О большой любви Джузеппе Гарибальди

Алина Алексеева-Маркезин
    В Ницце мы жили недалеко от площади Гарибальди.
     В центре площади стоит памятник этому прославленному и любимому по сей день герою освободительного движения Италии.Он был родом из Ниццы.Наш гид очень интересно и трогательно рассказала нам о самой большой любви Джузеппе Гарибальди -его первой жене Аните.Я заинтересовалась этой историей и рассказываю её вам.
Гарибальди о своей первой встрече с Анитой:
 
        Джузеппе Гарибальди бежал в Бразилию в 1836 году и воевал во время освободительной войны южноамериканской республики Рио Гранде , более известной как война Фарапус.
 Гарибальди о своей первой встрече с Анитой:
Проводя долгие часы в каюте корабля «Итапарика», полный тоски смотрел на землю, удаленную всего на два пушечных выстрела. Я видел тоже один бугорок около берега, на котором находились несколько молодых девушек, занятых домашними работами. Одна из них пришлась мне особенно по душе, от нее я не мог иногда целыми днями отвести глаз. В конце концов, однажды я решился, бросился в лодку и поплыл прямо в сторону того дома, из которой она ежедневно выходила.Здесь я увидел девушку, которую я пас глазами уже столько дней, я подошел к ней и сказал: — Девушка, ты будешь моя, — сказал я, и, смотрите, эти слова связали нас так сильно, что только одна смерть смогла нас потом разделить. Вот так я нашел тогда свое потаенное самое ценное сокровище: мою Аниту!"
   
      Красавицей, так приглянувшейся адмиралу, оказалась 18-летняя Анита Рибейру. Она происходила из достаточно бедной семьи рыбаков, и родители в 14 лет выдали девочку замуж. Гарибальди она полюбила тоже с первого взгляда и на всю жизнь. Надо сказать, что, если бы революционер выбирал себе спутницу жизни специально, он не смог бы найти женщину, лучше подходящую для этой роли.
 Так что сердце и подзорная труба его не обманули. Неизбалованная с детства богатой жизнью, Анита росла настоящим сорванцом – она была постоянным спутником отца на рыбалке и охоте, прекрасно ездила верхом, была приучена к кочевому быту. В переломный момент своей жизни она без колебаний бросила дом, семью и родителей для того, чтобы пойти за любовью. В октябре 1839 года она присоединилась к Гарибальди на его корабле «Риу-Парду».
      
     Много лет она скиталась вслед за мужем по боевым лагерям, стреляла, делала перевязки и лечила раны, попадала в плен, могла всю ночь без перерыва скакать верхом. Один раз она целые сутки искала тело своего любимого среди убитых на поле боя (ей по ошибке сообщили, что он погиб). Современным женщинам это может показаться невероятным, но через год в таких условиях она родила своего первенца – сына Менотти, который, кстати, через много лет подхватил боевое знамя своего отца.
 
      Как раз в это время дела у борцов за свободу молодой республики шли из рук вон плохо. Гарибальди со своими бойцами под непрерывными дождями отступал через дикие и опасные джунгли Южной Америки. Провианта и медикаментов не хватало. Один раз при переправе через реку молодой отец привязывал завернутого в платок 3-х месячного Менотти к своей шее. Шесть лет такой кочевой жизни, а затем еще 5 лет невероятно бедственного, хоть и городского, быта в Монтевидео ждали Аниту. За это время родились еще 2 ребенка, семье часто было нечего есть, но для любящей женщины главной трагедией всегда была только разлука с ее милым Джузеппе.
Анита и Джузеппе поженились 26 марта 1842 года в Монтевидео.
         
      Гарибальди, проведя много лет на чужбине, мечтал о возвращении на родину. В 1847 году он смог наконец отправить туда Аниту с детьми, и любящая женщина впервые поняла, какую невероятную популярностью имеет ее муж. В письме своим знакомым, она так описывала их приезд:

      «…Генуэзский народ необычайным образом меня приветствовал. Более трёх тысяч человек стояли под моими окнами, восклицая: „Да здравствует Гарибальди!“, „Да здравствует семья нашего Гарибальди!“ (…) Ежедневно толпы народа заполняют набережную и вглядываются в прибывающие из Монтевидео корабли, на каждом корабле они жадно ищут взорами Гарибальди…»
Вскоре семья воссоединилась, но на родине знаменитого революционера ждала еще более насыщенная и опасная жизнь. Разумеется, жена и здесь была всегда рядом с ним.

      В феврале 1849 года Гарибальди приступил к обороне провозглашенной Римской республики против неаполитанской и французской интервенции. Гарибальди воевал с тремя армиями сразу, а Анита рядом с ним ждала очередного ребенка. В этот раз тяготы лагерной жизни давались ей особенно тяжело. Еды и даже воды не хватало, Анита к тому же заболела малярией и очень страдала, но так и не соглашалась оставить мужа.
      
     Гарибальди был страшно удручен тяжелым состоянием здоровья Аниты, которая в то время была на шестом месяце беременности. Она мужественно скрывала свое недомогание, уверяя, что чувствует себя прекрасно. Эту замечательную женщину гораздо более тревожила участь Джузеппе и его товарищей. Но она была серьезно больна. В Сан-Марино у нее начались приступы злокачественной лихорадки. Лишенная в течение многих дней хорошей пищи, часто не имея даже возможности утолить жажду, босая, в лохмотьях, беременная Анита невыносимо страдала. Но она ни за что не желала покидать отряд. «Я настоятельно просил ее, — вспоминает Гарибальди, — остаться в каком-либо убежище, где можно было бы, по крайней мере, позаботиться о родах. Но все было напрасно. Ее мужественное, благородное сердце воспротивилось всем моим предостережениям».
   
     «Я предлагаю читателю, — писал впоследствии Гарибальди, — представить себе мое состояние в эти ужасные часы. Жена моя умирает; враг с моря с необычайной скоростью преследует нас по пятам. Перед нами перспектива высадиться на берег, где нас, по всей вероятности, ожидают многочисленные вражеские отряды — австрийские и папские. Как бы там ни было, мы пристали к берегу. Я взял на руки свою жену, спрыгнул на берег и положил ее на землю. Своим спутникам я приказал разделиться и поодиночке искать убежища. Мне было невозможно уйти отсюда, так как я не мог оставить умирающую жену».
    
     «Мы приехали в Мандриолу в телеге, в которой на матраце лежала Анита… Подняв матрац за четыре угла, мы положили ее в постель, мне почудилось в ее лице выражение смерти. Я пощупал пульс: сердце больше не билось! Передо мной лежал труп… Это была мать моих детей, которую я так любил! Что я теперь отвечу детям, если при встрече со мной спросят о ней? Горько оплакивал я потерю Аниты, неразлучного товарища во всех приключениях моей жизни!»(Аните было всего  27 лет.)

       В эту минуту вбежал один из товарищей с криком: «Спасайтесь, идут австрийцы!»— и Гарибальди бежал, оставив труп жены в хижине чужих людей…
Через 10 лет Гарибальди перенесет прах своей любимой жены на родину в Ниццу. Он на 33 года переживет свою любимую и еще дважды будет женат. Станет национальным героем своей страны, видным политическим деятелем и кумиром миллионов, но никогда уже в своей жизни не встретит такой беззаветной любви и преданности.

      Останки  Аниты Гарибальди еще два раза Переносили: в 1931 году их перенесли в Геную, а буквально еще через год они были опять эксгумированы и специальным поездом доставлены в Рим. Там они были торжественно погребены под постаментом памятника Аните Гарибальди. Скульптор изобразил боевую подругу великого революционера в момент бешеной скачки на коне. В одной руке у нее пистолет, а другой она прижимает к себе новорожденного ребенка.

       В браке с Джузеппе Гарибальди Анита  родила сыновей Менотти  (1840—1903) и Риччотти (1846—1924), а также дочерей Розу (1843—1845) и Терезу (1845—1903), вышедшую впоследствии замуж за генерала Стефано Канцио.