Рождённая на стыке веков 64 глава

Баширова Шаира
     Этот Новый год мы запомнили навсегда. Наконец, моя Гульнара улыбалась, а Паша не сводил с неё влюблённого взгляда, моя девочка стеснялась нас и стыдливо опускала глаза. Мы были счастливы. Моя утка вызвала восхищённые возгласы, особенно мужчин и Кати. Она вообще любила вкусно поесть, а я старалась ей оставить лакомый кусочек мяса, пирога или пирожного.
     - До свадьбы будете жить в разных комнатах, так у нас полагается. Саша, завтра с утра купи билеты на самолёт, на всех, третьего января мы все улетает в Ташкент. Правда, ни Анна, ни Абдулла совсем не предполагают, что наши дети решили пожениться, нужно отправить им телеграмму, чтобы у них не было шока, - сказала я, тут же забыв о ней.
     - Я, наверное, не смогу с вами полететь, это у Паши недельные каникулы, а я должен находиться на работе. Так что свадьбу отпразднуете без меня. Я мысленно буду с вами, а к вашему приезду, вас будет ждать подарок от меня, - сказал Саша.      
     - Может оно и к лучшему. Сплетен меньше будет, - подумала я.
     - Как жаль, а я думал, в такой счастливый для нас день, Вы  будете рядом с нами, - разочарованно сказал Паша.
     - Ты лучше меня знаешь, приказы не обсуждаются. Я лучше поговорю с начальством, чтобы тебе каникулы продлили, хотя бы на пару дней, причина веская, - сказал Саша.
     - Спасибо, товарищ полковник, было бы здорово. Не торопились бы с возвращением, - сказал Паша.
     - Слушай, курсант, дома-то ты меня не называй "товарищ полковник", ну... просто дядя Саша, что ли. По имени отчеству тоже как-то официально, поэтому по-простому, дядя Саша, - сказал Саша.
     - Есть, называть Вас дядя Саша, - встав из-за стола, положив левую руку на голову, имитируя головной убор, а правой рукой отдавая честь, сказал Паша.
     - Вольно, курсант Фролов, - махнув рукой, сказал Саша.
     Мы все рассмеялись. Легли спать почти под утро, перед этим убрав со стола и помыв посуду. Я уснула почти сразу, Саша обнял меня и тоже уснул.      
     Проснулась я часов в девять, от того, что стала задыхаться. От сильного сердцебиения, казалось, что сердце сейчас просто выскочит из моей груди. Я попыталась встать, убрав с себя руку Саши, но в глазах потемнело, резко закружилась голова и я, потеряв сознание, упала на пол возле кровати. Наверное, от падения раздался некий шум, Саша тут же проснулся и спросонья ничего не понимая, сел на кровати. Видимо, он поднял меня и положил на кровать, я пришла в себя от брызг воды в лицо.
     - Лидочка, что с тобой, милая? Сердце? - тревожно спросил он.
     - Я в порядке, прости, что напугала тебя. Видимо, вчерашние события, напряжение... я просто устала. Вот отдохну и всё будет хорошо. Детей не разбуди, пусть спят, - произнесла я с трудом.
     Видя моё состояние, Саша сказал, что нужно вызвать скорую.
     - Дай мне таблетку или капли от сердца и этого хватит, не нужно скорую. Отдохну и всё пройдёт, - сказала я.
     Но он настоял и ушёл к себе домой. Вернулся быстро, держа в руках капли валерьянки и кружку с водой. Поставив всё на тумбочку, он ушёл на кухню, откуда принёс пиалку. Накапав мне капли, он разбавил их водой, я выпила и тут же запила водой. Через полчаса, в дверь позвонили, Саша пошёл открывать и вернулся с врачом. Молодой человек, лет тридцати пяти, осмотрел меня, послушал пульс, сердце и измерил мне давление.
     - Нужно сделать кардиограмму, сегодня выходной, а завтра с утра сходите в поликлинику. Это необходимо. А сейчас, я сделаю Вам укол, кордиамин, он поможет. Наверное переутомились с праздниками, - набирая в шприц лекарство из ампулы, говорил врач.
     - Спасибо, доктор, Вы правы, это просто усталость, - ответила я, подставляя руку для укола.
     - И всё же, сделайте кардиограмму, чтобы быть спокойной, - сказал врач.
     - Доктор, может её нужно в больницу положить? - спросил Саша.
     - Необходимости в госпитализации нет, давление немного повышено, но пока опасности нет. А какое Ваше рабочее давление? - спросил молодой человек.
     Я пожала плечами.
     - Я не знаю, никогда его не мерила, - ответила я.
     - Не измеряли, хотели сказать. Меряют платье, уважаемая. Ну я пойду, будьте здоровы, - сказал доктор, убирая тонометр в футляр и положив в медицинский саквояж.
     Саша пошёл провожать его и быстро вернулся ко мне.
     - Ну вот, а ты волновался, - улыбнувшись, сказала я.
     - Теперь поспи немного, может тебе не стоит ехать в Ташкент? - спросил Саша.
     - Прошу тебя, не говори ничего детям, не хочу портить им такое важное событие в их жизни. Не переживай, самолёт я переношу хорошо, а там столько родных, - сказала я, засыпая.
     - Ну смотри сама, для меня было бы спокойнее, если бы ты осталась. Я в аэропорт поехал, скоро вернусь, - сказал Саша, надевая другую рубашку и брюки.
     - Теплее одевайся, очень холодно, - сказала я.
     Проснулась я ближе к обеду. Посмотрев на настенные часы, я ахнула.
     - О, Аллах... столько спать, - пробормотала я, вставая с постели.
     Надев домашний халат, я прошла в ванную, умывшись, вышла на кухню, где все сидели за столом и обедали.
     - С Новым годом всех. Пусть этот год принесёт нам новые радости и покой в доме, - сказала я, садясь за стол.
     - С Новым годом, мамочка. Я положу Вам кусочек утки, - вставая из-за стола, сказала Гульнара.
     - Спасибо, родная. Ну что, ты билеты купил? Когда вылет? - спросила я Сашу, который с аппетитом ел салаты и мясо утки.
     - Купил. Вылет сегодня ночью, в три двадцать. Так что времени осталось мало, собирайтесь, - сказал Саша.
     - Да что нам собирать? Белое платье для Гульнары мы купим в Ташкенте, а много вещей с собой брать не будем. Мы же всего на неделю и едем. Жаль, что ты не едешь, - сказала я.
     Немного поев, я поднялась.
     - Девочки, для дяди Саши нужно сварить кастрюлю борща и поставить на балкон. Будет приезжать домой, так хоть горячий суп есть будет. Я помогу, не сидите, уберитесь тут и в комнатах, - сказала я.
     - Ну зачем мне борщ? Хотя я его очень люблю. Я бы в офицерской столовой обедал. Не стоит беспокоиться, - сказал Саша.
     - Мне так будет спокойнее. Лучше помоги мне, я сама борщ сварю, - сказала я.
     Саша помог мне, нарезав лук, свеклу, морковь и капусту. К вечеру, борщ был готов, мы и сами его понемногу поели. В час ночи, мы уже были в аэропорту. Саше я сказала, чтобы он оставался дома и не провожал нас.
     - Ночью возвращаться будет тяжело. Мы сами доедем, - сказала я.
     Такси в час ночи найти было непросто, поэтому Паша вышел на дорогу и вернулся только минут через сорок. Попрощавшись с Сашей, мы вышли на улицу. Положив вещи в багажник машины, мы сели и сами. Доехав до аэропорта, мы быстро прошли в здание.
     В самолёте дети спали, а я уснуть не смогла. Стюардесса принесла поесть, я разбудила детей, чтобы они поели. Ранним утром, мы были в Ташкенте. Когда вышли из аэропорта, мы прошли на стоянку такси. Ташкент встречал нас тёплым солнцем.
     - Как в Ташкенте тепло! И снега нет. Надо же... - воскликнула Катя.
     - Ты жила здесь, Катюша, правда маленькая была, уже и не помнишь, наверное. В Ташкенте, за зиму, снег может пойти лишь пару раз. В основном, светит солнце. Но иногда бывает такой холод, похуже чем в Ленинграде,- ответила я.
     - А куда мы поедем? К тёте Мухаббат? - спросила Гульнара.
     - Свадьбу будем делать в доме у Абдуллы, у него зал большой. Вот если бы вы хотя бы до весны подождали, можно было и во дворе сделать. Очень красиво прошла бы свадьба. Но вы же торопитесь, да и гостей много не будет, только свои, наверное. Так что поедем к Абдулле домой, - сказала я.
     - А вдруг их дома нет? Сегодня будний день, хотя и второе число. Но наверное, рабочий день, - сказал Паша.
     - Ты прав, поехали к Мухаббат, они уж точно дома, - сказала я.
     На такси мы доехали до дома Мухаббат. Наш приезд для них был неожиданностью. Калитка была открыта, во дворе никого не было. Мы прошли в дом, дети сидели, сунув ножки под одеяло, к сандалу, Хурсандой на плите готовила обед. Мухаббат видно не было. Увидев нас, Хурсандой очень обрадовалась, обнимая по очереди Катю, Гульнару, меня и даже Пашу, ведь они жили в этом доме.
     - А мама где? - спросила я.
     - Она за хлебом вышла, скоро вернётся. Проходите, садитесь. Что случилось? Вы тут... - спросила Хурсандой.
     - И не говори, дочка. Вот, Паша и Гульнара пожениться решили, свадьбу здесь будем играть, - сказала я.
     Мы говорили на узбекском языке, который хорошо понимали и Паша, и Катя. Вернулась Мухаббат, увидев нас, она удивилась. Но когда узнала причину, кажется обрадовалась.
     - Так неожиданно, надо же. А Абдулла знает? - спросила Мухаббат, когда  после крепких объятий и приветствий, мы сели к сандалу.
     - Нет, ещё никто не знает. Вы первые, кому мы сказали. А свадьбу проведём в доме Абдуллы, - сказала я.
     Хурсандой быстро накрыла на хантахту скатерть и положила горячие лепёшки, сладости, каймак и заварила горячий чай.
     - Ммм... как вкусно пахнут. Так соскучилась по лепёшкам, да ещё с каймаком, - сказала Катя.
     От горячих лепёшек и правда, исходил особый аромат. Паша со знанием дела, поломал их и протянул ломоть сестре и Гульнаре. Хурсандой налила каймак в пиалку и поставила перед девочками.
     - Скоро и мастава будет готова, - сказала она.
     После обеда, я поднялась.
     - Вы тут посидите, я поеду к Абдулле, наверное, завтра не успеем со свадьбой, думаю, лучше всего провести её в воскресенье, когда наши мужчины будут дома. Плов будем делать, зал большой, человек сорок поместится, - сказала я, надевая пальто и ботиночки.
     - Сегодня четверг, значит два дня у нас есть. Одним пловом не обойтись, нужно и жидкое приготовить, салаты... что там ещё? - сказала Мухаббат.
     - Я с сыном посоветуюсь, Батыру деньги дадим, он баранину купит. Ещё можно купить хвосты, телячьи языки и печень. Мы с Абдуллой список сделаем. Паша, ты поезжай со мной, девочки пусть здесь останутся, - сказала я.
     - Мясо лучше Мирзу попросить купить, он знает, где хорошую баранину продают, - сказала Мухаббат.
     - Хорошо, я готов ехать, - ответил Паша, вставая и одеваясь.
     - Анна должна быть уже дома, поехали. К Даше тоже нужно заехать, - сказала я, выходя из дома.
     Сев на трамвай, мы доехали до дома Даши, она, увидев нас, была крайне удивлена, но узнав причину, обрадовалась.
     - Хорошо, что вы решили приехать в Ташкент и сыграть свадьбу именно здесь. А девочки и Александр Фёдорович тоже приехали? - спросила Даша, после тёплой встречи и объятий.
     - Ну, Гульнара невеста, естественно, она приехала и Катя тоже, а Александр Фёдорович не смог приехать, он работает. Сама понимаешь, военные люди, зависимые, - ответила я.
     - Скоро Мирза с работы придёт, дождёмся его и все вместе поедем к Абдулле, - сказала Даша.
     - Как Замира с дочкой? Салим как? - спросила я.
     - У них всё хорошо, только вот её свекровь очень жалеет, что они ушли. Вторая невестка, видите ли, не такая расторопная, как Замира и к тому же языкастая. А я и рада, девочка может постоять за себя, не то что моя Замира, - сказала Даша.
     - Молодые должны жить отдельно, строить свою жизнь по-своему, а не под диктовку свекрови и свёкра. И пусть живут. Наргиза выросла, наверное? Не ходит ещё? - спросила я.
     - Ха, уже делает первые шаги. Ты когда её видела в последний раз? В августе? Она тогда только ползала, такая сладкая, внученька наша, - с умилением говорила Даша.
     - Внуки слаще детей, как говорят старики? Ядро слаще косточки, а? - засмеялась я, вспомнив Андрюшу.
     Пришёл Мирза, мы поговорили насчёт свадьбы, обсудили, что именно нужно купить. Я попросила его поехать вместе с нами к Абдулле.
     - Там подробнее и обсудим, что с базара брать, что с магазина. Вот мясо, Мирза, доверяю Вам купить, у Вас на базаре свои продавцы есть. Мухаббат говорит, плов нужно сделать и суп, - сказала я.
     - Поздравляю, Паша, счастья тебе с нашей Гульнарой. Береги её, она - нежный бутон, пусть распустится в твоих руках в прекрасный цветок. Ладно, поехали, пока совсем не стемнело, там и поужинаем, - сказал Мирза, поднимаясь с дивана, доставшегося им от Хадичи.
     Абдулла был уже дома, Анна приходила рано, работая с утра до обеда. Узнав причину нашего внезапного приезда, они конечно обрадовались, но и удивились. Я подняла на руки внука и прижав к себе, расцеловала.
     -А вырос-то как! Сладенький мой, - ласково сказала я.
     - Паша, а вы не торопитесь, сынок? Вам же учиться нужно, - сказала Анна, когда мы сели за стол.
     - Я очень люблю Гуленьку, мамочка и принял такое решение, хорошо всё обдумав. Александр Фёдорович дал нам свою квартиру, сам переехал к нам. Всё складывается хорошо. Конечно, учёбу бросать мы не собираемся, я ведь буду ещё в Военную академию поступать. Гульнара свой институт закончит. Всё будет хорошо, мамочка, - сказал Паша.
     - Выросла наша Гуленька, а я и не заметил, всё считал её ещё ребёнком, - растерянно произнёс Абдулла.
     - Для меня это полная неожиданность. Я очень люблю Гульнару, она мне, как дочь, но вы ещё такие молодые, дети совсем. А на что жить будете? Мы с Абдуллой, конечно, будем помогать деньгами, но семья, сынок, это очень ответстенно, понимаешь, - сказала Анна.
     - Наши дети решили пожениться, они любят друг друга, так пожелаем им счастья и отпразднует свадьбу, порадуемся их счастью. Мы же с Сашей рядом будем, Анна. Нужно утром поехать за платьем и фату купить, хотя у нас невесты голову большим белым платком накрывают. У Мухаббат должен быть такой, с кистями, очень красивый, - сказала я.
     - Давайте список сделаем, что нам нужно купить и список гостей. У нас всего два дня, а к свадьбе люди месяцы готовятся, - сказал Мирза.
     Мы взяли два листа из тетради, ручку и чернила, всё это оказалось в доме Абдуллы, потому, что он часто писал план работы, схему стройки, списки рабочих и прочее. Абдулла сказал, что пригласит своего начальника с женой, Мирза решил пригласить директора завода, тоже с женой. Несколько близких соседей и друзей. Паша попросил разрешения пригласить своих одноклассников, с которыми здесь учился. Замира с мужем, Хурсандой и Санджар, Даша и Мирза, Мухаббат и Батыр, ну и мы с Абдуллой, Анной и Катей.
     - Думаю и Гульнара позовёт своих подруг из класса и Хадичу пригласить нужно. Я помню, где она живёт. Салиха навряд ли в Ташкенте, ну и всё, кажется, - сказала я.
     Список продуктов писали мужчины, мы не вмешивались в это дело, обсуждая, где же зимой можно достать для Гульнары белое платье. Мирза сказал, что у него есть сбережения, которые он завтра даст на продукты. Абдулла сказал, что и у него есть деньги.
     - Я к Новому году и зарплату получил, и премиальные, думаю, денег хватит, - сказал он.
     - Если что, можно и в долг взять. Как у нас говорят? Долг вернуть можно, зато невеста останется, - засмеявшись, сказал Мирза.
     А я смотрела на них и сердце наполнялось радостью.
     - Как хорошо, что они у нас есть, - подумала я.
     - Я тут подумала... у меня есть белый костюм, мне он давно мал, а вот Гульнаре, в самый раз будет. Очень красивый, импортный, я его в Ленинграде с большим трудом доставала и туфли белые к нему. Сейчас, я вынесу их и вам покажу, - сказала Анна.
     Мы с Дашей переглянулись.
     - Вот и славно, сейчас лишние траты нам ни к чему, - сказала Даша.
     Анна вынесла костюм из тонкой белой шерсти, с люрексом. Он был почти новый и очень нам с Дашей понравился.
     - Красота-то какая! - воскликнула Даша.
     - Туфли, наверное, чуть велики будут, но мы в носок ваты засунем. Главное, чтобы Гульнаре понравилось, - сказала Анна.
     - Разве такая красота может не понравиться? - сказала Даша.
     - Даша, нам пора ехать. Халида? Ты тут остаёшься? - спросил Мирза.
     - Да, утром к Мухаббат поеду. Решим, что печь и жарить будем, - сказала я.
     - Ну мы тогда поехали. Утром увидимся, - сказал Мирза.
     Проводив их, мы с Абдуллой вернулись в дом.
     - Я до сих пор в себя прийти не могу от этой новости. Почему вдруг они решили пожениться, мамочка? Надеюсь, между ними ничего не было? - спросил Абдулла.
От его слов, я застыла и растерянно посмотрела на него.