Учитель, воспитай ученика...

Софья Свадковская
                Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться…
                Е.М. Винокуров
 
-Саша! Ты готова? - спрашивает бабушка. Девочке совсем не хочется идти на урок музыки, она морщится, вздыхает, кладет в сумочку флейту в футляре и направляется к бабушке.
 Быстро вместе миновали два аккуратных немецких дома в новом седьмом  микрорайоне, поднялись на третий этаж, где внучка видит большую, кремовой масти величественную собаку неизвестной ей породы.
-Бабушка! Какая красивая! Можно мне ее обнять? Бабушка вопросительно смотрит на хозяйку собаки, которая замешкалась на площадке, пытаясь закрыть дверь. Хозяйка собаки  широко улыбается девочке, наконец-то справившись со злополучным замком.
- Конечно, красавица, - говорит она, любуясь малышкой. Девочка действительно обаятельна. Среднего роста, худенькая, прекрасного сложения в свои семь лет, светленькая, с красиво уложенными вокруг головы косами, девочка невольно заставляет всех любоваться своей  внешностью. Особенно красивы темно-синие глаза, с любопытством оценивающие окружающий мир под точно нарисованными аккуратными бровками.
 - Какая ты милая! - шепчет Саша, принимая в свои объятия понравившуюся собачку. Та в ответ, восторженно скуля, дружелюбно помахивает хвостом.
-Все, Сашенька, пора, мы опаздываем. Ирина Павловна нас ждет,- говорит бабушка, осторожно стучась в  противоположную дверь. Гостеприимно ее открывает всегда жизнерадостная, красивая женщина средних лет с величавой осанкой, несмотря на некоторую полноту, с  милыми ямочками на щеках, которые придают ее смуглому  лицу юношескую нежность. Саша дружелюбно треплет на прощание  собаку за ухо и вслед за бабушкой направляется в открытую дверь
- Ну что, давай знакомиться. Меня зовут Ириной Павловной. А ты Саша? Что тебя интересует? - все трое входят в гостиную, где хозяйка учтиво предлагает бабушке кресло, сама же с девочкой располагается у фортепиано, подставив маленькой гостье стул.
    Девочка отвечает на вопросы рассеянно, потому что впервые  пришла  к незнакомому учителю музыки, смотрит по сторонам, видит аквариум с золотыми рыбками, огромную куклу в белоснежном  пышном платье, украшенном рюшами. На секунду забывает, зачем пришла, любуется игрушками, фотографиями, огромным плюшевым медведем. 
-Сашенька, доставай ноты, покажи нам  свое задание,- просит бабушка. Девочка показывает Ирине Павловне несколько этюдов, которые ей необходимо разучить в каникулы.
                «                «                «
И урок начинается. Каждый из этюдов надо отработать до совершенства, понять его особенности, а дома закрепить. Ирина Павловна и Саша разбирают их, играют в четыре руки, пусть не все получается, но они   успешно двигаются от одного этюда к другому. Со временем девочка увлекается игрой, забывает об игрушках, окружающих ее со всех сторон, и становится раскованной.
    Когда дошли до этюда «Гей вы, кони, гей», Саша слушает учителя и начинает волноваться, видно, что ее что-то тревожит, беспокоит. Этюд сыгран, но волнение девочки не исчезает.
-Тебе нравится этюд?
-Да
-А чем он тебе полюбился?
-Играть весело. Слышится стук копыт, звон колокольчика, чей-то смех. Только что такое «гей»?
Ирина Павловна замирает  от неожиданного вопроса, вместе с ней волнуется и бабушка, восхищенно следящая за общением учителя и ученицы. Глаза взрослых встречаются лишь на мгновенье. Пожилая женщина уверена, что Ирина Павловна выйдет из любого сложного положения.
-Солнышко мое, это слово ничего не обозначает, кроме понукания лошадки, которую просят мчаться быстрее. Такое слово  можно заменить другим, более распространенным сейчас. Каким, как ты думаешь? Как бы я попросила  играть энергичнее, живее?
-Ну, давай-ка  быстрей, веселей!
-Конечно. Слово «ну» очень уместно для того, кто правит  лошадкой. А что ты принесла сегодня на урок, кроме пособия и нот?
-Это флейта, на которой я учусь играть. Ее еще дудочкой зовут.
-Правда? А ты не поиграешь мне? Никогда не слышала игры на флейте.
  Бабушка понимает, что Ирина Павловна лукавит для еще большей доверительности двух творческих натур.
 Девочка обстоятельно и с достоинством достает из травянистого цвета футляра  продолговатый музыкальный инструмент ярко- коричневого цвета, нежно прикасается к нему губками и…
  Флейта начинает рассказывать чью-то судьбу, не лишенную радости и грусти,  общения и одиночества. Игра девочки трогает еще и потому, что она сама не безучастна к тому, о чем играет: то ритмично раскачивается, тихо  убаюкивая  кого-то, то уверенно поднимает бровки, выпрямляется в стане и начинает призывать к уверенности и победам.
-Как прекрасно!- произносит  Ирина Павловна, восторгаясь игрой.- Жаль, что в нашей музыкальной школе не было такого инструмента. Я бы, наверное, тоже научилась играть на флейте.
  Ирина Павловна довольна сегодняшним  уроком музыки и разрешает осмотреться  и подержать в руках понравившиеся игрушки.
-До свидания!- произносит  познакомившаяся с игрушками  Саша, которой  уже не терпится: хочется на улицу, где ее ждут друзья, качели, солнышко, много различных игр и веселое общение.

                «                «                «
  Алевтина Яковлевна  вспоминает события двадцатипятилетней давности, свой такой родной, но сложный класс, где рядом с успешными, талантливыми детьми были дети  слабые, не уверенные в себе.  Но даже не это являлось проблемой у классного руководителя. Многие дети были  больными, и не лень, а болезнь мешала повысить качество их учебы.
   Вспомнился ей  такой родной, такой беззащитный перед лейкозом мальчик Костя, в глазах которого можно было прочесть усталость после двух-трех уроков, потому что об этом свидетельствовали его опущенные веки, кроме постоянной бледности юношеского лица.  До сих пор преклоняется классная  перед его родителями за  мудрость  при воспоминании о том, как его мама  в пятом классе  во время беседы  попросила учителя относиться к ее  мальчику, как ко всем остальным детям, не жалеть его, выделяя среди других, быть требовательной, не допуская снисходительности. Может быть, поэтому он занимался еще и картингом, хотя на таких  занятиях необходима  физическая сила.
    Не лучше была судьба Димы, случайно  попавшего в открытой  трансформаторной будке под сильнейший разряд тока, получившего страшнейшие ожоги и потерявшего руку.
   Андрея воспитывали бабушка с дедушкой, потому что его родители ушли из жизни очень рано. Папина и мамина бабушки не могли долгое время поделить внука, поэтому он рос замкнутым, но очень деловым и исполнительным. «Дал слово - держи»- его девиз жизни. Алевтина Яковлевна часто называла его своей правой рукой.
У каждого ребенка своя судьба, свои проблемы.
   Зная об этом,  хотела учительница сделать их жизнь в классе интересной и яркой. В этом ей помогали родители.
Отец скромной Танечки возил класс в дальние турпоходы даже в ноябрьские холода, потому что его рабочая машина была снабжена печкой. Исследование пещеры Чудесницы дети запомнили на всю жизнь.
Не менее трогательно и дорого воспоминание о ночевке в Ямском логу, где дети впервые в жизни «лучили» рыбу, пели песни, сидели у костра и припоминали истории из школьной жизни. Это тогда на брата Юли Тепляковой напали осы, рой которых задел он невзначай ногой. Первой бросилась спасать пацана мама Светы Спицыной, Елена Павловна, которая  была путеводной звездой  в походах и спортивных мероприятиях. Она вообще считалась  душой класса. Сейчас  ее дочь Светлана стала заведующей химической лаборатории  одного из заводов  в Выборге.
 У Ирины  Субботиной папа  - охотник и знает ягодные места. Осенью ребята вместе с Павлом Петровичем ходили за рябиной, которую сушили и сдавали в аптеку, обогащая  классную копилку..
 Девчонки – народ отчаянный, смешливый предприимчивый. Однажды на уроке русского языка две из этого «народа», дежурные Ирина и Оля, забрались в шкаф и сидели там до конца урока, ожидая  вопроса  учительницы  о том, кто дежурный. Остальные  ребята были в заговоре, решив их не выдавать, но и учительница  сама не торопилась идти у детей на поводу, пусть девчонки  посидят наверху, в шкафу, да подумают, хорошо ли шутить во время занятий. К концу урока шутницы не выдержали и начали издавать звуки: мяукали и лаяли, выдавая  свое присутствие. 
  С тех пор никто не отваживался  учиться русскому языку, сидя в шкафу. Одна из этих  двух девчонок стала сегодняшней Ириной Павловной. Помнится, как она  в седьмом классе  решила бросить музыкалку,  и  пришлось ее убеждать в  необходимости закончить учебу, чтобы потом не жалеть о несбывшейся мечте. Может быть, Ирина  и не помнит,   зато как это памятно  для классного руководителя.
                «                «                «
Во дворе весело. Кто-то на качелях, кто-то скачет на скакалке, кто-то весело смеется, сидя с друзьями на теннисном столе. Солнце ласкает каждого из детишек, ветер лохматит и без того лохматые волосы веселых друзей.
-Саша, времени семь, пойдем заниматься музыкой.
Об этом Алевтина Яковлевна договорилась с внучкой с утра, когда  та чистила зубки, умывалась и расчесывалась. Завтра урок музыки, а они еще не приготовились. Два дня промелькнули быстро за играми и весельем во дворе. Девочка морщит лоб и вздыхает. Нехотя она поднимается на пятый этаж, умывается, приготавливает ноты и начинает разыгрываться.
     Алевтина Яковлевна прислушивается к игре  внучки и понимает, что девочка играть не хочет. За дверью звуки фортепиано сменяются мертвой  тишиной, затем тихим скрипом вращающегося музыкального стула.
   -Саша, времени уже много, а ты  этюды не повторила.
 -Я повторю завтра с утра.
- Нет, надо сегодня поработать, ты вставать рано не любишь!- уже сердится бабушка.
  Вдруг звучат  сигналы скайпа, возвещающие   о желании мамы, папы, бабушки Ларисы и дедушки Толи поговорить с внучкой. Саша мчится к нему, не обращая внимания на бабушку Алю, стоящую в дверях   и строго,  из-под бровей смотрящую на внучку.
-Мамочка, папочка! Как я по вас соскучилась! - кричит Саша. Свердловчане смотрят на Сашу с любовью, радостью, интересом. Она уже вторую неделю отдыхает у бабушки Али и деда Алеши.
 Саша рассказывает о даче, где каждый день она обрывает у огурцов усы, собирает ягоды, которых нынче богатый урожай, лакомится горохом, готовит удобрение для растений и копает между грядками траншею, потому что обнаружила там "древний оросительный канал". Вдруг она вспоминает уроки музыки, ее глаза сверкают недобрым огоньком, как у маленького демоненка, и она  сердито произносит:
-Бабушка, дедушка! Бабка Алька заставляет меня ходить на уроки музыки! А я не хочу! Я приехала  сюда отдыхать, а не учиться!
 Бабушка Аля стоит рядом с монитором обескураженная от неожиданных грубых слов в свой адрес. Ей и обидно, и стыдно, и горько.  Но пожилая женщина молчит, не желая выдать своей горечи. Сколько в ее жизни было сложных ситуаций, и она всегда могла найти выход! А с родной внучкой оказалась в тупике.
 Вот внучка Сашенька  прощается с родными, они желают ей отличного отдыха, веселья.  Затем как ни в чем не бывало девочка садится с дедушкой Алешей за ужин, потом готовится ко сну, чистит зубки, умывается, читает книгу про принцесс добра и зла и засыпает сладким сном.  Но сладким ли?
                «                «                «
Утром  Ирина Павловна встречает бабушку и внучку, гостеприимно распахивая двери. Саша играет этюды уверенно и легко даже там, где раньше были у нее затруднения.
-Умница, Сашенька! - говорит Ирина Павловна, награждая девочку заслуженной похвалой. Саша смотрит на бабушку, ожидая, что та разделит с ней радость этой похвалы. Вместо этого Алевтина Яковлевна рассказывает Ирине Павловне историю у скайпа, которую внимательно слушает не только учительница, но и начинающая краснеть  внучка Саша.
   Выслушав историю, Ирина Павловна на секунду задумалась, потом  поднялась.
-Пойдем со мной,- уверенно пригласила она Сашу  в соседнюю комнату, двери которой были  до этого  всегда закрыты. Вошла туда и Алевтина Яковлевна.
 В комнате все очень скромно: стол, стул, деревянная кровать, накрытая мохнатым пледом, небольшой коврик у этой кровати.  Ничего особенного.
Вдруг в глаза бросается необычная стена над столом. Стена разделена на две части. На первой из них в определенном порядке висят награды за спортивные достижения. На полке множество кубков, радующих глаз яркими отблесками. Наград так много, что глаза разбегаются. Полина, дочь Ирины Павловны, - прекрасная баскетболистка, посещала секцию, часто проводила тренировки для ребят самостоятельно, без помощи тренера.
 На другой части стены, на золотистых обоях, изображены математические формулы, записываемые ученицей постепенно, по мере их изучения в школе. Девочка поставила перед собой цель – поступить на самый престижный факультет университета, чего и добилась своим трудом и упорством.
-Смотри, Саша, - говорит Ирина Павловна, - это комната моей дочки Полины. Сейчас ее нет в городе, потому что она учится в университете. Все медали ее. Училась Поля только на пятерки. Я ее никогда  не заставляла. Математические формулы она записывала на стену так, чтобы они были перед глазами всегда, потому что так их легко запомнить. Если хочешь в жизни достичь успехов, не надейся ни на кого. Берись за дело сама.
Саша внимательно смотрит на стену, изучая медали и кубки. В ее глазах читается удивление, восхищение и досада. На себя.
 Алевтина Яковлевна и внучка идут домой молча, и вдруг девочка поворачивается к ней, в глазах ее слезы, она обнимает бабушку, уткнувшись ей в живот и навзрыд произносит:
-Бабушка дорогая, прости меня. Я перед тобой виновата. Я никогда больше не обижу тебя.

       P.S. Через два года в Москве на конкурсе барочной музыки Александра получит пятый Диплом победителя. Каждый из них она поместит на стене своей комнаты.

Правильно сказал когда-то мудрый Е.М. Винокуров:
 Учитель, воспитай ученика,
 Чтоб было у кого потом учиться…