Каббала и хасидизм в России

Олег Сафронов
В хасидизме можно выделить два момента. Это массы, которые нужно удерживать, готовить, и приближать с помощью каббалы. Потому что они не способны сами принять. Как дети, как младенцы. Не могут ни переварить, ни проглотить науку каббала. И есть люди, которые могут.
В старые времена были адморы, учителя. Каждый из адморов до 18-го века был каббалистом в высоком постижении. И так распространилась каббала. Она стала понятной, известной, принятой в мире хасидизма. Хасидизм очень много сделал в этом отношении. Люди изучали если не сами труды Ари, то, по крайней мере, труды учеников Бааль Шем Това.
В любом месте, где были еврейские местечки, был рав, который учился, обучал, стал каббалистом. Было время такого расцвета – XVI-XVII века, вплоть до XIX века. Был буквально расцвет людей в постижении и они оставили много книг. Все книги адморов, этих первых хасидов – это книги тех, кто выросли после Б. Ш. Това. У него был хедер, дословно комната. Принимал парней, обучал и рассылал в разные места. Так они стали духовными лидерами тех местечек. Не было тогда интернета! Все деревни были оторваны друг от друга. Люди жили совершенно по-другому. Но с помощью своих учеников они пришли к очень большому распространению каббалы.
После Ари началось развитие каббалы на востоке - появилось несколько великих людей. Но в основном, это был регион Россия, Украина. Евреи там жили очень плохо, с погромами и под большим давлением. Это как раз помогло им быть погруженными в каббалу. Так они развивались. Каждый из учеников, кто учился у Б. Ш. Това, открыл свой хасидут, что называется хацер, двор. Собрал вокруг себя людей. И сегодня много таких – по названию тех местечек, где они жили тогда – в Росси, в Украине. Так и называются до сегодняшнего дня: хасидут Гур, хасидут Ружин, – такие хасидутские движения по названию тех деревень.
Евреи могли жить только в деревнях, нельзя было в городах. Нечем им было другим заниматься. Нужно было где-то как-то зарабатывать. И учиться. Как правило, в каждой деревне было один-двое богатых евреев. Таких, у которых было стремление к бизнесу, к богатству. И они поддерживали всю деревню. Они платили всей деревушке, чтобы занимались Торой. "Мы будем зарабатывать, а вы занимайтесь Торой". С тех пор и исходит все это понимание, называемое "Колель", что можно сидеть всю жизнь и учиться. Как говорится, "Тора будет его ремеслом".
Это все потому, что нечем было заняться, не было работы. Землю не давали, чтобы разрабатывать сельское хозяйство, и не принимали никуда на работу. И поэтому были сапожники, портные, и всё.
Так вот было. Но из всей этой непростой жизни как раз и развились хасидские движения. И их очень много. Это та же самая каббала, но она была общенародная, простонародная: "возлюби ближнего", сблизиться, милосердие, хорошо относится друг к другу. Все, о чем говорилось в каббале, но на материальном уровне, без исправления себя выше эгоизма, а так, быть хасидом внутри эго.
Ари как основа, как исходящий сверху вниз. А Бааль Шем Тов распространяется на поверхности. Мы уже много после всего этого. Потому что после того как Бааль Сулам ещё истолковал всю методику Ари и объяснил ее, так что каждый может учиться и понять, приблизиться к пониманию. Наше время – распространение.  Мы получили методику Ари сверху вниз, реализуем ее между собой и распространяем ее вширь. Мы делаем сегодня то же, только через интернет.