С. Боттичелли - живописец эпохи Ренессанса-1

Койфман Валерий
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

 «Во времена великолепного Лоренцо Медичи Старшего, которые  по обилию гениальных личностей были золотым веком, процветал еще Алессандро, прозванный по нашему обычаю Сандро ди Боттичелли. Он был сыном Мариано Филиппепи, флорентийского гражданина, который старательно воспитал его и дал ему образование. И хотя Сандро легко выучился всему, чему хотел, однако постоянно пребывал в беспокойстве, и отец с отчаяния посадил его за ювелирное дело.
В ту пору было величайшее общение между ювелирами и живописцами; благодаря этому Сандро, который был личностью даровитой, теперь увлекся живописью и решил всецело отдаться ей.
Скоро Сандро  достиг никем не ожидаемой высоты» - так Джорджо Вазари открывает биографию великого итальянского художника Сандро Боттичелли.
Правда, его искусству пришлось пережить длительный период почти полного забвения, чтобы через несколько столетий вновь быть «открытым».
На протяжении XVII и XVIII веков имя Боттичелли почти не вспоминали, так как он был безоговорочно отнесен к разряду второстепенных художников. Отчасти это объяснялось тем, что лучшие его работы не были известны публике. Так и «Весна», и  «Рождение Венеры»  были, например,  за пределами Флоренции.
Его работы путали с работами других художников: Мазаччо, Мантенья, Гирландайо и др.
Постепенно происходила переоценка ценностей: в 1815 году «Рождение Венеры» переводят из виллы Кастелло в Уффици, а «Весну» - во Флорентийскую академию (ныне в Уффици) и так далее.

Особую роль в пробуждении пристального интереса к Боттичелли сыграло течение прерафаэлитов, зародившееся в Англии в середине XIX века. Они провозгласили наиболее ценным искусство Средних веков и раннего Ренессанса, предшествовавшего Рафаэлю, а самогоРафаэля объявили знаменем академизма в Европе.
Прерафаэлиты оценили Боттичелли как тонкого и своеобразного лирика, художника-мечтателя, изолированного от какой бы то ни было конкретной исторической среды.
Особенно возрос интерес к творчеству Боттичелли в XX веке. Серьезное изучение архивных материалов, изыскания ученых позволили точнее определить произведения художника и установить связь его творчества с окружающей культурно-исторической средой.

Настоящее имя художника - Алессандро Филипепи (для друзей Сандро). Он был младшим из четырех сыновей Мариано Филиппепи и его жены Змеральды и родился во Флоренции в 1445 году.
По специальности Мариано был кожевником и жил с семьей в квартале Санта Мария Новелла на
виа Нуова. У него была своя мастерская неподалеку от моста Санта Тринита ин Ольтрарно.
Дело приносило весьма скромный доход, и старый Филиппепи мечтал поскорее пристроить сыновей и иметь, наконец, возможность оставить трудоемкое ремесло.
Первые упоминания об Алессандро, как и о других флорентийских художниках, мы находим в так называемом "portate al Catasto", то есть кадастре, куда вносились заявления о доходах для обложения налогом, которые в соответствии с постановлением Республики от 1427 года обязан был делать глава каждой флорентийской семьи.
Так в 1458 году Мариано Филипепи указал, что у него четыре сына Джованни, Антонио, Симоне и тринадцатилетний Сандро и добавил, что Сандро «учится читать» и что «мальчик он болезненный».
До сих пор вызывает сомнение происхождение прозвища Сандро - "Боттичелли" («боченок»): возможно, оно образовано от клички старшего брата, который, желая помочь стареющему отцу, судя по всему, много занимался воспитанием младшего ребенка. Мариано хотел, чтобы младший сын пошел по стопам брата Антонио, работавшего ювелиром, по меньшей мере, с 1457 года, что положило бы начало не большому, но надежному семейному предприятию.

Около 1464 года Сандро поступил в мастерскую Фра Филиппо Липпи. Фра Филиппо - "мастер исключительнейший и редкостный талант" (Вазари) - был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет его сын Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли.

Отдавшись целиком живописи, Сандро  стал последователем своего учителя и подражал ему так, что Фра Филиппо его полюбил и своим обучением вскоре поднял его до такой степени, о которой никто не мог бы и подумать.         
 В 1467 году Фра Филиппо отправился в Сполето, где вскоре и умер, а Боттичелли, по-прежнему желая утолить свою жажду знаний, стал искать среди художественных высших достижений эпохи иной источник.

Какое-то время он посещал мастерскую Андреа Верроккио, многогранного мастера, скульптора, живописца и ювелира, возглавлявшего бригаду разносторонне одаренных начинающих художников; здесь в ту пору царила атмосфера "передового" творческого поиска.
Не случайно именно у Верроккио учился в то же время молодой Леонардо.

Творчество Боттичелли тесно связано с судьбой его родной Флоренции.
Уже в 1250 году во Флоренции была принята I конституция, обеспечивающая господство пополанов (торгово-промышленного населения). Флоренция становится городом-республикой, установившей коммунальное управление, осуществляемое Синьорией.  («Нобили» – знать)
В 1289 году во Флоренции вслед за другими областями Италии отменяется крепостное право.
В XIV веке во Флоренции и других развитых городах появляются мануфактуры, новые формы торговли и банковского  дела (введение векселей и т.п.).
В начале XV века в борьбе за власть победу одержала богатая банкирская семья Медичи.

И с 1434 года фактическим правителем Флоренции стал умный, хитрый и ловкий Козимо Медичи - старший (1389-1464). Добившись практически абсолютной власти, Козимо всячески старался сохранить видимость республиканского правления, столь популярного у флорентинцев. Чем больше он реорганизовывал государственное управление, расставляя своих людей на важные должности, тем упорнее стремился внешне подчеркнуть демократичный характер власти. Династия Медичи управляла городом (с перерывами) в течение трех столетий.
Придя к власти, Козимо начал широко покровительствовать искусству. Это было не только личное увлечение. Во Флоренции искусство играло столь важную роль в жизни общества, что лучшим способом снискать популярность и авторитет для богатого горожанина, был заказ, сделанный архитектору, скульптору или живописцу.
Под впечатлением греческой философии Козимо Медичи создал кружок, получивший название Платоновской академии. Центральной фигурой этого кружка стал со временем философ Марсилио Фичино (1433-1499).
Крушение феодализма породило новую идеологию – гуманизм, где в центре стоит гармонически развитая личность, свободная от средневековых догм. Он же становится и главной темой искусства. Это была эпоха Возрождения.

В эпоху Возрождения опорой и высоким авторитетом в борьбе за новые достижения стала античность. Античные памятники, которые церковники пытались, но не смогли уничтожить до конца в Средние века, теперь начинают привлекать внимание поэтов, ваятелей, живописцев, зодчих.
Появилось большое количество трактатов по вопросам художественной и научной деятельности, в том числе знаменитые работы архитектора и теоретика Леона–Баттисты Альберти (1404-1472). Он писал о трех главных частях живописи: о рисунке, пропорциях, освещении.
Призывая художников следовать природе «глазами и умом», Альберти добавлял, что настоящий мастер «не удовольствуется только передачей сходства, но позаботится, чтобы придать красоту, ибо в живописи изящество не только приятно, но необходимо» (из «Десяти книг о зодчестве» Альберти).

Правда идеал красоты в эпоху Возрождения разовьется в XVI веке, но его первые ростки появились уже в XV веке или как его называют историки искусства – кватроченто. Этот век дал трех гигантов в архитектуре, скульптуре и живописи: Брунеллески, Донателло и Мазаччо.
Их творчество стало как бы краеугольным камнем для последующих мастеров Ренессанса, в том числе и для Сандро Боттичелли – героя нашего рассказа.