Костя Кроваткин

Сергей Вячеславович Корсаков
Закончилась служба. Все необходимое сделано. Еще раз прошел по храму проверить, не осталось ли горящей лампады или свечи. Выключил рубильник и иду к машине.

На улице ливень. У входа в храм на пеньке сидит Костя Кроваткин. Прячется от дождя. Тихо как-то сидит. За углом еще двое друзей пережидают дождь. То ли из магазина не успели домой добежать, то ли в магазин шли.

Сижу в машине, смотрю на Костю, а он на меня бросил взгляд и дальше перед собой куда-то смотрит. Вижу, что его здесь нет, он далеко где-то… Задумчивый. Я таким его никогда не видел. Впервые Костя не подошел, не поздоровался.

Со сторожем так напились два года назад, что он не понимал, где находится. Мне пришлось неожиданно вернуться в храм, а у них уже самый разгар веселия. Виктор, сторож, спрятал его в проходе на колокольню, в надежде, что я туда не пойду. Так ведь Костя сам себя обнаружил…

Открываю дверь, он смотрит на меня и радостно кричит:
— Отец Сергий, наконец-то ты ко мне в гости приехал.
Смешно стало. Поругал я их и уехал домой.

Обычно Костя появляется в храме после службы. Встанет в дверях, широко перекрестится, низко поклонится. Скажет: «С Праздником вас, отец Сергий!»
Всегда на вы, и всегда с улыбкой.
— Отец Сергий, я вас люблю. Дайте сто рублей на хлеб.
— Костя, я тебе хлеба дам.
— Не надо мне хлеба, отец Сергий, я вспомнил, есть хлеб. Сто рублей дайте.
Я знаю, на что Костя просит сто рублей, и Костя знает, что я знаю.

Иногда деньги давал с условием, иногда без условий.
В деревне работы нет — это наша российская беда. Мужики спиваются, молодежь ездит работать в город. Зарабатывают в деревне шабашками: забор поправить, дрова поколоть, крышу покрыть, землю вскопать.
Вот и я, просил дрова поколоть или поленницу сложить. Нарушал Костя условия, а я не обижался. Пьющий народ ненадежный.

Умер Костя. Сегодня его отпевал. В прошлое воскресенье он от дождя у храма прятался, а сегодня его похоронили. Редкое качество, или свойство души, которое отличало Костю Кроваткина от многих – это незлобивость.

Он и в гробу лежал, тихий, мирный. Всю жизнь боролся со своей страстью, за которой было столько боли. Не раз слышал, как пьющих людей называли распущенными. А я думаю, что там много боли, с которой они в одиночку не справились.

Есть притча про женщину, которая просила хлеба для своих голодных детей у жестокосердного булочника. И когда булочник разозлился на слезы и причитания бедной женщины, он со злостью бросил в нее булкой.

Через некоторое время булочник умер, и на суде не нашлось ни одного доброго дела, которое могло хоть как-то повлиять на его участь. Как вдруг на чашу весов упала именно та булка, которую он бросил в бедную женщину. И эта вынужденная добродетель перевесила все его грехи.

Добрый нрав и незлобивость – это очень редкое свойство души. Даже среди верующих, даже среди духовенства. Я нисколько не сомневаюсь, что эта добродетель в глазах Господа — драгоценная жемчужина.

Про таких, как Костя Кроваткин, говорят: пьяница и пропащий. А про нас скажут, они непьющие и правильные, а мы злые и нетерпимые.