Бабье царство

Наталья Рыжих
От людей на деревне не спрячешься. Тут все обо всех знают. До сих пор женщин, которые себя «не блюдут» в глубинке осуждают. А вот об Александре никто никогда плохого слова не сказал, хотя она и трёх дочерей от разных мужчин родила, ни разу не побывав замужем.

Вернулась Саня в деревню к матери с институтским дипломом. И сразу соседки стали судачить: «Марьина дочь брюхатая, к весне в подоле принесет».

Марья строгой была, она одна двоих дочерей на ноги ставила, после того, как муж в 30 лет погиб в аварии. И Аня, и Саня девушками серьезными были, никогда ничего лишнего в отношениях с ребятами не позволяли. Учились обе хорошо. В педагогический обе поступили. Только старшенькая Аня – на заочном отделении училась, а младшая Саня – на дневном. Знала девушка, что матери трудно приходится, потому старалась, чтоб стипендию получать. По гулянкам да танцулькам не ходила, все с книжками сидела. Близких подруг у Сани не было, хотя девчата в общежитии и в группе ее уважали. Она всегда помогала при необходимости. Все удивлены были, когда обнаружилось, что она «в положении». Пробовали допытаться, от кого ребенок, но она лишь ответила «от любимого человека» и попросила больше не спрашивать ни о чем. Когда этот любимый человек в ее жизни появился, никто из девушек не знал. Вроде все время на глазах Саня, на свидания ни с кем не ходила. Институтские парни поначалу обращали на нее внимание, но она была со всеми ровна, никому взаимностью не ответила, вот потихоньку и поутратили к ней интерес.

Может быть, матери и сестре рассказала Саня о своей любви. Но они никогда никому ее тайной не делились.

В положенное время появилась на свет Настенька. Росла она умницей и красавицей. Саня в местной школе русский язык вела, а с Настей бабушка сидела. Аня к тому времени уже замужем была, жила в райцентре, но своих деток не было. Она очень племянницу любила, приезжала почти каждый выходной, привозила наряды и игрушки, нянчилась с малышкой.

Саня была хорошей учительницей. Дети ее обожали, родители уважали. Только с личной жизнью так и не заладилось. Ни к кому из деревенских ребят она благосклонности не проявила, хотя за ней пытались ухаживать. Пробовал кое-то из женатиков подкатывать, но Саня ясно дала понять, что не из «таких».

Настенька уже в первый класс пошла, когда Саня вновь забеременела. И снова было совершенно непонятно, кто отец ее ребенка. Лишь потом, когда в марте на свет появилась смуглая и черноволосая девочка с восточным разрезом глаз, деревенские кумушки вспомнили, что летом неподалеку от них строила мост бригада откуда-то с юга. Они построили и уехали, а в селе появилась новая жительница. Саня назвала дочку простым русским именем Маша в честь своей матери. Бабушка во внучках души не чаяла. Тетя Аня тоже, тем более, что ей самой бог так и не дал детишек. И Анин муж Иван полюбил девчушек как родных. Настя и Маша росли на радость близким.

Беда подкралась неожиданно. Марья серьезно заболела и в течение нескольких месяцев умерла. Аня и Саня долго не могли оправиться после такого удара. Переживали смерть бабушки и внучки. Настя уже была студенткой, а Маша училась в седьмом классе. Обе старались как могли поддерживать мать в горе, помогать ей.

Возникла у Александры и еще одна проблема. Их маленькую школу закрыли. Детей стали возить на школьном автобусе в райцентр. Учительнице русского языка там места не нашлось. Работа по специальности нашлась в другом селе за 15 километров от дома. Добиралась туда женщина на попутках.

В зарплате она проигрывала, потому что часов было меньше и классного руководства не досталось. Но Саня и этому была рада, в их селе работы не было вообще, а девочек ставить на ноги надо. Она завела хозяйство. Утром вставала затемно, чтобы успеть подоить корову, покорить поросенка и птицу. Хорошо, что Маша выросла не белоручкой, после уроков о хозяйстве заботилась она. Когда мама приезжала с работы, все уже было сделано, и ужин готов.

Саня после ухода матери похудела от горя и забот. Потому растущий живот стал заметен довольно рано. Мысли о том, чтобы избавиться от ребенка у нее даже не возникало. Аня отнеслась с пониманием. Она, обделенная радостью материнства, не могла себе представить, как можно добровольно отказаться от дарованного Богом малыша. Дочки радовались тому, что у них появится сестренка. Малышку назвали Олей. Девочка, в отличие от сестер, внешне была очень похожа на мать.

Росла она болезненной. Сане пришлось бросить работу в школе, устроиться продавцом в магазин к предпринимательнице. Но и за прилавком она всегда вела себя вежливо и с достоинством. Повода для сплетен никому не давала.

Настя закончила институт, устроилась на хорошую высокооплачиваемую работу. Вскоре она удачно вышла замуж за городского парня. У нее родилась дочка Аля, Александра. Через пять лет нашла свое счастье и Маша. У них с мужем появилась на свет Юленька.

Саня смогла уйти на заслуженный отдых и нянчится с внучками. Баловали малышек и Анна с Иваном. Оля после школы поступила в медучилище. Однажды приехала к маме на каникулы, та присмотрелась повнимательнее : «Да ты никак беремена, доченька?» На вопрос об отце ребенка Ольга молчала как партизан.

Саня не спала ночами, терзаясь мыслью о том, что дочка повторяет ее судьбу. «Не печалься, вырастим и еще одну внучку! – успокаивала сестру Анна. – Будет у нас настоящее женское царство».

А недавно Оля родила крепкого пацана. На выписку пришел и его отец, который понял, что был неправ, попросил у Ольги прощения и сделал ей предложение. Теперь и у этой дочери все в порядке. Наконец, Александра смогла вздохнуть спокойно.