Стыд

Галина Широкова Хоперская
     Когда  говоришь слово «стыд», уже испытываешь  дискомфорт. Из памяти выплывают неловкие, необдуманные слова и поступки, за которые многое бы отдал, лишь бы их не было в твоей жизни. Всплеснув руками, пытаешься отогнать эти мучительные воспоминания... Однако, если есть стыд, есть и совесть: она без зубов загрызёт, если  человек не желает принять себя плохим. Сократ считал, что нет украшения лучше стыда.  Наверное, прав был философ: когда человек краснеет, страдает, мучается - рождается его благородное «я».
     Постепенно детский стыд перерастает во взрослый: уже стыдно не отстоять свою позицию, стыдно промолчать там, где ждут твоего слова. Стыдно оставить человека в беде… Подобный стыд жгуч, невыносим, видимо, о нём  писатель Н. Анчаров сказал: «Стыд – это рвотное движение души». Совесть и стыд – вот два средства, которые позволяют индивиду стать человеком.
     Стыд предостерегает нас от свершения необдуманных, неблаговидных поступков, охраняет наше внутреннее пространство, помогает регулировать отношения с людьми - и это признак культуры. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин был убеждён: «Стыд есть драгоценнейшая способность человека ставить свои поступки в соответствие с требованиями той высшей совести, которая завещана историей человечества». Лучше не скажешь - великим человеком был этот писатель, названный его современниками "прокурором русской общественной жизни".