из числа выставленных моделей «тридцатьчетвёрок» в 1941-1945 г.г. было изготовлено  более 17 тысяч штук.
       Мало кому из современников известно, что в начале войны ресурс наших знаменитых танков был крайне ограниченным. Вот что сообщает об этом экспертиза: «Танк нельзя было особо заводить — только до места дойти и в атаку сходить. Поэтому танки максимально подвозили к передовой. Алюминия не было — мотор делали с присутствием чугуна. Это потом уже по ленд-лизу американцы поставляли алюминий. Но в первые годы войны всё было ограничено и достаточно жёстко. Представьте, как греться зимой в минус 39 или 40 градусов, когда сидишь в железе, а мотор заводить нельзя.
       Все знают, что танк Т-34-85 считается танком Победы, но он появился во второй половине 1944-го. А три года воевал другой танк — Т-34-76. Это были совсем другие характеристики и другие риски для экипажа. То, чем целились, на порядок было хуже того, чем противник целился в нас. В Красной Армии в 1941 году было огромное количество бронетанковой техники, но она в том году и осталась на полях сражений».*

       В соседнем ряду — тяжёлые танки КВ-1с (обр.1941 г.), КВ-2 (обр.1940 г.), тяжёлые танки Иосиф Сталин ИС-2м (обр.1943 г.) и ИС-3м (обр.1943 г.). Боевая масса таких танков составляет от 45 до 50 тонн. Пушка тяжёлого танка пробивает броню толщиной до 150 мм на расстоянии 1000 метров.  Устрашающая мощь и сила!
       Тяжёлый огнемётный танк КВ-8 (обр.1942 г.) обладал более скромными характеристиками пушки, зато в его распоряжении был огнемёт АТО-41 с 690 литрами огнемётной жидкости. Автоматический Танковый Огнемёт выстреливал огненную смесь под большим давлением со скоростью 18 выстрелов в минуту. Эта огненная струя сжигала всё на своём пути, наводя на противника страх и ужас. На расстоянии в 130 метров ничего живого не оставалось.

       Рядом с танками представлены образцы зарубежных десантных машин, полученных по ленд-лизу, а также прославленные «Катюши» на базе ленд-лизовских грузовых автомобилей Ford Marmon и Chevrolet G7117.

       Несмотря на то, что Верхняя Пышма сухопутный город, в центре выставочной площади установлены макет самой многочисленной периода войны подводной лодки «Щука», образец парогазовой торпеды 45-36НУ, макет торпедного катера 123-бис «Комсомолец» (см.на фото). По информационной табличке экспоната в период 1944-1945 года было изготовлено 30 катеров этой модели. Производитель торпедного катера на табличке не указан, поэтому нелишне напомнить следующее.
       Тюменский судостроительный завод № 639 был создан постановлением Наркомата судостроительной промышленности для выпуска торпедных катеров в начале Великой Отечественной войны. В его состав влились эвакуированные Ленинградский завод № 363, Московский завод № 445, Керченский завод № 532, катеростроительный цех Херсонского завода им. Коминтерна, а также часть оборудования Рыбинского завода № 341 и ряда других предприятий. Приказом Наркомата судостроительной промышленности от 31 декабря 1941 года бывшей Тюменской судоверфи было присвоено наименование «Тюменский завод № 639 НКСП».
       В условиях неимоверных трудностей, дефицита рабочей силы и электроэнергии на заводе № 639 к спуску на воду в конце 1941 года готовились 19 недостроенных катеров, вывезенных с Керченского и Рыбинского заводов. В это время тюменский завод являлся единственной базой постройки торпедных катеров для военно-морского флота.
       В 1942 году на заводе приступили к переоборудованию торпедных катеров в артиллерийские. На них вместо торпедных аппаратов монтировали установки для реактивных снарядов типа РС М-8-М.
       В 1943 году завод стал выпускать торпедные катера Г-5-XI-бис и 123-бис «Комсомолец». Со стапелей завода за этот период сошло 52 катера.
       Тюменские катера воевали на Черноморском, Балтийском и Тихоокеанском флоте, в Онежской военной флотилии.
       В 1945 году военный флот получил 44 торпедных катера. А всего в период Великой Отечественной войны в Тюмени было построено 165 торпедных катеров: 134  типа Г-5 и 31 типа 123-бис «Комсомолец».**
       Таким образом, количество выпущенных катеров «Комсомолец» и год выпуска по местным данным практически совпадают с данными верхнепышминского Музея. Поэтому тюменский завод-изготовитель по справедливости надлежит указать на музейном экспонате.
       В Тюмени макет торпедного катера «Комсомолец» установили в 2018 году в сквере имени Петра Потапова – директора Тюменского судостроительного завода, почётного гражданина города Тюмени. 22 октября 2018 года ему бы исполнилось 100 лет, а предприятию – 90.

       Далее на правой стороне демонстрационной площадки Музея расположились самолёты Великой Отечественной: истребитель Ла-5ФН (см.на фото), пикирующий бомбардировщик Пе-2ФТ, скоростной бомбардировщик АНТ-40 (СБ 2М-100), истребитель И-16, самолёт Р-5, морской ближний разведчик МБР-2-М-34, штурмовик ИЛ-2, истребитель Як-9У.
       С краю скромно расположился одноместный ракетный истребитель БИ-1, потерпевший аварию на испытаниях 1943 года в аэропорту Кольцово под Свердловском.
       Между прочим, в городе Заводоуковске под Тюменью в 1943 году была изготовлена партия планеров ракетных истребителей БИ-2 в количестве 30 штук для проведения серии войсковых испытаний.
       Вот что об этом пишет в своих воспоминаниях директор заводоуковского авиационного завода № 499, авиаконструктор Александр Сергеевич Москалёв: «В 1943 году работа была особенно напряженной. Заводу, в дополнение к АМ-14 (четырнадцатиместный десантный планер Антонова-Москалёва - прим. А.С.), было поручено серийное производство первого ракетного истребителя БИ-2. Его прототип БИ-1 проходил летные испытания в Билимбае, где размещалось во время войны ОКБ. Боевой самолет БИ-2 В. Ф. Болховитинова имел вооружение и лыжи для посадки не только на снегу, но и на грунт. Пока проходили испытания, завод развернул работу по строительству войсковой серии самолета и успел изготовить 30 планеров БИ-2. К сожалению, в одном из полетов БИ-2 потерпел катастрофу. Летчик-испытатель капитан Григорий Яковлевич Бахчиванджи погиб. 27 марта 1943 года на машине, пилотируемой Г. Я. Бахчиванджи, была сделана попытка достичь предельной скорости полета. По неуточнённым данным, В. Ф. Болховитинов в это время отсутствовал и произошло то, что должно было произойти. Самолет попал в волновой кризис и разбился. Конечно, это трудно назвать большим достижением нашей отечественной авиации».***
       После трагической аварии истребителя и гибели лётчика-испытателя Григория Бахчиванджи, испытания были прекращены, а задел планеров самолёта уничтожен. Но об этом на краткой табличке у самолёта БИ-1 ничего не сказано.

       В углу, справа от центрального входа, представлена колоссальная 210 мм пушка БР-17 обр.1939 г. с боевой массой 44 100 кг. Боевому расчёту в 20-25 человек для того, чтобы привести этого монстра из походного положения в боевое, требуется 5-6 часов. Начальная скорость фугасного снаряда весом 135 кг составляет 800 м/с., при этом максимальная дальность стрельбы превышает 30 км!
 
       Далее по правой стороне выставки оружия полукругом сгруппированы современные реактивные самолёты — истребитель-бомбардировщик СУ-22М4, сверхзвуковой истребитель-перехватчик МиГ-31, фронтовой бомбардировщик СУ-24М, истребитель перехватчик МиГ-21ПФМ и среди них затесался учебно-тренировочный самолётик Aero L-39C «Albatros».

       В этот день на открытой площадке музейной техники посетителей преследовала жуткая жара за 30 градусов при полном штиле. На небе ни тучки, ни облачка. Скамейки для отдыха есть, но на всей территории ни единого деревца, могущего дать хотя бы кратковременное укрытие от палящих лучей солнца.
       Единственным спасением от зноя оказалось трёхэтажное здание Выставочного центра Музея военной техники. Несмотря на его внушительный объём, мощная система кондиционирования безукоризненно справляется с задачей  и перегретый организм экскурсантов мало-помалу начинает приходить в норму.



       Александр Соханский,
            Верхняя Пышма,
               26 июля 2019




Примечания:

* Тематическое приложение к газете «Коммерсантъ»,  путеводитель по верхнепышминскому Музею военной техники УГМК «Guide. Оружие Победы». Москва, 29 апреля 2015 г.
** И.Ермаков. Тюмень тыловая. Екатеринбург, Средне-Уральское книжное издательство, 1995.
*** Москалёв А.С. Голубая спираль. Воронеж, 1995.
**** Здесь и далее интернет-информация приведена без ссылки на источники.



Содержание путешествия «Музеи Урала»:

http://www.proza.ru/2019/08/07/455  — 1. Музейный комплекс в Верхней Пышме
http://www.proza.ru/2019/08/15/294  — вы находитесь на этой странице
http://www.proza.ru/2019/08/16/435  — 3. Выставочный центр Оружия Победы
http://www.proza.ru/2019/08/20/356  — 4. Подвиг железнодорожников
http://www.proza.ru/2019/08/27/491  — 5. Послевоенное оружие   
http://www.proza.ru/2019/09/05/450  — 6. Автомобили ХХ века