Волки и овцы. По Островскому

Лариса Сергеева
Вступление.
Островский . Волки и овцы. Не часто этот спектакль ставят на сцене. Мне казалось, что драмы Островского стали не актуальны.Эта же стоит особняком среди его произведений.
Казалось, люди теперь стали другими. Лучше или хуже-другой разговор.
Но вот после выходки Веры вдруг пришлось вспомнить эту пьесу и захотелось прочесть её ещ1 раз,Никуда не исчезли волки из нашей среды. Только стали мелче, более примитивнее их методы  запугивания.
 Злее стал язык. Вместо "волчиц" появились "тигрицы", кровожаднее и более способные сбиваться в стаи, загрызая нежных овечек, лишая их возможности найти себе подходящего мужа.

 Вот откровенный разговор волчицы прошлых веков. А послушаешь нашу Веру, то получится разговор один к одному.


Купавина. Да, это правда.
Глафира. Мы с ней видим друг друга насквозь, и она хорошо знает, что если я вырвусь от нее замуж, так она только меня и видела. Впрочем, я ей очень благодарна.
Купавина. За что же?
Глафира. Я научилась от нее многому полезному, многому такому, что бедной женщине необходимо в жизни.
Купавина. Именно?

Глафира.

 "Выучилась хитрить,
не говорить даром ни одного слова,
 не иметь стыда, когда чего-нибудь добиваешься,
 выучилась бесцеремонному обращению,
 просто наглости, которая у ханжей идет за откровенность и простоту.
 Вы видите, что у меня оружия довольно."

 Этот монолог можно было бы вложить в уста Вере. Она имеет споособность говорить "откровенно", если оказывается в обществе себе подобных.
 Не зря у неё возникла жаркая дружба с Михаилом и Юлей. Они помогают друг другу/
 Она пристроила их старшего сына, шестнадцати лет, в музыкальную школу, где даёт уроки виолончели два раза в неделю


 Жертву я нашла: Лыняев — единственный человек, за которым я могу жить так, как мне хочется, как я привыкла; всякая другая жизнь для меня тягость, бремя, несчастие — хуже смерти. А я сама себе не враг, Евлампия Николаевна, и потому постараюсь во что бы то ни стало выйти за Лыняева; для этого я готова употребить все дозволенные и даже не дозволенные средства. Мне кажется, я уж очень откровенна с вами. Извините меня!
Купавина. Нет, нет, я очень хорошо понимаю ваше положение. (Долго смотрит на Глафиру, потом обнимает ее.) Ах, если бы мне ваша энергия!
Глафира. А мне ваши деньги! (Смотрит прямо в глаза Купавиной.) Поможешь мне? Ты меня видишь девушкой, — посмотри женщиной что из меня выдет!
Купавина. Все, что от меня зависит, я с радостью... Я хоть погляжу на замужнюю женщину, которая имеет свою волю. А я, бедная, и за тем мужем жила под строгой опекой, да и опять, должно быть, то же будет.

 Купавина сознаёт себя овечкой, которую все стригут. Да так оноии есть. Мерзавецкая, которую так хорошо обрусовала Глафира, только и делает, что обирает её по мелочам, мечтая присвоить себе её имение, женив на своём племянике.
 Глафира же наметила себе жертву. Лыняева и идёт к цели, не сомневаясь в победе, но начинает издалека.
  Первая сцена обольщения Лыняева Глафирой.
Явление третье
Лыняев и Глафира.
Лыняев. Вы только платье переменили, а скромность при себе оставили?
Глафира. Вам излишняя скромность не нравится?
Лыняев. Как не нравится! Что вы, помилуйте! Нет, это хорошо, это очень хорошо.
Глафира. Может быть, и хорошо, да зато скучно.
Лыняев. Да разве вы обязаны развлекать меня? Это скорей моя обязанность, но и я... извините, и я могу предложить вам только поскучать со мной вместе.
Глафира. И прекрасно, очень вам благодарна.
Лыняев. Не стоит благодарности.
Глафира. Нет, очень стоит.
Лыняев. Да за что же?
Глафира. За спокойствие, разве этого мало? Проведя вечер с вами, можно уснуть без всяких волнений, сном праведника. Я еще никого не любила, Михайло Борисыч, но ведь эта пора придет; я в таких летах, что каждую минуту должна ждать любовной горячки.
Лыняев. Значит, вы такая же, как и все. А я думал, что вы...
Глафира. Что? Что я неспособна любить? Таких девушек не бывает, Михайло Борисыч.
Лыняев. Так вы боитесь полюбить?
Глафира. Как же не бояться? Любовь мне ничего не принесет, кроме страданий. Я девушка со вкусом и могу полюбить только порядочного человека; а порядочные люди ищут богатых. Вот отчего я и прячусь и убегаю от общества, — я боюсь полюбить. Вы не смотрите, что я скромна, тихие воды глубоки, и я чувствую, что если полюблю...
Лыняев. Ой, страшно! Не говорите, пожалуйста, не продолжайте.
Глафира. Но с вами я ничего не боюсь.
Лыняев. Не боитесь?
Глафира. Нисколько. Вы меня увлекать не станете, да и увлечься вами нет никакой возможности.
Лыняев (обидевшись). Но почему же вы так думаете?
Глафира. Ну, полноте, какой вы любовник! Вы не обижайтесь, Михайло Борисыч! Вы очень хороший человек, вас все уважают; но любить вас невозможно. Вы уж и в летах, и ожирели, и, вероятно, дома в теплом халате ходите и в колпаке; ну, одним словом, вы стали похожи на милого, доброго папашу.
Лыняев. Вы уж очень безжалостны ко мне. Нет, я еще...
Глафира. Нет, нет не обманывайте себя, — откажитесь от побед, Михайло Борисыч! Ха-ха-ха! (Хохочет.)
Лыняев. Да чему же вы смеетесь, помилуйте!
Глафира. Извините, пожалуйста! Мне сейчас смешная мысль в голову пришла. Ну если вы в меня влюбитесь и будете рассыпаться в нежностях передо мной, — ведь при всем уважении к вам не выдержишь, расхохочешься!
Лыняев. Однако какие вам мысли-то в голову приходят игривые.
Глафира. Так, дурачусь. Вам странно, что я развеселилась? Недолго мне.
Лыняев. Отчего ж недолго?
Глафира. В монастырь сбираюсь на-днях.
Лыняев. Нет, вы шутите?
Глафира. Не шучу. Прощайте! Не поминайте лихом! В самом деле, не сердитесь на меня за мои шутки! Мне хочется оставить добрую память по себе.
Лыняев. Оставить добрую память вы очень можете.
Глафира. Каким образом?
Лыняев. Окажите мне маленькую услугу!
Глафира. С особенным удовольствием.
Лыняев. Почему ж с особенным?
Глафира. Так, вы очень милый человек.
Лыняев. Мне нужно хорошего писца на некоторое время.
Глафира. Не могу. Хоть и хорошо пишу, а в писцы к вам не пойду.
Лыняев. Вы не поняли или не хотите понимать...
Глафира. Вот если б я была мужчина; а то, помилуйте, что подумают, милый Михайло Борисыч! А впрочем...
Лыняев. Да нет же! У Меропы Давыдовны занимается письмоводством Чугунов, я его руку знаю; но иногда попадаются от нее бумаги, написанные отличным почерком.
Глафира. Так вам нужно точно такого писца?
Лыняев. Мне нужно знать, кто это пишет.
Глафира. Спросите у Чугунова.
Лыняев. Не скажет.
Глафира. Тут у вас что-то не просто?
Лыняев. Да вы знаете?
Глафира. Может быть, знаю больше, чем вы думаете.
Лыняев. Так скажите!
Глафира. Нельзя.
Лыняев. Почему?
Глафира. Потому что он мой любовник.
Лыняев. Час от часу не легче.
Глафира. Я немного сильно выразилась. Он действительно влюблен в меня и пишет мне стихами письма чуть не каждый день. Такой милый, — ответа не требует, а только изливает свои чувства передо мной.
Лыняев. Но кто же он, скажите?
Глафира. Он вам очень нужен?
Лыняев. Очень.
Глафира. Я не только могу его назвать вам, но через десять минут привести его сюда и отрекомендовать.
Лыняев (потирая руки от радости). Что вы? Неужели?
Глафира. Только даром этого не сделаю.
Лыняев. Требуйте от меня, чего вам угодно, чего только вам угодно.
Глафира. Я попрошу небольшого.
Лыняев. Все, все, что хотите.
Глафира. Притворитесь влюбленным в меня и целый вечер сегодня ухаживайте за мной.
Лыняев. А вы будете смеяться?
Глафира. Вероятно, если это будет смешно.
Лыняев. Ну, уж один вечер куда ни шло! Хоть и тяжеленько, да нечего делать, сам обещал. Так вы когда же мне его покажете?
Глафира. Хоть сейчас. Я видела, как он прошел на гулянье, я пойду и приведу его сюда. Подождите меня здесь! Вот и Евлампия Николаевна,

 Примерно так завлекала Павла нафталином Глафиры пропитаная Вера по приказу тёщи, своей маменьки когда та поняла, какой куш может здесь для неё отломиться.
Не было только разговоров о писаре. Но, может, предательство и разговоры посвящённых за спиной были...
и